Александр Матяш - По обе стороны добра и зла. Трансцендентальная алхимия мифа
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "По обе стороны добра и зла. Трансцендентальная алхимия мифа"
Описание и краткое содержание "По обе стороны добра и зла. Трансцендентальная алхимия мифа" читать бесплатно онлайн.
Что такое миф об Адаме и Еве? Почему имена его древних персонажей до сих пор у всех на слуху? Как глубоко в бессознательное уходит смысл этого мифа? Почему мы все до сих пор ощущаем на себе последствия этой Эдемской истории? И каков их характер? Каким образом события, случившиеся в Эдемском саду, повлияли на всю последующую историю? Ответы на эти и многие другие вопросы читайте в книге психолога Александра Матяша «По обе стороны добра и зла. Трансцендентальная алхимия мифа».
Я чувствую, что добавилось змеиной изощренности в обоснование этой связи, хотя мне хотелось оставить больше голубиной простоты интуитивного постижения. Если рассматривать изречение Иисуса с этой точки зрения, то оно обретает неожиданную и новую глубину. Воспринятое таким образом, оно звучит как призыв к расширению границ сознания и обретению новой его целостности, причем – что особенно важно и ценно – целостности в подходе к обретению этой самой новой целостности, сочетающей «голубиный» и «змеиный» полюса мудрости, то есть целостности не только как цели, но и как средства в обретении само́й цели. Такое взаимопереплетение средства и цели придает целостности новую, неслыханную доселе объемность и глубину.
В.: Что можно считать, хотя конечно, и не главным, но все же важным достижением христианства.
А.И.: …И это только первый пласт символики змея и голубя.
В.: А что, есть и еще?
А.И.: Есть, но они носят более глубокий, более архаический, а стало быть, и более архетипический и нуминозный характер.
В.: И с чем же он связан?
А.И.: Как ни удивительно, все с тем же Деревом Жизни.
В.: Каким образом?
А.И.: Через универсальную архетипическую символику вертикали Древа Жизни, или Мирового Дерева, если говорить о мифологии индоевропейских народов. Вообще говоря, миф о Мировом дереве носит общепланетарный характер, и имеет самое широкое распространение – от аборигенов Австралии до индейцев Южной Америки88. И у семитов, и у индоевропейцев ось Древа Жизни определялась символами змея и птицы, – змей обитал внизу, в корнях Древа Жизни89, птица жила наверху, в его ветках.
В.: То есть получается, что ползти ему для того, чтобы пообщаться с Евой, далеко не надо было?
А.И.: Получается, что и вовсе не надо было: Ева сама подошла туда, где ее уже поджидали, – еще одно свидетельство того, насколько все готовы были «упасть» в алхимические «объятья» друг другу.
В.: И как тогда меняется смысл изречения Христа через призму этой универсальной мифологемы?
А.И.: Через ее призму оно приобретает алхимический и поистине космический масштаб и размах, через коннотацию с первым афоризмом «Изумрудной скрижали» Гермеса Трисмегиста,90 превращаясь в призыв к алхимической трансмутации, которую мы более подробно обсудим несколько позже.
В.: Интересно, а можно ли было бы и саму эту трансмутацию попытаться передать с помощью Эдемской символики?
А.И.: Наверное, можно, боюсь только, что полученная картинка рискует выглядеть несколько экстраординарно. Скорее всего, на ней мы увидим Эдемского змея, выползающего из-под корней дерева познания добра и зла. И мы увидим, как он, обвившись вокруг его ствола, ползет по спирали по нему наверх, к кроне, туда, где на самом верху его ждет сидящая на ветке птица. И пока он по нему ползет, в процессе этого восхождения змей становится все менее хитрым и все более мудрым, птица становится все менее хищной и все более кроткой91, а дерево понемногу, с каждым нарезаемым змеем кольцом спирали, постепенно превращается из Древа познания добра и зла в Древо Жизни. И как только он доползает птицы, его мудрость и ее кротость достигают своего апогея, в котором они сливаются, в процессе этого слияния превращаясь в плод бессмертия, висящий на ветке Древа Жизни.
В.: А Адам и Ева?
А.И.: А Адам и Ева смотрят на всю эту картину и взирают на нее до тех пор, пока не поймут, что вся эта сцена происходит у них внутри. И как только они это понимают, плод Древа Жизни также оказывается у них внутри, при этом оставаясь висеть на ветке. Ибо только так, а не иначе, он и может оказаться внутри у человека.
В.: Картинка, действительно, похожа на те, что рисовали в старинных алхимических трактатах
А. И. И рисовали, и подписывали соответствующим образом92, – для алхимиков эти параллели не были ни секретом, ни откровением, скорее практическим руководством к действию.
В. Можно ли из этого сделать вывод, что змей – это Кундалини, ствол дерева – позвоночник, его крона – мозг, а сидящая на его ветвях птица – наша самость?
А.И.: Это только одно из многочисленных значений символики этого мифа. Мы сможем ее лучше понять, когда доберемся до собственно самой трансмутации93. А пока давайте подведем предварительный итог.
Итак, следующий этап мифа о первородном грехе – это первое пришествие Христа, когда Он возвестил Свою Благую Весть. Начинается отсчет новой эры. До нашей эры подготавливалась почва для принятия идеи покаяния, с началом новой эры пошел отсчет времени, внутри которого эта идея начинает внедряться в сознание человека. А второе пришествие Христа и становление Царства Божьего ознаменует окончательное преображение нашей психики и способность капитулировать без тяжелых надломов и скруток94, в которых пока мы, как ветхозаветные люди, продолжаем преобразовывать свою падшую природу.
Глава 5
Вопрос о «падшем естестве»
Все было дико и мятежно:
И лики грешные убивших,
И плач толпы, и стражи спор.
А Вы молились слишком нежно
За Ваших братьев согрешивших
И за тоскующих сестер.
И. Эренбург. Христу
В: Что все-таки стоит за понятием «падшее естество»95?
А.И: На мой взгляд, на психологическом уровне это бессознательность, причем в самом широком смысле слова – от ментального шума96 до эгоцентрического мировосприятия. Что это значит? Начну издалека.
Очень многие пациенты (и не только пациенты – это вообще распространенное заблуждение), проходя анализ, начинают отсчитывать всевозможные проблемы и травмы от времени своего детства, пребывая в полной уверенности в том, что когда они были детьми, они были чисты, незапятнаны и идеальны. Отсюда – очень часто встречаемая ошибка перекладывания ответственности за все свои поступки на родителей. На самом деле это не совсем так. И многим заботливым и любящим матерям это известно. Ребенок не рождается идеальным, бессознательно он любой родительский импульс стремится обыграть выгодным для себя образом. Эгоцентризм является врожденным качеством всех детей, а вот способности к развитию, невозможному без преодоления этого эгоцентризма, у разных детей весьма существенно отличаются. Одного ребенка инстинкт развития подталкивает изнутри, и его достаточно лишь слегка направлять; с другим требуются колоссальные усилия родителей, а отдача часто весьма незначительна. Эта субстанция, которой в ком-то больше, в ком-то меньше – это именно субстанция первородного греха97.
В: Притяжение, склонность к бессознательности?
А.И.: Да, эгоцентрическое стремление ни о чем не думать, ничего не знать, кроме своих собственных желаний, эгоцентрический принцип удовольствия и желание придерживаться только его. Это все для детей очень характерно, они совсем не такие ангелочки, как мы часто иллюзорно их себе представляем – да и себя на их месте тоже.
В: Отчего человек так эгоцентричен? В чем причина падшего естества?
А.И.: Она заключается в нашем отношении к боли.
В: Или к страху?..
А.И.: Нет, именно к боли. Страх – это уже вторичный феномен, он как раз больше принадлежит к сфере уже отношения.
В: К телесной боли или к душевной?
А.И.: К телесной.
В: Но ведь способность испытывать боль заложена в нас телесно тем, что у нас есть нервная система. Получается, что мы за это никакой ответственности не несем.
А.И.: За то, что боль в нас вложена, конечно, не несем. А за то, как мы к ней относимся, – по крайней мере, в соответствии с христианской интерпретацией мифа о первородном грехопадении – несем.
В: Почему человек за это ответственен, если противостоять боли не в его власти?
А.И.: Почему? Есть люди, которые преодолевают зависимость от боли.
В: Да, но это уже духовный путь, духовный рост. Почему эту зависимость назвали именно грехом, ведь грех есть нечто, за что человек испытывает чувство вины? По сути это никакой не грех, а изначально присущее человеку свойство. Это естество человеческое, и если не называть его грехом, с ним гораздо легче управляться. Если я правильно понимаю, буддисты именно так к этому относятся.
А.И.: Во-первых, грех – это то, за что надо испытывать раскаяние, а не чувство вины. Эти переживания, похожие только по видимости, по сути же зачастую прямо противоположны. Во-вторых, с одной стороны, да, естество, а с другой стороны, те же буддисты утверждают, что каждое живое существо прошло через этапы падения и инволюции и несет за это персональную ответственность98.
В: Когда эта «поврежденность» объявляется грехом, человечеству сразу выставляется такая планка…
А.И: Эту планку человечеству ставили еще в самые дикие и первобытные времена. В подавляющем большинстве первобытных племен существовала градация их членов: были дети, и были взрослые. И взрослые обладали такими правами, которыми дети не обладали. Например, они могли позволить себе завести жену, детей и очень многое другое. А знаете, как осуществлялся переход от детской стадии жизни к взрослой?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "По обе стороны добра и зла. Трансцендентальная алхимия мифа"
Книги похожие на "По обе стороны добра и зла. Трансцендентальная алхимия мифа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Матяш - По обе стороны добра и зла. Трансцендентальная алхимия мифа"
Отзывы читателей о книге "По обе стороны добра и зла. Трансцендентальная алхимия мифа", комментарии и мнения людей о произведении.