Коллектив авторов - Выдающиеся ученые о познании
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Выдающиеся ученые о познании"
Описание и краткое содержание "Выдающиеся ученые о познании" читать бесплатно онлайн.
Зачем человечеству познание? Что оно даёт? По каким законам распространяется знание среди людей? Почему люди так часто не принимают новое знание? Каким должен быть настоящий учёный и каким он не должен быть? В книге на эти темы размышляют гении прошлого и современные учёные, что даёт возможность сопоставить разные точки зрения. Хрестоматия снабжена многочисленными иллюстрациями, а также иллюстрированным Указателем имён, где приводятся краткие сведения обо всех упоминаемых деятелях.
Выдающиеся учёные о познании Хрестоматия
Комната астронома XVIII века
Литография В.Бахмана
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная».
А.С. Пушкин
Стремление к познанию мира – одно из отличий человека от других обитателей нашей планеты. Обучение на примерах мышления – один из способов поддержать и развить в растущем человеке его стремление научиться мыслить, любознательность. Например, в итальянских школах в программы введено изучение трудов Галилея как примера чёткости и ясности мышления для учеников.
Хрестоматия собрала в себе некоторые примеры размышлений выдающихся учёных-классиков и современников о познании, науке, просвещении. Тексты отобраны специально для старшей школы таким образом, чтобы полезные школе качества мышления учёных были в них ярко проявлены и могли служить целям обучения. Эти качества – ясность и образность языка, обоснованность, системность и логичность изложения, строгость к средствам выражения, смысловая глубина. Немаловажно, что за каждой строкой этих мыслей стоит духовная составляющая, человечность её автора. Именно это качество делает образы учёных такими ценными для культуры; от нашего понимания их наследия зависит во многом наш истинный прогресс. Работы классиков науки полезны ещё и тем, что являются опорой для дальнейшего расширения знания – их идеи могут служить маяком в море многочисленных научных гипотез и научных направлений нашего времени.
Трудно охватить в ограниченном объёме всё лучшее, что высказано о познании, и выбор имён определялся во многом симпатиями составителя. Однако список персоналий Хрестоматии нельзя считать завершённым, ведь форма и стиль книги позволяют изменять и уточнять её материал, расширять и дополнять.
Многообразие образцов рассуждений на определённую тему даёт ученикам возможность выбора. Хрестоматия состоит из текстов, собранных в три тематических раздела, и приложений: словаря, указателя имён, списков источников. Тексты даны в сокращениях, но так, чтобы максимально сохранить оригинальную манеру изложения. Места, где пропущена часть фразы, отмечаются многоточием: … Места, где пропущены целые фразы, отмечены многоточием в скобках <…>.
«Словарь» поясняет слова, выделенные в текстах звездочкой (*).
«Указатель имён» приводит краткие сведения и портреты тех, чьи имена выделены в текстах серым цветом.
Чтобы образы учёных воспринимались полнее, все тексты хрестоматии дополнены портретами. Таким образом, несколько текстов одного автора дают возможность видеть целую серию портретов одного человека. Многие портреты и рисунки были отсканированы из редких книг или журналов; есть редкие гравюры.
Хрестоматия даёт возможность учителю:• Развивать мышление учеников на конкретных примерах «прекрасномыслия»;
• Обогащать личности своих воспитанников прикосновением к незаурядным личностям подвижников просвещения; Привлекать учеников к построению урока, предлагая выбор текстов и степени сложности заданий;
• Дополнять материал уроков, обращаясь к мнениям учёных и фрагментам их биографий; Ярче выявлять личностные качества учеников, наблюдая за их предпочтениями и особенностями понимания текстов;
• Составлять самые разнообразные задания к текстам или предлагать уже разработанные из цифрового приложения к Хрестоматии;
• Давать творческие домашние задания; предлагать выбор домашних заданий на определённую тему;
• Дополнять и изменять содержание Хрестоматии.
Хрестоматия даёт возможность ученикам:• Обогащать своё сознание прикосновением к идеям и личностям учёных;
•Учиться обоснованному мышлению на увлекательных примерах; сравнивать рассуждения учёных, учиться ставить вопросы и искать ответы;
• Выбирать тексты и уровень сложности заданий;
• Делать сообщения для уроков по определённой теме;
• Дополнять содержание Хрестоматии.
Методические рекомендации для учителя, задания к Хрестоматии и варианты возможных ответов предлагаются на отдельном диске.
Дорогой читатель! Мы будем благодарны Вам за высказанные мнения и замечания. Их можно выслать по электронной почте на адрес:
СоставительРаздел 1
ЗАЧЕМ ПОЗНАВАТЬ
Цитаты о смысле познания
• «Кто ничего не знает – тот ничего не любит;
Кто ничего не умеет – тот ничего не понимает;
Кто ничего не понимает – тот ничего не стоит;
Тот же, кто понимает, тот и любит, и наблюдает, и видит».
Парацельс• «То, что ныне считается невозможным, будет претворено в жизнь; и то, что в одном веке считается суеверием, в следующем станет основой науки».
Парацельс• «Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия… Несовершеннолетие – это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны когото другого. …Имей мужество пользоваться собственным умом!»
И. Кант• «Наука имеет одно назначение, к чему стремятся все отрасли её, а именно – высшее совершенствование человечества».
Б. Спиноза• «Ум есть ни что иное, как хорошо организованная система знаний».
К.Д. Ушинский• «Вера в необходимость милосердия есть результат истинного знания».
К.Э. Циолковский• «Сейчас наука… работает одновременно и для счастья человечества, и для его гибели. Будет ли этот вопиющий контраст когда-либо разрешён? Уничтожит ли когда-нибудь наука этот позор для человеческой мысли?
И.П. Павлов• «…Картина звёздного неба начинает вскрывать нам негаданные… явления. Достаточно… вспомнить о существовании… газообразных масс, плотность которых в десятки тысяч раз больше плотности воды, тогда как земная материя в самых тяжёлых её представителях, в платине или иридии, всего в 20–22 раза тяжелее воды».
В.И. Вернадский• В 1977 году в Англии была издана «Энциклопедия незнания». В ней говорится: мы не знаем, как образовалась Галактика, что такое магнетизм, как устроено Солнце, почему вымирали виды, что такое сознание, как в мозге хранится информация (если она там хранится), как человек управляет памятью, что такое ум; происхождение человека и других видов и т.д.
Джордано Бруно Ноланский (1548–1600) о следствиях невежества: «МИР СТРАДАЕТ…»
Памятник Дж. Бруно в Риме на Кампо-ди-Фиори, где в 1600 г. пылал костёр
«…В грозной битве с неправдой ищу я удачи…»
Пир на пепле.Моему ненавистнику.Бруно Д. Избранное. – Самара: Агни, 2000. – 592 с. С. 68.Если бы от природы было известно различие между светом и мраком, то прекратилась бы древняя борьба мнений, в которой целый ряд поколений стремился истребить друг друга… заявляя, что только они одни обладают истиной…
Различные расы и секты человечества имеют свои культы* и учения и предъявляют претензии на первенство, проклиная учения остальных. В этом причина войн и разрушения естественных связей. Поэтому мир страдает от бесчисленных бедствий, и, можно сказать, человек является бо́льшим врагом человека, чем всех остальных животных.
От полного невежества мы переходим к слепому усвоению привычных взглядов… и научаемся так же презирать законы, веру и нравы наших противников, как они презирают нас.
К предрассудкам религии и веры присоединяются предрассудки знания. От выбора моих родителей и учителей, от произвола и фантазии, от славы какого-либо учёного зависит, во что превратится моё невежество… Неужели вы не понимаете, какое могущественное влияние оказывает на нас воспитание… как оно может помешать пониманию самых простых вещей и надевает духовные шоры* на глаза.
Господство над народом утверждают самые мрачные и кровожадные вожди. Человек в смертельном ужасе влачится по путям жизни и заслоняет от себя солнечный свет тенями ада.
Высказывания Джордано Бруно об обществе и человеке / Бруно Д. Избранное. – Самара: Агни, 2000. – 592 с. С. 503–505.Мы ведём борьбу не за лёгкое и ничтожное дело, но за дело, чрезвычайно трудное…
<…> Из одной области в другую распространялись пороки, яды религии и извращённых законов, вызывающие раздоры и взаимное истребление, и были посеяны плевелы, удушающие всякие добрые плоды.
О безмерном и неисчислимом / Там же, с. 488.Трудное, редкое и необычное дело предпринимаешь ты… поскольку ты хочешь их вывести из мрачной пропасти к открытому и ясному виду звёзд… Хотя твоё усердие будет полезно людям, тем не менее нападки неблагодарных будут разнообразны…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Выдающиеся ученые о познании"
Книги похожие на "Выдающиеся ученые о познании" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Выдающиеся ученые о познании"
Отзывы читателей о книге "Выдающиеся ученые о познании", комментарии и мнения людей о произведении.