Алла Швандерова - Обществознание

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Обществознание"
Описание и краткое содержание "Обществознание" читать бесплатно онлайн.
Учебник представляет собой материалы по вопросам, раскрывающим содержание жизни общества и его отдельных сторон: экономической, политической, духовной, культурной, становления и функционирования государства, появления и развития форм общественного сознания.
Учебник отвечает требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.
Обобщенныe практические знания составляют и так называемую «народную мудрость». Большинство ее положений нашло свое выражение в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках. В них в образной форме излагается свое видение предметной деятельности человека. Например: «Семь раз отмерь, один отрежь», «Куй железо, пока горячо», «Без труда не вынешь рыбки из пруда».
Знания, приобретенные в процессе повседневной жизни людей, усваиваются:
– стихийно;
– без специальной познавательной деятельности;
– в процессе овладения «живым» опытом.
В ненаучных формах познания огромную роль играет интуиция (от латин. intuitus – взгяд, вид). Интуиция – это непосредственное постижение истины без логического обоснования.
Интуитивное познание сродни вдохновению. На бессознательном уровне интуиция стимулирует процессы познания и творчества. С ее помощью можно постигать все уникальное и неповторимое.
2.11. Истина. Особенности и виды истины
Истина – это знание, соответствующее действительности.
Необходимо заметить, что в самой природе не существует ни истин, ни заблуждений. Они являются характеристиками человеческого познания. Основными особенностями (чертами) истины являются:
– объективность, означающая, что содержание истинного знания не зависит ни от человека, ни от человечества;
– субъективность, подразумевающая, что истина всегда связана с человеком, вне его не существует и является одной из непременных ценностей человеческого бытия;
– конкретность, подчеркивающая, что полученное в результате познания знание отражает определенный предмет или фрагмент действительности. Абстрактной истины нет. Истина всегда конкретна.
Постижение истины представляет собой процесс непрерывного ее «движения», которое характеризуется понятиями:
– абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание об объекте. Абсолютная истина практически недостижима и выражает цель научного познания, стремление к которой является его движущей силой;
– относительная истина – это неполное, неточное, неисчерпывающее знание. В процессе познания относительная истина может изменяться и дополняться.
Абсолютная и отнocитeльная истины не противоположны друг другу. Они способны к изменению и дополнению между собой. Противоположностью истины, в известных условиях в нее переходящей и из нее возникающей, является заблуждение.
Заблуждение – это несоответствие знания фактическим обстоятельствам.
Источниками заблуждения могут быть:
– несовершенство познавательных способностей индивида;
– предубеждения, пристрастия, субъективные настроения индивида;
– плохое знание предмета познания, опрометчивые обобщения и выводы.
Заблуждения необходимо отличать от:
– ошибки (как результата неверного теоретического или практического действия, а также толкования данного явления);
– лжи (как преднамеренного распространения заведомо неверных представлений).
Заблуждение является органичной частью истины и cтимyлирует процесс познания в целом. Человечество веками занимал вопрос: а как различать истину и заблуждение? Что является критерием истины?
Разные мыслители усматривали критерии истины в разном. Одни считали таковым чувственный опыт; другие – соответствие представлениям большинства людей, договоренностям между учеными, мнению авторитетов; третьи – соответствие божественным заповедям. Универсальным критерием истины признана практика, т. е. вовлеченность познаваемого объекта в деятельность человека. целенаправленная деятельность людей, ориентированная на познание и преобразование мира.
Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на роль истины. При этом практика понимается достаточно широко, включая следующие виды деятельности:
– материально-производственную;
– общественно-политическую;
– научно-экспериментальную;
– художественно-творческую.
Между тем, не всегда истину можно проверить практикой.
Отсюда следуют постоянные поиски в науке способа подтверждения достоверности наших знаний.
К примеру, в научном познании именно результаты экспериментов служат наиболее весомыми доказательствами истинности гипотезы, предположения.
В ходе практической деятельности человечество вырабатывает также иные, частные критерии установления истинности знания – к примеру, очевидность, здравый смысл, логическая правильность.
Тест к разделу II
1. Верно ли суждение? Человек есть продукт:
А. Биологической эволюции. Б. Социальной эволюции.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) вepно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
2. К сфере сознательного относится:
а) инстинкт самосохранения;
б) творческое озарение;
в) благородное намерение;
г) паническое настроение.
3. Выберите из перечисленных явлений относящееся к бессознательному:
а) твердое убеждение;
б) целенаправленное припоминание;
в) точное понимание;
г) интуиция.
4. И человеку, и животному свойственны потребности в
а) самореализации;
б) самосохранении;
в) самопознании;
г) самообразовании.
5. Понятие «человек» обозначает:
а) единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа;
б) субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни;
в) любого, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами;
г) социальную индивидуальность, неповторимость, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретной социокультурной среды.
6. Единичный представитель человеческого рода называется:
а) индивидом;
б) индивидуальностью;
в) личностью;
г) творцом.
7. Индивидом человек становится:
а) после рождения;
б) после получения образования;
в) достигнув определенного возраста;
г) заняв руководящую должность.
8. Bepны ли следующие суждения о личности?
А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и сознательной деятельности. Б. Новорожденный человек является личностью.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верно и А, и Б;
г) оба суждения неверны.
9. Человека как личность характеризует(-ют):
а) особенности строения тела;
б) общественная активность;
в) особенности темперамента;
г) состояние здоровья.
10. Верны ли суждения?
A. Любой человек является личностью.
Б. Личность есть совокупность индивидуальных черт.
B. Личностью человек становится при взрослении.
Г. На становление личности в первую очередь влияют семья
и родственники.
1) АБ; 2) БВГ; 3) БГ; 4) АБВГ.
11. Совокупность черт, отличающих данного человека от всех других, присуща:
а) личности;
б) индивидуальности;
в) индивиду;
г) гражданину.
12. Какие суждения верны?
а) Понятия «индивид» и «индивидуальность» по сути совпадают.
б) Новорожденного ребенка можно назвать индивидом, но не личностью.
в) Без общества индивид не может стать индивидуальностью.
г) Общественные качества – главное в характеристике личности.
13. Верны ли следующие суждения?
А. Человек как участник общественных отношений и сознательной деятельности – это индивид.
Б. Человек как участник общественных отношений и социальной деятельности есть личность.
1) верно только A;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
14. Определение: «Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит» относится к понятию:
а) адаптация;
б) воспитание;
в) социализация;
г) образование.
15. Верно ли суждение?
Социализация индивида осуществляется:
А. В результате целенаправленного воздействия общества.
Б. Под воздействием законов природы.
а) верно только А;
б) верно только Б;
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Обществознание"
Книги похожие на "Обществознание" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алла Швандерова - Обществознание"
Отзывы читателей о книге "Обществознание", комментарии и мнения людей о произведении.