Алисен Алисенов - Налоговое стимулирование инноваций в экономике России. Монография

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Налоговое стимулирование инноваций в экономике России. Монография"
Описание и краткое содержание "Налоговое стимулирование инноваций в экономике России. Монография" читать бесплатно онлайн.
Обеспечение эффективного функционирования современного рыночного механизма невозможно без проведения государством продуманной и взвешенной налоговой политики, стимулирующей инновационные и инвестиционные процессы в стране. Ускоренная реализация мер налогового стимулирования инноваций позволит государству минимизировать последствия экономического кризиса, вызванного в том числе и действиями экономических санкций, обусловивших отток капиталов из экономики страны, и как следствие, ухудшением доли инвестиционного рынка.
В монографии рассмотрены вопросы налогового стимулирования инноваций в России и отмечается слабый инновационный и инвестиционный потенциал налоговой системы в целом. В отличие от большинства экономически и промышленно развитых стран, где налоговый механизм является основным источником стимулирования роста экономики, в Российской Федерации система налоговых льгот и преференций не стимулирует рост инвестиций в основной капитал и не поощряет инновации. На основе опыта промышленно развитых стран и особенностей национальной экономики разработаны рекомендации и предложения по повышению регулирующей роли налогов в стимулировании инноваций и инвестиций.
Законодательство приведено по состоянию на 1 ноября 2014 г.
Появление монографии расширяет круг изданий, предназначенных для студентов, аспирантов, слушателей учебно-методических центров, работников налоговых служб, а также экспертов и государственных служащих в области налогов, формирует разностороннее представление о роли налогов в системе мер.
Получается замкнутый круг, разорвать который можно только с помощью продуманной и взвешенной государственной политики в области стимулирования инноваций. В результате отсутствия мотивации и стимулов к продукту инновационной деятельности возникает провал рынка, требующий выделения либо государственного финансирования, либо предоставления косвенных стимулов бизнес сообществу, либо и то и другое вместе.
Одним из необходимых условий формирования НИС является достаточное финансирование научных исследований и разработок, а также наличие достаточных стимулов для реализации инновационных проектов и программ.
По объему средств, выделяемых на НИР, среди стран ЕЭС лидируют Великобритания, Германия, Франция и Италия. НИС этой большой четверки концентрирует почти 70 % европейских расходов на НИР. Только Германия ежегодно выделяет на эти цели свыше 90 млрд. долл. США, что в 4,5 раза превышает расходы на НИР всех стран – новых членов ЕС, вместе взятых27.
Значительная доля ресурсов на НИР в странах ЕС поступает из частного сектора, прежде всего от промышленных компаний. Так, например, в компаниях Volkswagen и Siemens ежегодные расходы на НИР составляют около 7,2 млрд. долл., что превышает совокупные общенациональные расходы на эти цели таких стран, как Болгария, Венгрия, Кипр, Румыния, Словакия, Словения. При этом в странах – новичках ЕС на протяжении последних 10 лет наблюдается тренд по преобладанию государственного финансирования НИР.
В странах ЕС основными государственными заказчиками являются министерства науки и образования, министерства экономики, а также национальные научные фонды, образованные государством. Средства таких фондов формируются за счет государственных ассигнований и распределяются среди получателей через систему грантов на конкурсной основе.
Однако в последнее время в этих странах отмечается некоторое снижение доли государственного финансирования. Снижение доли бюджетного финансирования происходит на фоне усиления косвенного стимулирования экономики за счет налоговых льгот и преференций, льготного кредитования, целенаправленной поддержки инновационного бизнеса.
Распространенную практику в странах ЕС получило кредитование инновационных проектов. Кредитование государством частного (корпоративного) сектора осуществляется под низкий процент. Как правило, льготное кредитование коммерческими банками частных предприятий осуществляется под правительственные гарантии. При этом ответственным за возврат заемных средств и процентов по нему остается само предприятие.
Для получения правительственных гарантий предприятию-заемщику необходимо обратиться в уполномоченный государственный орган с соответствующей просьбой. Правительственные гарантии выдаются предприятию только в том случае, если предприятие подпадает под программу льготного кредитования и выполняет условия, определенные соответствующим уполномоченным органом государственной власти.
Приоритетность проектов может меняться в зависимости от конкретных задач, решаемых государством в данном промежутке времени. При этом процедура отбора инновационно-инвестиционных проектов для их финансирования должна быть прозрачной и открытой (публичной).
После отбора соответствующих инновационно-инвестиционных проектов органом государственной власти соответствующего уровня проводится экспертиза. В ней участвуют эксперты НИС, представители государственных органов, представители промышленности, представители финансирующих организаций (заказчики), а также видные ученые и эксперты. К проведению экспертизы могут привлекаться также и ученые из других стран.
В настоящее время во всем мире актуальной становится развитие малого и среднего бизнеса, являющегося одним из наиболее значимых секторов и российской экономики. Предприятия малого и среднего бизнеса оказывают значительное влияние на рост экономики, выполняя ряд важнейших социально-экономических функций, таких как рост конкуренции, создание рабочих мест и др.
Согласно данным Росстата и ФНС России по состоянию на 1 января 2014 г., в Российской Федерации зарегистрировано 6258 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято порядка 17 928,4 тыс. чел. Получается, что каждый четвертый работник в России занят в сфере малого и среднего предпринимательства.
Для достижения стратегических целей, заложенных в Стратегии—2020, экономике России необходимо достичь роста экономики в среднем не менее 5 % в год28. И в связи с этим только повсеместная поддержка малых и средних предприятий может способствовать достижению столь высоких темпов развития отечественной экономики, что становится наиболее актуальным в условиях применения к Российской Федерации экономических санкций, которые наиболее действенны для крупных предприятий и корпораций в силу большей их зависимости от внешней конъюнктуры и доступа к внешним финансовым ресурсам.
Одной из ключевых проблем малого и среднего бизнеса в процессе развития и расширения бизнеса является вопрос о необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов для реализации инновационных и инвестиционных проектов и программ, выражающийся в отсутствии доступа к внешнему капиталу.
Помимо средств прямой и косвенной государственной поддержки малых и средних предприятий, в настоящее время назрела необходимость решать вопросы их поддержки при помощи рыночных методов. Необходимо создавать условия для кредитных организаций по активизации кредитования малого и среднего бизнеса, создания венчурных инвестиционных фондов, организации специальных биржевых площадок по торговле ценными бумагами компаний малой капитализации.
Выход предприятий малого и среднего бизнеса на рынок капитала обеспечит достижение следующих целей государственной политики:
• увеличение налоговых поступлений в бюджет от финансовых операций с ценными бумагами;
• повышение инвестиционного климата в стране и инвестиционной привлекательности страны для иностранных инвесторов.
При этом основными проблемами выхода малых и средних предприятий на рынки капиталов являются:
• достаточно высокий уровень расходов при выходе на фондовый рынок;
• отсутствие развитой инфраструктуры;
• значительные сроки подготовки и осуществления эмиссии ценных бумаг;
• недоверие со стороны инвесторов к рынку ценных бумаг по причине ее низкой ликвидности и высокой волатильности;
• неготовность открыто вести свой бизнес из-за высокого уровня финансовых рисков и потерь;
• отсутствие объективной и достоверной информации об истинном имущественном и финансовом положений компании из-за отсутствия финансовой отчетности, подготовленной по международным стандартам и правилам.
Российскому малому бизнесу свойственны следующие проблемы:
• раздробленность и непрозрачность ввиду отсутствия форм финансовой отчетности, базирующие на общепринятых международных стандартах;
• стремление к искажению информации о движении денежных потоков в бухгалтерской и налоговой отчетности;
• широкое использование оффшорных и серых схем для минимизации налоговой нагрузки и др.
При этом большинство проблем обусловлены желанием экономии ресурсов в условиях жесткой ограниченности собственной ресурсной базы малых предприятий и отсутствием доступа к внешним источникам финансирования хозяйственной деятельности предприятия.
Также следует отметить, что для большинства малых и средних предприятий характерная высокая концентрация собственности. Так, например, почти 100 % российских компаний малой капитализации имеют 3–4 мажоритарных собственников, владеющих от 75 до 100 % бизнеса29. Столь высокая концентрация частной собственности в руках одного или небольшого количества собственников делает бизнес неэффективным, так как их владельцы больше ориентированы не на модель развития бизнеса, а на модель, которая основана на прямом управлении денежными потоками и обеспечении непосредственного доступа к ним.
Еще одной проблемой доступа малых предприятий к внешним источникам финансовых ресурсов является необходимость осуществления дорогостоящих подготовительных мероприятий по выходу на внешние рынки капитала. В числе таких мероприятий:
• оптимизация организационной структуры;
• выявление непрофильных активов;
• ведение учета и представление отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и ее аудитирование.
Поэтому на данном этапе, т. е. этапе подготовки перехода к внешним рынкам капитала, основанного на привлечении инвестиций посредством эмиссии ценных бумаг, необходима повсеместная поддержка государства.
Таким образом, одним из ключевых факторов развития российской экономики следует признать малый и средний бизнес, потенциал которого может быть полностью раскрыт только с привлечением внешних источников финансирования при выходе на российский рынок капитала.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Налоговое стимулирование инноваций в экономике России. Монография"
Книги похожие на "Налоговое стимулирование инноваций в экономике России. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алисен Алисенов - Налоговое стимулирование инноваций в экономике России. Монография"
Отзывы читателей о книге "Налоговое стимулирование инноваций в экономике России. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.