Игорь Пивовар - Гуманизм для чайников
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Гуманизм для чайников"
Описание и краткое содержание "Гуманизм для чайников" читать бесплатно онлайн.
Книга о мировоззрении, которое провозглашает человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей наивысшей ценностью, а также предлагает наиболее человечные способы организации общества.
Гуманизм для чайников
Игорь Пивовар
© Игорь Пивовар, 2017
ISBN 978-5-4485-3466-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ПРЕДИСЛОВИЕ
Мы живем в бурное и интересное время. Буквально на наших глазах меняются эпохи и происходят значительные социальные сдвиги. Еще вчера существовало большое количество тоталитарных государств с их многочисленными запретами и ограничениями. Сегодня почти всех этих стран и ограничений нет. Совсем недавно отгремела ужаснейшая в истории человечества война, затем на протяжении долгих лет существовала угроза повторения еще более страшного глобального военного конфликта. Сейчас такой угрозы нет. Несколько десятилетий назад большая часть населения Земли жила в тяжелейших материальных условиях, не зная и сотой доли сегодняшнего комфорта, не имея доступа к элементарным материальным благам. В наши дни современная инфраструктура проникает во все уголки земного шара. До недавних пор возможность духовного развития являлась уделом избранных. Сегодня большая часть человечества умеет писать и читать, имеет хотя бы начальное или среднее образование, имеет доступ к информации и знаниям, обладает невиданной возможностью обмена данными. Во всем мире наблюдается взрывной социальный и научно-технический прогресс. Внимательный наблюдатель легко заметит эти изменения. В то же время, во многих регионах мира сохраняются, повторяются либо возникают обратные процессы – ограничение свободы человека, войны и насилие, ухудшение благосостояния.
Лучшие умы человечества пытались объяснить эти процессы, но с переменным успехом. Лишь в наше время, через многие сотни лет с тех пор, как люди стали задумываться над подобными вопросами, после смены многих исторических эпох и по прошествии значительного количества исторических событий, благодаря развитию исторической науки, других гуманитарных и естественных наук появилась возможность изучить, сравнить, осмыслить и объяснить эти сложнейшие процессы во всей их совокупности. Стало возможным выявить причины как позитивных, так и негативных социальных явлений и, что самое главное, – обнаружить ту модель общественного устройства, при которой возможен наибольший комфорт и свобода для каждого отдельного человека.
Это может показаться очень простым, но если мы хотим повлиять на состояние какого-либо объекта, то именно этот объект и должен являться главным направлением приложения сил. Главнейшим же мерилом успешности либо неуспешности данного процесса должно являться состояние объекта до и после соответствующих действий. Кажется естественным, что при выработке наиболее успешной модели общественного устройства центральным объектом должен являться человек. Однако, как показывает история, это было и есть далеко не очевидным фактом.
На протяжении истории бытием человека интересовались и занимались различные учения и концепции – религиозные, философские, многие из которых трансформировались в идеологические. Были предложены и опробованы различные способы обустройства человеческого общества. Но, как показала история, все они, за одним исключением, оказались неэффективными с точки зрения обеспечения счастья и свободы человека. Причина неудач – отвлечение от человека и увлечение другими вещами, которые казались более величественными и первостепенными: сверхъестественные существа и рай на небе, идеальные учения и рай на земле и др.
Исключением стала та модель, в которой человек являлся первостепенным. Мировоззрение, которое провозглашает человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей наивысшей ценностью, а также предлагает наиболее человечные способы организации общества, получило название «гуманизм».
Об этом мировоззрении и пойдет речь в данной книге. Будут рассмотрены также другие концепции – религиозные и идеологические, история их претворения в жизнь, роль науки и рационального познания действительности. Будут проанализированы ценности современного общества, представлены примеры того, как они, наряду с идеями гуманизма, преобразуют наш мир.
Насколько верны суждения и выводы автора – судить читателю. Наша динамичная эпоха ежедневно демонстрирует, и будет демонстрировать живые примеры тех процессов и явлений, которые описаны в книге.
Что касается названия книги, почему «гуманизм» – понятно, но почему – «для чайников»? С началом широкого распространения компьютеров, как нового явления, появилась необходимость помогать начинающим пользователям в его освоении. С этой целью в Америке стала издаваться серия книг, простым и доступным языком, без лишних подробностей и специальной терминологии объясняющих, что такое компьютер и с чем его едят. Впоследствии стали выходить сборники и по другой тематике. Серии подобных книг получили название «… for Dummies», в русском языке закрепилось выражение «… для чайников» (для новичков).
Название данной книги раскрывает ее цель – познакомить читателя с таким сравнительно новым мировоззрением как гуманизм, простыми словами объяснить, что это такое, и как идеи гуманизма могут повлиять на жизнь каждого из нас.
ГЛАВА 1
ИСТОРИЯ
Человеческая цивилизация существует около пяти тысяч лет. Всемирная история условно делится на следующие эпохи: Первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время. Как показывает история, вплоть до эпохи Новейшего времени жизнь обычного человека была крайне тяжелой и беспросветной.
Для раннеисторического этапа был характерен очень высокий уровень насилия внутри человеческого общества. Существа, которых наука именует Homo Sapiens (от лат. – человек разумный), вели себя как звери. Убийства, насилие, геноцид, рабство являлись обычным явлением. Уровень насилия стал значительно снижаться только с наступлением так называемого нравственного переворота Осевого времени (термин, означающий исторический период, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее современный тип человека).
В первом тысячелетии до нашей эры появляются и распространяются новые этические доктрины, философские и религиозные учения: буддизм, индуизм, зороастризм, даосизм, конфуцианство, иудаизм и др., в новую эру – христианство и ислам, основанные на иудаизме (все три религии родственны и относятся к авраамическим).
Постепенно сформировалась особая форма осознания мира, основанная на вере в бога и включающая в себя свод моральных норм, норм поведения, культов и обрядов – религия (от лат. Religare – воссоединять).
Новые учения и религии, в частности, иудаизм, христианство и ислам, способствовали утверждению новых моральных ценностей (не убий, не укради, равенство людей перед богом и др.), закрепили, придав им религиозную окраску, традиции, правила поведения и взаимодействия человека с окружающим миром. Авраамические религии также сформулировали свою целостную модель мироустройства, объясняющую все аспекты человеческого бытия, причем как при жизни, так и после смерти. Все это позволило снизить уровень насилия внутри обществ, придерживающихся соответствующих религий. В то же время, уровень насилия к иноверцам и чужакам не только не снизился, но и возрос уже на религиозной почве.
Укрепившись, религии стали претендовать на монополию в объяснении мироустройства и контроле всех аспектов человеческого бытия, став крайне нетерпимыми к иным концепциям и точкам зрения.
Буквальное восприятие религиозных учений и текстов религиозных книг, отвержение всякой возможности их альтернативного либо либерального толкования, а также критики, провозглашение неизменности догматики, требование строгого исполнения всех религиозных предписаний, а также придание религиозным структурам господствующих позиций в обществе получило название «религиозный фундаментализм» (от лат. Fundamentum – основание). «Фундаментализм» является также собирательным наименованием философских, религиозных, моральных и социальных течений, имеющих крайне консервативный характер и отрицающих все новое и чуждое той или иной культуре.
Религиозный фундаментализм в значительной мере способствовал тяжелой и беспросветной жизни огромного количества людей на протяжении тысячи лет. Сохраняется он, к сожалению, и сегодня.
На рубеже 19-20 веков на смену, а иногда и в дополнение к религиозному фундаментализму, приходит фундаментализм идеологический. В это время в Европе появляются и получают значительное распространение идеи справедливого общества и построения рая на земле – идеологии. Идеология (от греч. Идеа – прообраз, идея, и Логос – слово, учение) – совокупность взглядов, выражающих интересы различных социальных групп, на основе которых формируется отношение людей к социальной действительности и друг к другу, а также предлагается новая модель социального устройства с изменением или уничтожением предыдущих.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Гуманизм для чайников"
Книги похожие на "Гуманизм для чайников" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Пивовар - Гуманизм для чайников"
Отзывы читателей о книге "Гуманизм для чайников", комментарии и мнения людей о произведении.