Алла Швандерова - Обществознание
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Обществознание"
Описание и краткое содержание "Обществознание" читать бесплатно онлайн.
Учебник представляет собой материалы по вопросам, раскрывающим содержание жизни общества и его отдельных сторон: экономической, политической, духовной, культурной, становления и функционирования государства, появления и развития форм общественного сознания.
Учебник отвечает требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.
Валерий Кулиевич Цечоев, Алла Робертовна Швандерова
Обществознание
© В. К. Цечоев, А. Р. Швандерова, 2017
© Издательство «Прометей», 2017
* * *От авторов
Современный человек должен знать общество, в котором живет. Эту задачу помогает решить курс обществознания – интегрированный курс знаний, отобранных из комплекса общественных наук: социологии, экономики, политологии, правоведения, а также философии и психологии.
В результате освоения курса обучающийся должен:
знать что представляют собой:
– человек в системе общественных отношений;
– человек как творец и творение культуры;
– общество как сложная динамическая система;
– экономика и экономическая наука;
– социальные отношения;
– религиозные объединения и организации в Российской Федерации;
– политика как общественное явление;
– политический процесс, его особенности в Российской Федерации;
– избирательная кампания в Российской Федерации;
– правовое регулирование общественных отношений.
уметь:
– характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
– анализировать актуальную информацию о социальных объектах;
– объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;
– осуществлять поиск социальной информации;
– оценивать действия субъектов социальной жизни;
– применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
владеть навыками:
– работы с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
– критического осмысления актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
– решения познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
– анализа современных общественных явлений и событий;
– освоения типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т. п.);
– применения полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;
– аргументированной защиты своей позиции, оппонирования иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
– написания творческих работ по социальным дисциплинам. В результате освоения дисциплины формируются ключевые
компетенции:
– сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
– владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
– владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
– сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
– сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
– владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Авторы настоящего пособия попытались выстроить логическую цепочку теоретического познания общества, выделяя характеристику основных составляющих жизни социума.
Пособие состоит из 8 разделов:
– общество;
– человек, познание, деятельность;
– духовная сфера жизни общества;
– экономическая сфера жизни общества;
– социальная сфера жизни общества;
– политическая сфера жизни общества;
– государство;
– право.
Каждый раздел разбит на темы. Каждая тема начинается с выделения используемых понятий.
К пособию прилагаются методические рекомендации по изучению курса, перечень вопросов и заданий для повторения. Желаем успехов в изучении обществознания
Раздел I
Общество и социальный прогресс
1.1. Понятие общества. Общество как сложная динамичная система
В широком смысле слова под обществом понимается обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе его жизнедеятельности.
В узком смысле слова общество – это определенный этап человеческой истории (например, феодальное общество) или отдельное конкретное общество (например, современное российское общество).
Латинское слово «социо» означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Первоначальное значение понятия «общество» и означало общность, союз, сотрудничество. Не случайно Аристотель, имея в виду, что только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество, называл человека «политическим животным». Общественное, социальное – это все то, что характеризует совместное существование людей и отлично от их природной, биологической основы. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует, как и становление человеческой личности невозможно вне общества, вне усвоения социального опыта, мира культуры и науки, программ поведения, общения и деятельности, накопленных социумом.
Усвоение социального опыта осуществляется через процесс обучения, воспитания, социализации индивидуума, в результате чего и формируется сознание человека, способное нe только отражать, познавать природный и социальный мир, но и творчески его преобразовывать.
В отличие от природы общество есть деятельность преследующего свои цели человека. Если в природе действуют слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы, то в обществе действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно, сознательно или порою под влиянием страсти, желания властвовать, но всегда стремящееся к определенным целям. В обществе ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.
В обществознании выделяют несколько подходов к пониманию феномена общества. Так, в рамках натуралистического подхода общество рассматривается по аналогии с природой как естественное продолжение закономерностей природы, как «венец» природы, хотя и не самое совершенное ее образование. С этих позиций общество и тип общественного устройства определяются силовыми взаимодействиями (вариант классического механизма – Т. Гоббс, П. Гольбах); особенностями географической и природно-климатической среды («географизм» – Монтескье, И. Мечников); спецификой человека как природного существа, его генетическими, половыми и расовыми особенностями (представители социобиологии – Э. Уилсон, Р. Докинс и др.); ритмами солнечной активности и космических излучений (А. Чижевский, Л. Гумилев); особенностями общества как живого организма (органистская версия – восходит к трудам Г. Спенсера); особым статусом «экономического фактора», экономики, которая признается субъектом истории, а люди оказываются пассивным «элементом» производительных сил, продуктами производственных отношений (в целом характерны для оппортунистической традиции – Э. Бернштейн и др., а также и для отдельных марксистов – П. Лабриола, П. Лафарг др.).
Перенесение центра тяжести с одной науки на другую в натуралистической программе отражало степень зрелости естествознания, науки в целом и появление в ней все новых лидирующих дисциплин, с помощью которых и объяснялись закономерности развития общества (механика, география, биология, экономика и т. д.).
Кризис натуралистической программы и формирование культур-центристского подхода к объяснению закономерностей развития общества в конце XІХ – нач. XX в. были связаны с осознанием различий природы и культуры, отличия природных объектов от общественных, развитием таких наук о человеке и обществе, как антропология, история, искусство, культурология, этнология, психология и др.
В рамках культурно-исторической (культур-центристской) исследовательской программы общество рассматривается как сверхиндивидуальная реальность, в которой воплощен мир моральных, эстетических, духовных ценностей и культурных смыслов, и образцов, обусловливающих ход всемирной истории и деятельности отдельных индивидов (Кант, Гегель, Гердер, Риккерт, Тейлор и др.)
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Обществознание"
Книги похожие на "Обществознание" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алла Швандерова - Обществознание"
Отзывы читателей о книге "Обществознание", комментарии и мнения людей о произведении.