Илья Ручкин - Законы власти Сунь-цзы
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Законы власти Сунь-цзы"
Описание и краткое содержание "Законы власти Сунь-цзы" читать бесплатно онлайн.
Взгляд на древнейший трактат о военном искусстве «Законы войны Сунь-цзы» (Сунь-цзы бин фа) с точки зрения науки о власти, известной под названием – кратологии. В частности проведён анализ властных отношений описанных в трактате в рамках концепции власти В. Г. Ледяева. Это позволяет увидеть, что положения, касающиеся вопросов подчинения людей, столь же эффективны, универсальны и уникальны, как и положения, относящиеся к военной стратегии.
Сунь-Цзы, У-Цзы. Трактаты о военном искусстве. Пер. Н. И. Конрада. – М.: ООО «Издательство ACT»; СПб.: Terra Fantastica, 2002.С.36.
46
Малявин. В. В. Китайская военная стратегия. – М.: «Издательство Астрель», «Издательство АСТ», 2002.С.118.
47
Roger T. Ames. Sun-tzu: the art of war. The first English translation incorporating the recently discovered Yin-ch’uen-shan texts. The Random House Publishing Group. New York • Toronto, 1993. P. 73.
48
Ralph D. Sawyer. The Seven military classics of Ancient China. Boulder • San Francisco • Oxford: Westiew Press, 1993. P. 157.
49
«Побуждение» как вариант перевода иероглифа лин следует отличать от «побуждения» как вида власти. В первом случае это широкое понятие подразумевающее воодушевление, возбуждение, воспитание, поощрение к какому либо действию (мышлению) за выполнение которого объект совсем не обязательно будет вознагражден. В последнем случае означает только материальное или иное вознаграждение объекта за подчинение субъекту.
50
Сунь-Цзы, У-Цзы. Трактаты о военном искусстве. Пер. Н. И. Конрада. – М.: ООО «Издательство ACT»; СПб.: Terra Fantastica, 2002.С.36.
51
Малявин. В. В. Китайская военная стратегия. – М.: «Издательство Астрель», «Издательство АСТ», 2002.С.118.
52
Ralph D. Sawyer. The Seven military classics of Ancient China. Boulder • San Francisco • Oxford: Westiew Press, 1993. P. 157.
53
Roger T. Ames. Sun-tzu: the art of war. The first English translation incorporating the recently discovered Yin-ch’uen-shan texts. The Random House Publishing Group. New York • Toronto, 1993. P. 73.
54
См.: Инцюэшань ханьму чжуцзянь и, сань е. («Бамбуковые дощечки [с письменами] из захоронения периода Хань в Инцюэшань. [Выпуск] первый») с.3.
55
Ледяев В. Г. Власть: концептуальный анализ. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001. С. 294.
56
Ледяев В. Г. Власть: концептуальный анализ. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001. С. 290.
57
Ледяев В. Г. Власть: концептуальный анализ. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001. С. 291.
58
Ледяев В. Г. Власть: концептуальный анализ. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001. С. 303.
59
Ледяев В. Г. Власть: концептуальный анализ. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001. С. 295.
60
Ледяев В. Г. Власть: концептуальный анализ. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001. С. 292.
61
Цзо чжуань («Комментарии Цзо» или Чуньцю Цзо чжуань «Комментарий г-на Цзо к „Вёснам и осеням“») – комментарии к летописи Чуньцю согласно традиции, написанные Цзо Цю-мином в V в. до н. э. Содержит описание событий с 722 по 468 гг. до н.э.
62
Вариант перевода высказывания: и юй цун жень цзэ кэ и юй и жень цун юй сянь цзи. Фраза сановника государства Лу – Цзан Вэнь-чжуна (ум. 617 г. до н.э.). В Цзо чжуань при описании событий под 20-м годом правления Си – гуна (640 г. до н.э.) сообщается, что Цзан Вэнь-чжун произнес эти слова, когда узнал о желании сунского правителя Сян-гуна (ум. 637 г. до н.э.) объединиться с князьями (см.: http://ctext.org/library.pl?if=gb&file=77349&page=10). Близкое по смыслу высказывание содержится в трактате Лю тао (разд. Вэнь тао, гл. Мин чуань): и шэн юй цзэ чан юй шэн и цзэ ван (см.: http://ctext.org/library.pl?if=gb&file=84762&page=30). В русском переводе Р. Сойера – «справедливость превосходит желания – будешь процветать; когда желания превосходят справедливость – погибнешь», см.: Сойер Р. У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая. Пер. Р. В. Котенко. СПб.: Издательская группа «Евразия», 2001. С. 66.
63
См.: Инцюэшань ханьму чжуцзянь и, сань е. («Бамбуковые дощечки [с письменами] из захоронения периода Хань в Инцюэшань. [Выпуск] первый») с.3.
64
Цитата из главы Гунсунь Чоу ся трактата Мэн-цзы.
65
См.: http://ctext.org/library.pl?if=gb&file=84762&page=42
66
Шан цзюнь шу («Книга правителя [области] Шан») один из основополагающих трактатов школы закона (фа цзя) или легизма. Автор – Шан Ян (390 – 338 до н.э.) государственный деятель в Цинь. В трактате изложены идеи направленные на укрепление единоличной власти правителя. Наиболее важные из них: введение системы законов (фа), предусматривающих суровые наказания для нарушителей, независимо от их происхождения и социального положения; осуществление назначений и награждений исходя только из личных заслуг; введение системы взаимной слежки и т. п. При этом автор призывает отойти от древних традиций не соответствующих действительности и искоренять ученых – философов и их идеи.
67
Шан Ян (390 – 338 до н.э.) полководец, государственный деятель и реформатор государства Цинь. Один из ярких идеологов школы закона (легизма) и автор трактата – Шан цзюнь шу («Книга правителя [области] Шан»). Шан Ян увлек своими идеями правителя Цинь Сяо-гуна (правил в 361 – 338 гг. до н.э.) и реализовал их на практике. В результате чего Цинь стало превращаться в сильное государство. Одновременно это привело и к появлению противников реформ. После смерти своего покровителя Шан Ян сначала пытался бежать за пределы Цинь, но потом вернулся в принадлежащую ему область Шан (в Цинь) и собрал ополчение. В ходе сражения с войсками правителя Цинь ополчение Шан Яна было разбито, а сам он схвачен и казнен.
68
См.: http://ctext.org/library.pl?if=gb&file=77706&page=93
69
См.:http://ctext.org/library.pl?if=gb&file=77706&page=42
70
См.:http://ctext.org/library.pl?if=gb&file=77706&page=41
71
Советская военная энциклопедия. Т.6. – М.: Военное издательство, 1978.С. 530.
72
Ледяев В. Г. Власть: концептуальный анализ. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001. С. 291.
73
Хань Синь (ум. 197 гг. до н.э.) один из талантливейших полководцев императора Гао-цзу (256/247 – 195 гг. до н.э.) основателя династии Хань. Включился в борьбу за власть и поддержал восстание против императора (197 г. до н.э.). В результате хитрости императрицы Люй – хоу (ум. 180 г. до н.э.) могущественный полководец был схвачен и казнен.
74
Ду Му пересказывает фрагмент речи Хань Синя приводимой в «Исторических записках», в которой он объясняет своим помощникам как ему удалось одержать победу над многочисленной армией Чжао в сражении у горного прохода Цзинсин (205 г. до н.э.). В данной речи Хань Синь разъясняет положения, содержащиеся в Сунь – цзы бин фа. Комментатор подчёркивает, что Хань Синь, не имея времени для расположения к себе солдат, был вынужден в интересах победы прибегнуть к хитрости (манипуляции). Подробнее см.: Сыма Цянь. Исторические записки: («Ши цзи»). Т. VIII / Пер. Р. В. Вяткина. М., 2002. С. 112 – 116.
75
Вэнь-гун (правил 636 – 628 гг. до н.э.) – правитель княжества Цзинь. В результате дворцовых интриг в молодые годы был вынужден скитаться и лишь в преклонном возрасте стал правителем Цзинь. Один из пяти князей – гегемонов эпохи Чуньцю.
76
Цзы Фань (Цзю Фань, Ху Янь) родственник и советник Вэнь-гуна, сопровождавший и наставлявший его в годы скитаний и верно служивший ему в период правления.
77
Чжоуский Сян-ван (правил 651 до н. э.– 619 гг. до н.э.) из-за интриг своего младшего брата Дая, был вынужден бежать из столицы и просил о помощи цзиньского Вэнь-гуна (происходившего от одного предка, что и Сян-ван). Весной 635 г. до н. э. Вэнь-гун при помощи военной силы вернул законного правителя Сян-вана в столицу и убил Дая. Таким образом, восстановив справедливость, показал народу свою приверженность к ней и пример.
78
В Цзо чжуань сообщается, что в 25-й год правления Си – гуна (зима 635 г. до н.э.) правитель Цзинь Вэнь-гун окружил небольшое владение Юань. Предварительно приказал запастись провиантом для войска на три дня. За это время завладеть городом не удалось, а жители Юань не сдались. Вэнь-гун приказал уводить войско. Но пришедший лазутчик сообщил, что юаньцы собираются сдаваться. Офицеры также стали просить задержаться. На что Вэнь-гун ответил: «Доверие (синь) – есть сокровище государства, то, на что народ полагается. Получим Юань – потеряем доверие [из-за задержки людей в войске]. [В таком случае] как полагаться народу [на правителя]. То, чем пренебрегаешь – увеличивается». Он отступил от своих позиций на один дневной переход. Жители Юань были поражены тем, что, будучи правителем Вэнь-гун остался верным своему слову и сдались ему. Так Вэнь-гун продемонстрировал верность слову и вызвал доверие, как у подданных, так и побежденных. См.: http://ctext.org/library.pl?if=gb&file=77349&page=33
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Законы власти Сунь-цзы"
Книги похожие на "Законы власти Сунь-цзы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Илья Ручкин - Законы власти Сунь-цзы"
Отзывы читателей о книге "Законы власти Сунь-цзы", комментарии и мнения людей о произведении.