» » » » Николай Платошкин - Чили 1970–1973 гг. Прерванная модернизация


Авторские права

Николай Платошкин - Чили 1970–1973 гг. Прерванная модернизация

Здесь можно купить и скачать "Николай Платошкин - Чили 1970–1973 гг. Прерванная модернизация" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Русский фонд содействия образованию и наукеbb8722ec-1531-11e7-9b47-0cc47a5203ba, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Платошкин - Чили 1970–1973 гг. Прерванная модернизация
Рейтинг:
Название:
Чили 1970–1973 гг. Прерванная модернизация
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-91244-039-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Чили 1970–1973 гг. Прерванная модернизация"

Описание и краткое содержание "Чили 1970–1973 гг. Прерванная модернизация" читать бесплатно онлайн.



Данная работа посвящена исследованию событий, произошедших в Чили в период правления президента Сальвадора Альенде: 1970–1973 гг. Для прояснения сути этих событий, автор проводит краткий анализ политического и экономического развития страны за предшествующие 150 лет (с момента обретения Чили независимости), особое внимание уделяется десятилетиям, непосредственно предшествующим исследуемым событиям. К 1970 году провалилось несколько стратегий модернизации экономики страны, в том числе и щедро поддержанный США план «революции в условиях свободы» (1964–1970 гг.), призванный сделать из Чили либеральную альтернативу Кубе. Логика развития страны с неизбежностью вела к победе в Чили левых сил, которые действительно продемонстрировали свою способность изменить положение дел к лучшему, придя в 1970 году к власти. Автор подробно анализирует новаторскую экономическую политику левых, которая всего за год принесла невиданные в истории страны результаты. Но достигнутые Альенде успехи парадоксальным образом обернулись причиной его низвержения: на основании обильного документального материала (в том числе и из американских источников) в книге описывается подрывная деятельность США, направленная на свержение левого правительства Чили, закончившаяся кровавым военным переворотом в сентябре 1973 года и (вопреки господствующей на сегодняшний день теории) экономической стагнацией на несколько десятилетий.






Фрей, однако, был не фашистом, а оппортунистом. Когда в 1938 году с единым кандидатом на выборы вышел Народный фронт, церковь и Консервативная партия призвали всех верующих голосовать против этих «посланцев антихриста». Но Национальная фаланга не поддержала кандидата Консервативной партии Густаво Росса, которого считала откровенным и замшелым реакционером, и призвала своих членов сделать выбор самостоятельно. После победы на выборах кандидата Народного фронта с минимальным перевесом руководство Консервативной партии обвинило группу Фрея в предательстве[174], а церковь назвала его «христопродавцем».

Фаланга стала выступать на выборах самостоятельно, но никак не могла набрать больше 3–4 % голосов. Однако Фрей добился союза своей маргинальной партии с правящими радикалами (фактически поддерживая правительство Народного фронта), и в 1945 году его назначили министром общественных работ.

Если до Второй мировой войны фаланга восторгалась режимом Франко, то после 1945 года группа Фрея критиковала диктаторский режим в Испании, что соответствовало официальной линии чилийского правительства и ООН до 1947 года. Именно такая позиция привела в 1947 году к открытому разрыву между фалангой и епископатом. Архиепископ Сантьяго Хосе Мария Каро заявил: «Эта группа Национальной фаланги, которая утверждает, что состоит из католиков, не пользуется доверием церкви. Она борется против режима Франко – самого католического в мире; в этой борьбе она является союзником коммунистов; она также выступает за дипломатические и торговые отношения с Россией»[175]. Видимо, в глазах церкви все это было страшным грехом.

У группы Фрея в первые послевоенные годы действительно установились неплохие рабочие отношения с компартией – ведь обе силы были представлены в правительстве Виделы министрами. После оглушительного успеха коммунистов на муниципальных выборах 1947 года Консервативная партия и церковь опять обвинили фалангу в предательстве и двурушничестве. Епископат ультимативно потребовал от фаланги прервать все отношения с коммунистами. Председатель Католического действия (политического крыла католической церкви в Чили) епископ Аугусто Салинас в статье под характерным названием «Враги Христа» обвинил фалангу в том, что «она продает кровь Христа за горстку избирательных голосов»[176].

Однако Фрей не испугался. Он говорил, что до статьи Салинаса, согласно церковным проповедям, любил всех ближних, а после этой статьи научился ненавидеть. Один из священников поднял вопрос об отлучении Фрея от церкви. Другие возражали, и дело было передано на рассмотрение в Ватикан.

Фрей решительно выступал против доктрины предопределения судьбы промыслом божьим, которая фактически обрекала верующих на политическую пассивность. Церковь же утверждала, что даже если господь создал мир несправедливым, то все равно – пытаться менять его значит восставать против бога. Фрей говорил, что христианская мораль, наоборот, побуждает верующего к активной борьбе за лучшую долю. Ведь и Христос боролся и пострадал за улучшение жизни простых людей. Церковь же, по Фрею, «поддерживала господствующие социальные структуры; она защищала находившийся у власти политический режим во времена колониальной эры со всеми его эксцессами против городов и международной торговли…»[177].

Фаланга выступила против «проклятого закона», загнавшего коммунистов в подполье на 10 лет. Но именно этот закон и сделал из маргинальной партии Фрея общенациональную силу. В отсутствие коммунистов именно фаланга стала главным пропагандистом социальных реформ, агитируя за перераспределение земли, право рабочих на свободное объединение в профсоюзы, государственный контроль над ценами на продукты первой необходимости и ограничение влияния иностранного капитал в стране. В 50-е годы лозунги фаланги нельзя было отличить от программы нелегальной коммунистической партии.

В 1949 году не без воздействия идей фаланги раскололась и сама Консервативная партия. Ее правое крыло стало называться Традиционной консервативной партией, левое – Социально-христианской консервативной партией[178].

В том же году Фрей впервые смог выиграть выборы – он был избран в Сенат от Атакамы и Кокимбо, районов, где было сильным влияние запрещенной компартии. Без поддержки коммунистов Фрей не стал бы сенатором.

В 1952 году Ибаньес неожиданно предложил Фрею возглавить правительство, обещая ему полную свободу действий в проведении социальных реформ. Избранный как враг всех традиционных партий, Ибаньес видел во Фрее свежую фигуру, способную увлечь уставшее от бесконечной коррупции профессиональных политиков население. Тот после некоторых колебаний согласился, однако Ибаньес неожиданно забрал назад свое предложение – президент не справился с давлением консерваторов, которые были решительно настроены против «предателя» Фрея[179].

В июле 1957 года фаланга была переименована в Христианско-демократическую партию (ХДП), и Фрей стал ее лидером. Это была, пожалуй, одна из самых странных христианско-демократических партий – несмотря на название, у нее были откровенно враждебные отношения с католическим епископатом. В своей программе ХДП ориентировалась на родственные партии ФРГ и Италии, которые как раз в то время проводили обширные социальные реформы, чтобы ослабить в своих странах растущее влияние коммунистов. ХДС ФРГ и ХДП Италии оказывали партии Фрея финансовую и консультативную поддержку. Именно под воздействием своих западногерманских и итальянских друзей ХДП Чили стала скатываться на антикоммунистические позиции.

До начала 1960-х годов успехи «христопродавца» Фрея и его партии на парламентских выборах были более чем скромными. В 1953 году фаланга набрала 3,45 % голосов, ХДП в 1957-м – 8,59 %[180].

Президентские выборы 1958 года изменили ситуацию. За Фрея голосовали противники всех устоявшихся политических партий, которые разочаровались в Ибаньесе. Несмотря на сложные отношения ХДП с епископатом, за правых и центристских кандидатов на выборах 1958 года голосовали в основном те, кто регулярно ходил в церковь. По данным опросов, в столице Чили только 12,9 % избирателей, постоянно посещавших воскресные мессы, проголосовали за Альенде. Фрея из этой категории лиц поддержали 23,5 %, Алессандри – 37,1 %[181]. Однако, как видно из этих данных, тогда Фрей был все еще запасным вариантом правящих классов в борьбе против левой оппозиции.

Интересно, что среди протестантов и иудеев, живших в чилийской столице, 44,6 % в 1958 году предпочли левых кандидатов, а 19,6 % – правых.

Своей антисоциальной политикой Алессандри к 1963 году подорвал позиции правого лагеря (консерваторов и либералов). Было очевидно, что любой кандидат, которого будут расценивать как преемника Алессандри, потерпит на предстоящих президентских выборах сокрушительное поражение. Правая часть политического спектра, включая церковь, все больше и больше воспринимала Фрея и его ХДП как единственную альтернативу Альенде.

На парламентских выборах 1961 года ХДП совершила скачок, набрав 13,09 % голосов, – за Фрея проголосовала часть разочаровавшихся в Алессандри сторонников радикалов. Из 1 330 465 избирателей за христианских демократов высказались 212 604. Партия получила 23 места в Конгрессе и два – в Сенате. Однако социалисты и коммунисты на тех же выборах совместно набрали все же больше голосов, чем ХДП, – 18, 74 %[182].

В условиях стремительно ухудшавшегося социально-экономического положения подавляющей части населения не могла уже промолчать даже церковь. В апреле и сентябре 1962 года церковь обратилась к верующим с двумя пастырскими посланиями, первое из которых было посвящено положению дел на селе, а второе – общим экономическим проблемам страны[183]. Послания вызвали сильный резонанс в обществе, так как ничего подобного церковь ранее не заявляла. В первом послании критиковались латифундисты, которые не обрабатывали землю и мешали обрабатывать ее другим. Епископат высказался за конфискацию непродуктивно используемых поместий и распределение земли среди тех, кто желал ее обрабатывать. Собственно, того же самого требовали Альенде и коммунисты.

Во втором послании епископы выступили за проведение глубоких преобразований с целью устранения вопиющего социального неравенства в обществе, в частности, за проведение аграрной реформы, которая сильнее коснулась бы обеспеченных классов общества.

В то время церковь еще пользовалась солидным влиянием в обществе, прежде всего среди женщин и жителей сельской местности (последних в начале 60-х годов уже было менее половины населения). Церковь опиралась на крайне разветвленную систему приходов – на один приход в Чили приходилось 375 тысяч человек, а, например, в Бразилии – 510 тысяч[184].

Требование коренных реформ взяла на вооружение и ХДП.

В апреле 1961 года Национальная хунта (руководство) ХДП обнародовала первое программное заявление партии – «Декларацию Мильяуэ». В документе содержалось обещание в случае прихода к власти провести налоговую реформу, с перенесением центра тяжести сбора налогов на богатых. ХДП высказалась и за аграрную реформу, которая привела бы к полному уничтожению крупного землевладения. В сфере образования ХДП обещала равный доступ всем чилийцам к любым формам обучения. Для того чтобы заручиться поддержкой многочисленных в Чили средних слоев, «Декларация Мильяуэ» обещала защитить интересы мелких акционеров и остановить процесс концентрации собственности в руках немногих олигархов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Чили 1970–1973 гг. Прерванная модернизация"

Книги похожие на "Чили 1970–1973 гг. Прерванная модернизация" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Платошкин

Николай Платошкин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Платошкин - Чили 1970–1973 гг. Прерванная модернизация"

Отзывы читателей о книге "Чили 1970–1973 гг. Прерванная модернизация", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.