Совет Алтайбек - Казахстан-Россия: тернистый путь к современной интеграции. Хронологическое собрание. 1731 – 2017 гг.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Казахстан-Россия: тернистый путь к современной интеграции. Хронологическое собрание. 1731 – 2017 гг."
Описание и краткое содержание "Казахстан-Россия: тернистый путь к современной интеграции. Хронологическое собрание. 1731 – 2017 гг." читать бесплатно онлайн.
Историческо-публицистическая книга «Казахстан – Россия: тернистый путь к современной интеграции. Хронологическое собрание. 1731 – 2017 гг.» охватывает весьма значительный исторический период с XIII века до начала XXI века. Она является практически первым учебным пособием, созданным казахстанцем Советом Алтайбеком и россиянином Германом Ивановым в постсоветский период. В основе книги лежат выверенные исторические материалы, свидетельствующие о непростых взаимоотношениях этих двух стран. Главным стержнем книги являются исторические процессы и герои, которые способствовали формированию истинно братских отношений между народами России и Казахстана.
Для обоснования неограниченной власти самодержца над государственным и общественным порядком использовались разнообразные приемы: сакрализация царской власти и наделение ее особой харизмой. Этой же цели служили теоретические выкладки главного идеологического документа петровского времени – «Правды воли монаршей»115 об обязанности подданных «без прекословия и роптания все от самодержца повелеваемая творити».
Для Петра I документы такого типа были необходимы, так как его деятельность, его методы проведения реформ в стране, даже его поведение, манеры коренным образом отличались от традиционных. Позицию Петра I отличали резкое неприятие всего русского, демонстративное пренебрежение к культуре собственной страны в целом и в деталях. В силу жизненных обстоятельств, Петр I с самого отрочества и всю юность находился в кругу иностранцев. Общение с ними давало ему представление об ином образе жизни, который резко контрастировал с известным ему с детства. Петр помнил и ненавидел кровавый бунт стрельцов в мае 1682 года, несправедливое правление Софьи, незаслуженное унижение матери Наталии Нарышкиной (вдовствующей царицы), затхлость московских теремов и косность боярской жизни.
Невозможно отрицать факта, что много кровавого пота было пролито русским народом, реализовавшим грандиозные Петровские идеи преобразования страны, сколько человеческих жизней принесено в жертву его амбициозным реформам. Вот уж когда «щепки летели» в процессе «рубки леса»!
Трехнедельные маневры под Кожуховом, на берегу реки Москвы, в 1694 г., в которые, по свидетельству участника князя Куракина едва ли, впрочем, непреувеличенному, введено было до 30 тысяч человек, велись по плану, серьезно разработанному при содействии того же Гордона, и о них составлена была целая книга с чертежами станов, обозов и боев. Князь Куракин говорит об этих экзерцициях, что они весьма содействовали обучению солдатства, а о кожуховском походе замечает, что едва ли какой монарх в Европе может учинить лучше того, прибавляя, однако, что тогда “убито с 24 персоны пыжами и иными случаями и ранено с 50”. Правда, сам Петр об этой последней своей потехе писал, что под Кожуховом у него, кроме игры, ничего на уме не было, но что эта игра стала предвестницей настоящего дела, каким были азовские походы 1695 и 1696 гг. Они оправдали эту игру, показав ее практическую пользу: Азов взят был с помощью артиллерии, подготовленной потешными экзерцициями, и флота, в одну зиму построенного на реке Воронеже под непосредственным руководством Петра, запасшегося необходимыми для того знаниями на переяславской верфи, и с помощью мастеров, там же выученных.»116
В связи с возрастающей критикой, ставящей под сомнения пользу проведенных Петром Великим реформ в политической, экономической и социально-общественной жизни Российского общества хотелось бы особо остановиться на вопросе причины «появления большого количества иностранцев в России». Обратимся к началу этого процесса и постараемя понять его корни.
Русские послы в Гааге
Итак официальные цели Великого посольства – дипломатической миссии России в Западную Европу в 1697-1698 годах.
Посольству предстояло выполнить несколько важных задач:
1. Заручиться поддержкой европейских стран в борьбе против Османской империи и Крымского ханства;
2. Благодаря поддержке европейских держав получить северное побережье Чёрного моря;
3. Поднять престиж России в Европе сообщениями о победе в Азовских походах;
4. Пригласить на русскую службу иностранных специалистов, заказать и закупить военные материалы, вооружение.
Однако практическим его результатом стало создание предпосылок для организации коалиции против Швеции.
Великими полномочными послами были назначены:
1. Лефорт Франц Яковлевич – генерал-адмирал, Новгородский наместник;
2. Головин Фёдор Алексеевич – генерал и воинский комиссарий, Сибирский наместник;
3. Возницын Прокофий Богданович – думный дьяк, Белёвский наместник.
При них было более 20 дворян и до 35 волонтёров, среди которых находился урядник Преображенского полка Пётр Михайлов – сам царь Пётр I.
Согласно приказанию царя посольство направлялось в Австрию, Саксонию, Бранденбург, Голландию, Англию, Венецию и к папе римскому. Путь посольства шёл через Ригу и Кёнигсберг в Голландию и Англию, из Англии посольство возвратилось назад в Голландию, а затем оно посетило Вену; до Венеции посольство не доехало. 14 июля 1698 неожиданно из Москвы пришли известия о бунте стрельцов и поездка была отменена.
По дороге в Москву царь узнал о подавлении бунта. 31 июля в Раве Пётр I встретился с королём Речи Посполитой Августом II. Общение двух монархов, бывших ровесниками, продолжалось в течение трёх дней. В результате возникла личная дружба и наметилось создание союза против Швеции. Окончательно тайный договор с саксонским курфюрстом и польским королём был заключён 1 ноября 1699 года. По нему Август должен был начать войну против Швеции вторжением в Ливонию. Назревал конфликт между Россией и Швецией, который вылился в Северную войну117 1700 – 1721 годов.
Одной из величайших битв в истории России является Полтавская битва118 которая закончилась полным разгромом шведской армии. Полтавская битва имела огромное значение для утверждения России как сильной державы. Страна навсегда закрепила за собой выход к Балтийскому морю. До сих пор презиравшие Россию европейские державы отныне должны были считаться с ней и относиться как к равной. Великая Северная война полностью изменила соотношение сил на Балтике. По итогам войны были присоединены Ингрия (Ижора), Карелия, Эстляндия, Лифляндия (Ливония) и южная часть Финляндии (до Выборга). Российское влияние прочно утвердилось и в Курляндии. Была решена ключевая задача царствования Петра I – обеспечение выхода к морю и налаживание морской торговли с Европой. К концу войны Россия обладала современной, первоклассной армией и мощным флотом на Балтике.
Конкретные «культурные преобразования» начались после первого возвращения Петра I из-за границы в 1698 году, но кульминация культурной реформации России связана с периодом строительства Петербурга. В новой столице России воплотился не только царский идеал морского, военного, административного города, но и его мечты о центре новой культуры, образования и просвещения. Для реализации своих целей Петр I использовал все доступные средства, включая опыт стран Западной Европы. Он перенял лучшие достижения Швеции и Германии, Дании и Голландии, Англии и Франции.
Политика насаждения всего нового, принцип «тащить за уши» в новую жизнь оборачивался неприятием, непониманием, а иногда и страхом русских людей.
Исключительно объективную информацию дают дневники и мемуары современников Петра. Большинство из них в то время писались для себя, для собственных детей, потомков, но не для широкой публики и содержали подлинные факты.
Для справки о состоянии образовательной системы в России приводим следующие данные.
Первая высшая школа – духовная академия – открылась в Киеве (тогда ещё польском) в начале XVII века. Спустя полвека и в Москве появилась Славяно-греко-латинская академия (1687). В ней учились Л. Ф. Магницкий119, М. В. Ломоносов120 и другие научные пионеры России. Впрочем, математику в Москве поначалу не преподавали, а в Киеве ограничивались начальными сведениями.
С открытием Академии наук121, куда пригласили, в числе прочих, крупнейших математиков Европы – Эйлера и Даниила Бернулли, которые начали читать свои лекции поначалу на латинском языке, высшая математика стала предметом преподавания в России, перевод преподавания в последующие годы, в частности физики, произошел в значительной степени благодаря стараниям, а также собственным переводам М.В. Ломоносова122.
М.В. Ломоносов, который в числе талантливейших студентов академии провел пять лет на обучении в Германии (начиная с 1736 года 3 года в университете Марбурга у знаменитого ученого X. Вольфа, а весь 1739 год – в Фрейберге у специалиста по горному делу И. Генкеля), пытался бороться с иностранцами, оккупировавшими Петербургскую Академию наук. В этом смысле показательны его жесткие дебаты с «деятелями от науки»123, которые взялись писать историю России. В угоду династии Романовых они прибегали даже к фальсификации исторических фактов и переписыванию общей концепции исторического развития страны. Гнев Ломоносова124 по этому поводу был просто беспримерным. Из всех дошедших до нас документов несомненно, что Ломоносов вел свою борьбу отнюдь не против немцев вообще, как это нередко утверждается, но с теми, в ком он видел препятствия к распространению просвещения в России, или кто не работал в Академии на пользу России. Ломоносова возмущала уничижительная и пренебрежительная оценка, которую эти новоиспеченные российские историки давали культурному уровню современной ему России. Тем не менее концепция российской истории, против которой так аргументированно выступал Ломоносов, в начале XIX века реализована Н.М. Карамзиным125 в его «Истории государства Российского»126. И хотя позже эту концепцию опроверг в своих исторических трудах В.О. Ключевский, до сих пор официальная версия истории России во многом базируется на весьма сомнительном, с точки зрения соответствия фактам, сочинении Н.М. Карамзина.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Казахстан-Россия: тернистый путь к современной интеграции. Хронологическое собрание. 1731 – 2017 гг."
Книги похожие на "Казахстан-Россия: тернистый путь к современной интеграции. Хронологическое собрание. 1731 – 2017 гг." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Совет Алтайбек - Казахстан-Россия: тернистый путь к современной интеграции. Хронологическое собрание. 1731 – 2017 гг."
Отзывы читателей о книге "Казахстан-Россия: тернистый путь к современной интеграции. Хронологическое собрание. 1731 – 2017 гг.", комментарии и мнения людей о произведении.