Алисен Алисенов - Налоговое стимулирование инноваций в экономике России. Монография

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Налоговое стимулирование инноваций в экономике России. Монография"
Описание и краткое содержание "Налоговое стимулирование инноваций в экономике России. Монография" читать бесплатно онлайн.
Обеспечение эффективного функционирования современного рыночного механизма невозможно без проведения государством продуманной и взвешенной налоговой политики, стимулирующей инновационные и инвестиционные процессы в стране. Ускоренная реализация мер налогового стимулирования инноваций позволит государству минимизировать последствия экономического кризиса, вызванного в том числе и действиями экономических санкций, обусловивших отток капиталов из экономики страны, и как следствие, ухудшением доли инвестиционного рынка.
В монографии рассмотрены вопросы налогового стимулирования инноваций в России и отмечается слабый инновационный и инвестиционный потенциал налоговой системы в целом. В отличие от большинства экономически и промышленно развитых стран, где налоговый механизм является основным источником стимулирования роста экономики, в Российской Федерации система налоговых льгот и преференций не стимулирует рост инвестиций в основной капитал и не поощряет инновации. На основе опыта промышленно развитых стран и особенностей национальной экономики разработаны рекомендации и предложения по повышению регулирующей роли налогов в стимулировании инноваций и инвестиций.
Законодательство приведено по состоянию на 1 ноября 2014 г.
Появление монографии расширяет круг изданий, предназначенных для студентов, аспирантов, слушателей учебно-методических центров, работников налоговых служб, а также экспертов и государственных служащих в области налогов, формирует разностороннее представление о роли налогов в системе мер.
Так, Дж. К. Гэлбрайт в своей книге «Экономические теории и цели общества в США» в 1973 г. писал, что после создания Д. Кейнсом теории регулируемой экономики экономическая система капитализма больше не может считаться саморегулирующейся. Только государственное вмешательство способно обеспечить ее рост и выполнение насущных социальных программ.
Для современных государств характерно все более активное государственное участие в различные сферы экономической и социальной жизни. Так, например, государственное регулирование уже давно стало неотъемлемой частью экономики США2. Разница лишь в степени такого вмешательства и ее рычагах. В США оно меньше, в Швеции больше, а в Германии и Японии государственное вмешательство считается более или менее умеренным.
Поступательное развитие национальной экономики в заданном направлении невозможно без вмешательства государства в инновационную и инвестиционную политику. Финансовые вливания, налоговые льготы и преференции позволяют государству ориентировать развитие отдельных отраслей народного хозяйства в нужном обществу направлении, а также в соответствии с необходимостью решения поставленных перед государством первоочередных задач.
Объектами государственного регулирования экономики при помощи налогов являются секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства, капитальные вложения, НИР, цены и окружающая среда.
Введение в послевоенные годы в Германии налога на занятость оказало значительное воздействие на структуру расходов организации. Предприниматели были заинтересованы экономить на живом труде, что способствовало развитию и внедрению в производство новейших достижений техники и науки.
Налог с оборота, который взимался до введения НДС, в некоторых странах не взимался с оборотов, осуществляемыми между подразделениями одной компании, что способствовало развитию крупных компаний и концентрации целевого капитала. Это способствовало созданию единых по капиталу структур, структурные подразделения которых тесно связаны между собой технологически.
В зависимости от конкретной ситуации налоговое регулирование экономики осуществляется с помощью следующих механизмов:
• автоматических стабилизаторов;
• встроенных стабилизаторов и целенаправленных мер регулирования.
Автоматический механизм не предусматривает изменений в системе налогов, ставок; не предусматривает введения или отмены налоговых льгот и преференций. При неизменных налоговых ставках величина налоговых платежей будет возрастать по мере увеличения доходов компании. Однако при «перегреве» конъюнктуры или увеличении темпов инфляции налоги будут сокращать избыточный платежеспособный спрос, а в период ослабления экономики и замедления темпов экономического роста изымать в бюджет государства относительно меньшую часть доходов. Следовательно, такая система государственного налогового регулирования не будет отличаться стабильностью, и будет зависеть от изменяющейся экономической среды, и конъюнктуры рынка, что увеличивает макроэкономические риски государства.
Целенаправленное (встроенное) регулирование предполагает недостаточность автоматических стабилизаторов. В этом случае осуществляется так называемое сознательное или ручное регулирование (управление). Подобное регулирование будет основано на временном усилении или ослаблении налоговой нагрузки в зависимости от целей и задач государственной экономической политики на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Существенное понижение налогов ведет к росту прибыли, увеличению стимула к осуществлению финансово-хозяйственной деятельности, росту капитальных вложений в основной капитал, повышению спроса, содействию занятости и оживлению экономики в целом. Повышение налогов, как правило, рассматривается как способ борьбы с чрезмерной или «перегретой» конъюнктурой.
Манипулируя ставками прямых налогов, государство может создавать дополнительные стимулы для роста инноваций и инвестиций, а манипулируя ставками и уровнем косвенных налогов, воздействовать на фонд потребления и общий уровень цен и тарифов.
По мере совершенствования системы государственного регулирования экономики с помощью налогов налоговый механизм все больше использовался для регулирования отраслевой и региональной структур экономики страны. Так, например, в нефте- и газодобывающей отрасли экономики налоговая нагрузка должна быть выше, чем в депрессивных отраслях или отраслях экономики, которые являются носителями научно-технического прогресса. Также дифференцированные налоговые ставки устанавливаются для различных по темпам экономического роста регионов страны.
Регулирующая функция налогов в современных условиях заключается в том, чтобы создать приемлемые условия для благоприятного развития экономики. При этом выпадающие доходы государства, образующиеся от предоставления хозяйствующим субъектам налоговых льгот и преференций, должны рассматриваться государством как вклад в развитие экономики, от роста которой, в свою очередь, зависит увеличение налоговых поступлений в бюджет в будущем, происходящее главным образом за счет расширения налогооблагаемой базы. Однако не следует забывать, что с предоставлением налоговых льгот и преференций государство должно обеспечить жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот и преференций, предоставляемых налогоплательщикам, и его конкретными хозяйственными действиями.
Следует признать, что конкретного показателя, прямо отражающего регулирующую направленность налоговой системы, не существует. Существуют лишь разрозненные и косвенные показатели эффективности регулирующих мер государства. Косвенным показателем, характеризующим эффективность предоставления хозяйствующим субъектам налоговых льгот и преференций, может быть соотношение суммы собираемых налогов в бюджет и объем бюджетных расходов на текущие расходы и НИОКР.
Также косвенным показателем может быть положительная динамика роста основных макроэкономических показателей государства, такие как рост инвестиций в основной капитал; темпы обновления основных производственных фондов и др.
Высшим критерием использования налоговой политики в качестве инструмента налогового регулирования экономики является достижение макроэкономических целей развития страны. Так, например, в качестве основных приоритетных целей экономического развития страны в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. являются:
• рост ВВП на 35–38 %;
• рост производительности труда на 40 %;
• снижение энергоемкости ВВП на 18 %;
• рост инвестиций в основной капитал на 85 %;
• увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения на 2,5 года.
А в соответствии с целями Стратегии инновационного развития России на период до 2020 г. необходимо достичь следующих результатов:
• увеличение доли предприятий, осуществляющих инновации с 10,5 до 40–50 %;
• увеличение доли валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте с нынешних 12 до 20 %;
• увеличение удельного веса инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции с нынешних 12,4 до 25–35 %;
• увеличение количества российских вузов в числе топ-200 ведущих мировых университетов в соответствии с международным рейтингом до 5 вузов (в настоящее время один вуз – МГУ им. М. В. Ломоносова);
• увеличение доли средств на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направленных на научные исследования до 30 % и др.
Таким образом, следует отметить, что без проведения государством продуманной и взвешенной налоговой политики невозможно достичь вышеуказанных целей. Поэтому дальнейшее совершенствование налоговой системы и самого налогового механизма должно стать приоритетной задачей государственной экономической политики как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективы.
1.2. Роль налогов в стимулировании инновационных процессов
Ключевыми задачами инновационного развития должно стать наращивание человеческого потенциала в сфере науки и образования, технологий и инноваций. В числе налоговых мер инновационного развития можно назвать совершенствование налоговых условий для ведения инновационной деятельности, предусматривающее стимулирование и поощрение расходов предприятий на проведение технологической модернизации и технического перевооружения; снижения уровня налоговой нагрузки на малые и средние инновационно-активные предприятия.
Для достижения перспективных направлений дополнительного налогового стимулирования малых инновационно-активных предприятий в соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. будут реализовываться следующие меры:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Налоговое стимулирование инноваций в экономике России. Монография"
Книги похожие на "Налоговое стимулирование инноваций в экономике России. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алисен Алисенов - Налоговое стимулирование инноваций в экономике России. Монография"
Отзывы читателей о книге "Налоговое стимулирование инноваций в экономике России. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.