» » » » Коллектив авторов - Психология физической культуры. Учебник


Авторские права

Коллектив авторов - Психология физической культуры. Учебник

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Психология физической культуры. Учебник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентСпорт8adbf3cf-e880-11e6-9b47-0cc47a5203ba, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Психология физической культуры. Учебник
Рейтинг:
Название:
Психология физической культуры. Учебник
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-906839-11-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология физической культуры. Учебник"

Описание и краткое содержание "Психология физической культуры. Учебник" читать бесплатно онлайн.



Учебник «Психология физической культуры» написан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлениям: 034300.62 – «Физическая культура», 034400.62 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», 034600.62 – «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» и 032101 – «Физическая культура».

Учебник состоит из трех частей: «Общая психология», «Психология физического воспитания», «Психология спорта».

В учебнике изложены основные вопросы психологии человека, психических проявлений, групповой динамики, а также закономерности психической активности человека, проявляющейся в процессе физического воспитания и спорта. Знание психологии будет служить основой при сопровождении и организации физического воспитания в школе, при различных видах подготовки спортсменов.

Для преподавателей и студентов факультетов и вузов физической культуры.






2. В чем сущность инстинктов, приобретенных навыков и простейшей формы интеллектуальной деятельности животных?

3. Дайте характеристику основных отделов головного мозга.

4. Каково строение и функциональное предназначение нервной системы человека?

5. Дайте характеристику функциям головного мозга.

6. В чем отличие безусловных рефлексов от условных рефлексов.

7. Раскройте функциональную структуру условного рефлекса с позиции теории функциональных систем П. К. Анохина.

8. Каковы особенности первой и второй сигнальной систем?

9. Что понимается под функциональной асимметрией мозга?

10. В чем состоят особенности лево – и правополушарных психотипов человека?

Темы рефератов

1. Развитие форм психического отражения в животном мире.

2. Основные формы поведения животных.

3. Происхождение сознания.

4. Эволюция психики в концепциях А. Н. Леонтьева и К. Э. Фабри.

5. Слово как сигнал и подкрепление при образовании условных рефлексов у человека.

6. В чем сходство и различие высшей нервной деятельности у человека и животных.

7. Межполушарная асимметрия человека.

8. Рефлекторное кольцо Н. А. Бернштейна.

Глава 5

Психика и сознание человека

5.1. Сознание человека

5.1.1. Понятие, функции, особенности сознания человека

Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется – биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание. Способ, каким существует сознание, это – знание.

Сознание возникло тогда, когда произошел переход от жизни, заключавшейся не только в приспособлении к природной среде, а к жизни, в основе которой лежал труд как общественный процесс преобразования природы. Именно труд (орудийная, продуктивная деятельность) явился первым и важнейшим фактором, благодаря которому сформировался человек и возникло его сознание.

Дальнейшее развитие психики связано с появлением человека – Homo sapiens. У человека наряду с низшими уровнями психических процессов, данных ему от природы, возникают и высшие. Коллективный образ жизни, изобретение орудий труда, интерактивный способ передачи информации как основа материальной и духовной культуры, возникновение речи – все это способствовало ускоренному психическому развитию людей. Источниками сознания, обусловливающими его содержание, являются:

• внешний предметный и духовный мир;

• социокультурная среда;

• духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний;

• мозг как макроструктурная природная система (при этом отношение мозга и содержания сознания – это не отношение причины и следствия, а отношение органа, материального субстрата и его функции).


Функции сознания: отражательная, порождающая (творчески-креативная), регулятивно-оценочная, рефлексивная – основная функция.


Особенности сознания:

1. Категориальность – отражение действительности через призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение на основе концептуальных схем.

2. Отражение существенных в данной ситуации взаимосвязей.

3. Осознание целей деятельности.

4. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания.

5. Сознание – концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.

5.1.2. Характеристики сознания

Важнейшими характеристиками сознания являются следующие (А. В. Петровский):

Первая характеристика сознания – совокупность знаний, приобретаемых в процессе функционирования познавательных процессов (ощущения, восприятия, память, воображение, мышление). С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение – строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.

Вторая характеристика сознания – закрепленное в нем отчетливое различие субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «я» от «не я» – путь, который проходит каждый человек в детстве, – осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д.

Четвертая характеристика сознания – включение в его состав определенного отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний, обогащение человека теми богатствами человеческой мысли, которые выработало до него и для него человечество, закрепило и передало ему в языке.

Каждая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется и их сознание. В данный исторический момент развитие сознания людей осуществляется ускоренными темпами, вызванными техническим, научным и культурным прогрессом.

В поле сознания человека входят следующие компоненты:

– телесно-перцептивные (ощущения, восприятия, представления – с помощью этих способностей человек получает первичную информацию о внешнем мире);

– логико-понятийные (мыслительные способности человека, позволяющие ему выйти за пределы непосредственно чувственного данного на сущностные уровни объектов);

– эмоциональные (инстинктивно-аффектные состояния, эмоции, чувства); ценностно-мотивационные (высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности).

Сознание меняется: а) в историческом плане – в зависимости от социально-экономических условий (то, что 10 лет назад воспринималось как новое, оригинальное, передовое, сегодня безнадежно устарело); б) в онтогенетическом плане – в ходе жизни одного человека; в) в гностическом плане – от чувственного познания к абстрактному.

Сознание носит активный характер. Человек сознательно изменяет природу для удовлетворения своих потребностей, познавая законы окружающего мира, и на этой основе ставит цели по его преобразованию. Сознание носит прогнозирующий характер. Прежде чем создать что-либо, человек должен представить себе, что именно он хочет получить. Только человек может предсказать те явления, которые еще не наступили, планировать способы действия, осуществлять контроль над ними, корректировать их с учетом изменившихся условий.

Сознание осуществляется в форме теоретического мышления, т. е. носит обобщенный и абстрактный характер в форме познания существенных связей и отношений окружающего мира.

Сознание включено в систему отношений к объективной действительности: человек не только познает окружающий мир, но и каким-то образом относится к нему.

Условием возникновения сознания является речь (язык как система символов, с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их действия, признаки и отношения между ними). Она возникла из тех форм общения, в которые вступали люди в процессе труда. Значение языка для формирования сознания заключается в том, что он проникает во все сферы сознательной деятельности человека, выводя на новый уровень развития и протекания его психических процессов. Сознание неразрывно связано с языком, в котором отражаются цели действий людей, пути и способы их достижения, происходит оценка поступков. Благодаря языку человек отражает не только внешний, но и внутренний мир, самого себя, свои переживания, желания, сомнения, мысли. Сознание тесно связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Сознание, прежде всего благодаря речи, а также невербальным средствам, участвует в коммуникативных процессах. Сознание предполагает и мысленное представление (в том числе и воображение) действительности. Отсюда способность человека к конструктивно-творческому мышлению.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология физической культуры. Учебник"

Книги похожие на "Психология физической культуры. Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Психология физической культуры. Учебник"

Отзывы читателей о книге "Психология физической культуры. Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.