» » » » Ольга Аверина - Рим в любую погоду. Район Пинья, или Шишка на ровном месте


Авторские права

Ольга Аверина - Рим в любую погоду. Район Пинья, или Шишка на ровном месте

Здесь можно купить и скачать "Ольга Аверина - Рим в любую погоду. Район Пинья, или Шишка на ровном месте" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Рим в любую погоду. Район Пинья, или Шишка на ровном месте
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Рим в любую погоду. Район Пинья, или Шишка на ровном месте"

Описание и краткое содержание "Рим в любую погоду. Район Пинья, или Шишка на ровном месте" читать бесплатно онлайн.



«Знать Рим – знать все». Эта фраза великого Гете вполне может стать эпиграфом к серии книг под общим названием «Рим в любую погоду». Предлагаемая вниманию читателей вторая книга серии посвящена описанию достопримечательностей одного из центральных районов Рима – Пинья, среди которых Пантеон, базилика святого Марка, главные церкви доминиканского и иезуитского орденов – Санта Мария сопра Минерва и Иль Джезу и многие другие. Книга рассчитана на всех тех, кому интересны Рим и история Европы.






К 1568 году, когда строительство возобновилось, умерли и Игнатий Лойола, и Микеланджело, но оставался жив главный спонсор строительства – «великий кардинал» как называли его современники – Алессандро Фарнезе. Архитектором семьи Фарнезе в те годы был Джакомо да Виньола, которому кардинал и поручил продолжить, а фактически построить церковь совместно с архитектором-иезуитом Джованни Тристано.

В 1573 году, когда основные работы были завершены, умер Виньола, спустя два года – Тристано и заканчивал здание, возведя фасад и купол, Джакомо делла Порта, ученик Виньолы и Микеланджело. На этот раз не возникло никаких препятствий и в 1584 году Иль Джезу была освящена.

Итак, начнем осмотр с фасада. Джакомо делла Порта был мастером эпохи перехода от маньеризма к раннему барокко. Он придал фасаду Иль Джезу форму в соответствии с темой, которую использовал Леон Баттиста Альберти, один из авторов стиля Высокого Возрождения, для флорентийской церкви Санта-Мария Новелла. Фасад разделен на два горизонтальных яруса с колоннами различных ордеров28, а более узкий верхний ярус обрамлен по краям спиралевидными соединительными деталями – волютами. Такое оформление в дальнейшем стало типичным для церквей в стиле барокко.

На фасаде Иль Джезу запечатлено имя «великого кардинала» Алессандро Фарнезе, на чьи средства она была возведена. Ироничные римляне даже присвоили церкви второе имя – Tempio Farnesiano или Фарнезианский храм. Алессандро был тезкой и внуком папы Павла III (в миру Алессандро Фарнезе), во время понтификата которого был утвержден орден иезуитов и созван Тридентский собор.

Имя Алессандро Фарнезе29 гордо красуется над выполненной в бронзе и мраморе монограммой имени Христа – IHS, состоящей из первых трех букв латинского написания имени Иисус.



Монограмма имени Христа из латинских букв IHS стала появляться в средние века в связи с упадком Греции, чей язык перестал быть языком культурных элит. Первоначально это была греческая конструкция ΙΗΣ – первые три буквы греческого написания имени Иисуса – ΙΗΣΥΣ. Уже к XVIII веку эти буквы стали считать принадлежащими римскому алфавиту – ІНS от IHSOUS. Появились и различные толкования этого символа – «In Hac Salus» или «В этом спасение», «Iesus Hominum Salvator» или «Иисус, спаситель человечества. В немецкоговорящих странах широко распространено толкование «Jesus Heil und Seligmacher» – «Иисус Спаситель и Искупитель».


Добавленные иезуитами изображения заостренного в виде меча креста и стилизованной из гвоздей буквы «V» (Victoria – Победа) придали монограмме значение «IHoc Signo (In hoc signo vinces – Сим победиши)»30. Ну а недоброжелатели ордена иезуитов придумали свое толкование: Iesuiti Habent Satis – «У иезуитов всего навалом».

По обе стороны от монограммы (скульптор XVI века Бартоломео Амманнати), фасад украшают скульптуры двух самых известных иезуитов – основателя ордена святого Игнатия Лойолы, попирающего Ересь и его сподвижника – святого Франсиско Ксавьера, придавившего Язычество.

Согласно «Наставлениям» о церковной архитектуре кардинала XVI века Карло Борромео двери храмов – вещь в буквальном смысле «не проходная»: чтобы отличаться от дугообразных городских ворот, церковные двери должны быть оснащены прямой перемычкой; они не должны быть низкими, их число должно быть нечетным, высота разной, а над центральной дверью должно находится скульптурное или живописное изображение, связанное с храмом.

Как мы видим, все наставления кардинала в отношении церковных дверей у Джезу были соблюдены.

Над центральным порталом установлены два цветных овала: с гербом ордена иезуитов и города Рима с крестом и надписью S.P.Q.R. – Senatus Populus que Romanus (Сенат и Римский Народ),31 чей муниципалитет является патроном церкви.

Поднявшись по ступеням и войдя в дверь храма с оживленной суетливой площади (иезуиты, как правило, строили свои церкви на оживленных площадях, где было много народа), верующие словно проходят в иное духовное измерение – священную жизнь Церкви.

Еще до того, как в пользу использования в плане церкви латинского креста высказался святой Карло Борромео, Джакомо да Виньола уже создал на этой основе этого плана Иль Джезу. В свою очередь, Виньола взял в качестве образца церковь Сант-Андреа в Мантуе – творение другого гениального архитектора XV века Леона Баттиста Альберти.

Внушительное внутреннее пространство церкви организовано в виде единственного сводчатого нефа. Такой неф мог служить вместительной аудиторией для проповедей, которым иезуиты придавали огромное значение. Благодаря высоким окнам и куполу на стыке трансепта хорошо виден центр притяжения всей церкви – центральный алтарь, где совершаются религиозные таинства.


Такая планировка церкви прекрасно соответствовала решениям Тридентского собора, придавшим особое значение участию верующих в отправлении службы. Традиционное наличие в церквях большого количества семейных алтарей приводило к тому, что в день на них могли одновременно проводиться по несколько поминальных месс и обедень, оплаченных в завещаниях на десятилетия вперёд, а внимания на службу на главном алтаре, где совершалось таинство Евхаристии, верующие почти не обращали.

Композиция Иль Джезу, в которой сочетание центрированного, организованного вокруг обширного купола пространства с удлиненным пространством нефа, послужила эталоном для последующей европейской архитектуры. В период Контрреформации этот образец был перенят во всей Европе и вплоть до XIX для возведения храмов использовали одинаковую схему – просторный единственный неф с неглубокими алтарями и боковыми капеллами, часто их размещенными в толщине стен, которые обрамляли куполообразными арками.


Впервые входящие в церковь люди испытывали, и продолжают испытывать восторженное потрясение от пышного и затейливо украшенного интерьера. Святой Игнатий Лойола, считавший, что Бог являет себя через красоту в искусстве, немало способствовал тому, чтобы иезуитские церкви повсеместно отличались богатейшим художественным оформлением.

Кроме того, церкви иезуитов можно назвать своеобразным «драматическим театром», так как в их интерьере акценты расставлены не только на изображении христианских святых, но и на полной страсти и решительности борьбе Церкви с ересями. Как упоминалось ранее, бывший испанский офицер с боевым опытом Игнатий Лойола определял членов своего ордена как солдат Бога, готовых служить распространению католицизма во всем мире и его защите от врагов внешних и внутренних.

К украшению «театрального» интерьера Иль Джезу привлекались лучшие живописцы, скульпторы, каменщики и другие профессионалы своего дела как члены ордена, так и светские. Так, в разработке дизайна потолка принимал участие Джан Лоренцо Бернини, а скульптурное оформление свода выполнили в 1679 году скульпторы его мастерской Эрколе Антонио Раджи и Леонардо Ретти.

Отдельного описания заслуживает грандиозная потолочная фреска «Триумф Имени Иисуса», которую, как и многие другие фрески в церкви, написал приехавший в Рим генуэзский живописец Джованни Баттиста Гаулли (1639—1709), прозванный Бачиччио, что на генуэзском диалекте означает имя художника. Молодой художник в 1657 году переехал в Рим после того, как время эпидемии чумы потерял всех членов своей семьи. В Риме талантливого юношу взял под покровительство знаменитый Джан Лоренцо Бернини, который стал продвигать его в получении заказов под свое поручительство.

Выполненные Гаулли фрески в церкви Святой Марты произвели большое впечатление на его земляка – одиннадцатого генерала иезуитов Джованни Паоло Оливу (1664—1681). Отец Олива, выбрав Гаулли из числа других, более именитых живописцев, руководствовался не только фресками в Святой Марте, но и в первую очередь рекомендацией Джан Лоренцо Бернини. В 1672 году священнослужитель выплатил художнику 12 тысяч скуди за роспись купола и потолка Иль Джезу. В 1675 году была закончена фреска купола «Рай», а в 1679 Гаулли представил фреску потолка «Триумф Имени Иисуса». С последней мы и начнем осмотр.

Сюжет фрески был призван проиллюстрировать слова апостола Павла: «Посему и Бог превознес Его (Иисуса) и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних…» (Фил. 2:9—10). Изображенная в центре монограмма Имени Христа осеняет лучами Церковь и святых, среди которых Франциск Ассизский, Екатерина Сиенская, Франческа Римская, Филиппо Нери. Из простых смертных чести быть осененными Именем Иисуса удостоились император Тиберий и кардинал Алессандро Фарнезе: первый был исцелен нерукотворным изображением лика Христа на плате Вероники, а на средства второго была построена церковь, с моделью которой кардинал и изображен.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Рим в любую погоду. Район Пинья, или Шишка на ровном месте"

Книги похожие на "Рим в любую погоду. Район Пинья, или Шишка на ровном месте" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Аверина

Ольга Аверина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Аверина - Рим в любую погоду. Район Пинья, или Шишка на ровном месте"

Отзывы читателей о книге "Рим в любую погоду. Район Пинья, или Шишка на ровном месте", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.