» » » » Николай Платошкин - История Мексиканской революции. Том III. Время радикальных реформ. 1928–1940 гг.


Авторские права

Николай Платошкин - История Мексиканской революции. Том III. Время радикальных реформ. 1928–1940 гг.

Здесь можно купить и скачать "Николай Платошкин - История Мексиканской революции. Том III. Время радикальных реформ. 1928–1940 гг." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Русский фонд содействия образованию и наукеbb8722ec-1531-11e7-9b47-0cc47a5203ba. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История Мексиканской революции. Том III. Время радикальных реформ. 1928–1940 гг.
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Мексиканской революции. Том III. Время радикальных реформ. 1928–1940 гг."

Описание и краткое содержание "История Мексиканской революции. Том III. Время радикальных реформ. 1928–1940 гг." читать бесплатно онлайн.



Период 1928–1940 годов находится в центре внимания последнего тома трилогии автора, посвящённой мексиканской революции XX века. Мексика, как и СССР, предпринимает рывок в сторону резкого ускорения экономического развития страны и создания собственной индустриальной базы. То же самое происходило в то время в Советском Союзе. И в Мексике, и в СССР ставка была сделана на радикализацию революционного процесса: на аграрную реформу и создание мощной национальной промышленности. Правительство президента Мексики Ласаро Карденаса проводило глубокие реформы под лозунгом выполнения обещаний революции и с учетом опыта советских преобразований. Именно поэтому изучение этого периода мексиканской истории – пика революции – представляет несомненный интерес для российского читателя. В результате событий 30-х годов были созданы политические системы, которые просуществовали в Мексике до 2000 года, в СССР – до 1991 года.

Итог революционной модернизации 30-х годов в Мексике и СССР был различным. Книга пытается дать ответ на главный вопрос – почему так произошло?






Портес Хиль понимал, что продолжавшийся внутриполитический конфликт серьезно ослабляет международные позиции Мексики, особенно по отношению к США, подрывает финансовую стабильность,[145] и каждый день приводит к человеческим жертвам. Если от добычи нефти государство получило в 1924 году 57 миллионов песо, то в 1928 году – лишь 19,9 миллиона. По официальным данным военного министерства Мексики, в стычках с «кристерос» каждый месяц с обеих сторон погибали 800–1000 человек.

В мае 1929 года Морроу сообщал в Вашингтон, что настроение общества в Мексике подавленное и никто не верит в способность правительства подавить движение «кристерос»[146]. Правительству Мексики нужен был мир.

Еще Кальес весной 1928 года через посредничество Морроу пытался найти общий язык с находившимся в США в эмиграции мексиканским епископатом, однако смерть Обрегона и последовавший за ней острый внутриполитический кризис прервали переговоры.

Весной 1929 года после подавления мятежа Эскобара у «кристерос» исчезла последняя надежда на победу или хотя бы почетный мир. Освободившаяся после разгрома мятежа армия нанесла измотанным отрядам «кристерос» ряд чувствительных поражений. Это дало возможность Портесу Хилю предложить католикам мир с позиции силы.

1 мая 1929 года в интервью иностранному корреспонденту ряда европейских и американских газет Дюбосе Портес Хиль заявил, что не считает церковь как таковую ответственной за кровавые акты фанатиков-«кристерос»: «…правительство не обвиняет в этом католические элементы страны…оно ни в коем случае не преследует религию»[147]. А если во главе банд «кристерос» и стоят отдельные священники – то это отбросы духовенства. Правительство Мексики, подчеркнул Портес Хиль, не будет препятствовать возобновлению богослужений в храмах, если священники будут уважать закон и воздерживаться от политической пропаганды.

Уже 2 мая архиепископ Мексики Леопольдо Руис-и-Флорес ответил на интервью Портеса Хиля заявлением в примирительном духе: «Религиозный конфликт в Мексике не мотивирован причинами, которые не могли бы разрешить люди доброй воли. В качестве доказательства этой доброй воли слова Президента Портеса Хиля имеют большое значение»[148].

Мосты, таким образом, были наведены. 8 мая 1929 года на встрече с прессой в Мехико Портес Хиль одобрительно отозвался о заявлении архиепископа и выразил готовность встретиться с ним для урегулирования конфликта между государством и церковью. Текст заявления Портеса Хиля был передан через американское посольство в Мехико в госдепартамент и Ватикан.

11 мая 1929 года Морроу рекомендовал архиепископу Руису-и-Флоресу обратиться с письмом на имя Портеса Хиля. Проект письма американский дипломат заготовил заранее[149]. В нем фактически уже содержался искомый компромисс: церковь соглашалась на обязательную регистрацию властями священников, но при условии, что те предварительно будут утверждены епископатом. Признавая светский характер образования, церковь обязалась также заниматься преподаванием религиозной доктрины вне школ «в подходящем для этого месте». Со своей стороны, мексиканское правительство подтверждало, что Конституция 1917 года не направлена на разрушение церкви.

Почти месяц архиепископ Руис-и-Флорес советовался с госдепартаментом и Ватиканом и, получив «добро», 8 июня 1929 года в сопровождении епископа Паскуаля Диаса прибыл в Мексику. Для обеспечения безопасности католической делегации к поезду, в котором ехал Руис-и-Флорес, был прицеплен вагон посла США. Опасаясь эксцессов, оба священнослужителя сошли еще до того, как поезд достиг Мехико, и проделали остаток пути на автомобиле. В столице гости остановились в доме военно-морского атташе посольства США.

12 и 13 июня 1929 года епископы встретились с президентом Мексики и в ходе бесед с Портесом Хилем выработали компромисс. За основу было взято письмо Морроу, которое 18 июня Портес Хиль фактически представил как свое предложение по урегулированию конфликта. Епископы для соблюдения приличий подождали три дня и согласились.

Согласно совместной декларации[150] от 21 июня 1929 года положение закона 1926 года, по которому государственные власти регистрировали священников (что означало разрешение на богослужение), оставалось в силе. Однако государство в качестве уступки обязалось не регистрировать тех, кто предварительно не был бы одобрен епископатом. Религиозное образование в государственных школах по-прежнему запрещалось, однако церкви разрешалось проповедовать свою доктрину детям в храмах. Наконец, за служителями культа как обычными гражданами сохранялось полное право обратиться в Конгресс с требованием об отмене закона 1926 года или его отдельных положений.

Таким образом, обе стороны сохранили лицо, хотя главное требование церкви, которое и привело к восстанию «кристерос», – отмена закона 1926 года, выполнено не было. Генерал Роберто Крус так оценил достигнутый компромисс: «Они (церковь – прим. автора) нарушают Конституцию, но немножко. Мы притворяемся дураками, но тоже немножко»[151].

После достижения соглашения с церковью была объявлена амнистия всем бойцам отрядов «кристерос», которой воспользовались примерно 14 тысяч человек. Характерно, что Портес Хиль не стал подписывать с «кристерос» никаких документов, не желая признавать их воюющей стороной. Он лишь устно согласился на предложения об условиях прекращения борьбы, которые от имени «кристерос» были переданы ему одним из руководителей Лиги защиты религиозной свободы Луисом Бельтраном.

Рядовым участникам банд «кристерос» оплачивался проезд в любой конец Мексики, где они хотели поселиться. «Офицерам» «кристерос» было даже позволено сохранить личное оружие. За каждую сданную винтовку правительство выплачивало 25 песо.

По всей Мексике 26–27 июня 1929 года после трехлетнего перерыва возобновились богослужения.

12 июля с манифестом к мексиканскому народу обратилась Лига защиты религиозной свободы, подчеркнувшая с горечью, что узнала о соглашении правительства и епископата из газет. Будучи поставленной церковью перед фактом, лига объявила о прекращении вооруженной борьбы.

В августе 1929 года командующий Национальной гвардией (так именовали себя «кристерос») Дегольядо издал приказ о роспуске своей армии. В приказе ясно говорилось о предательстве церкви: «Национальная гвардия перестает существовать, будучи не побежденной ее врагами, но покинутой теми, кто должен был бы в первую очередь получить ценные плоды ее самоотверженности и жертв»[152].

В манифесте от 25 июня 1929 года мексиканская компартия осудила соглашение правительства с церковью: «Церковь, которая в течение веков представляла феодально-латифундистские порядки, теперь будет представлять также интересы класса капиталистов, класса предпринимателей-эксплуататоров. Церковь – вечный инструмент, необходимый для удержания в темноте и подчинении широкие народные массы, теперь снова с удвоенной силой возьмется за дело разрушения среди народных масс той небольшой доли политической сознательности, которую они приобрели в ходе революции»[153].

26 июня 1929 года «Правда» откликнулась на окончание религиозного конфликта в Мексике заметкой «Мексиканское правительство капитулировало перед реакцией», тональность которой объяснялась, бесспорно, только что произошедшим запретом компартии Мексики. Отмечалось, что «соглашение, заключенное между правительством и духовенством вызвало недовольство в ряде районов. В штате Мичоакан крестьяне заявили о своем возмущении соглашением и в знак протеста пытались занять церкви»[154]. 28 июня «Правда» сообщила под заголовком «Мексиканское правительство в союзе с реакционерами», что «в Мексике отменен закон, которым ограничивались имущественные права католической церкви. Церковные здания возвращаются духовенству»[155].

Действительно, после того как церковь в августе 1926 года прекратила богослужения в храмах, они были переданы под надзор местных комитетов граждан тех населенных пунктов, где находились. Теперь все здания были возвращены церкви.

Ликвидация церковного конфликта была большим достижением Портеса Хиля. Временный президент попытался также решить и рабочий вопрос в стране.

Статья 123 Конституции 1927 года провозглашала основные права рабочих, однако на местах трудовое законодательство должны были принимать правительства штатов. А они с этим не спешили. В 1928 году только четыре штата – Сонора. Юкатан, Веракурус и Тамаулипас – приняли местные трудовые кодексы[156]. Рабочие требовали принятия федерального трудового законодательства. Однако КРОМ и лабористы, которые при Кальесе имели в стране огромное влияние, с этим не торопились. В самом же Конгрессе ненависть к Моронесу и КРОМ большинства депутатов была настолько сильной, что они блокировали принятие федерального трудового законодательства подчас только затем, чтобы насолить Моронесу.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Мексиканской революции. Том III. Время радикальных реформ. 1928–1940 гг."

Книги похожие на "История Мексиканской революции. Том III. Время радикальных реформ. 1928–1940 гг." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Платошкин

Николай Платошкин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Платошкин - История Мексиканской революции. Том III. Время радикальных реформ. 1928–1940 гг."

Отзывы читателей о книге "История Мексиканской революции. Том III. Время радикальных реформ. 1928–1940 гг.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.