Коллектив авторов - Психология физической культуры. Учебник

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Психология физической культуры. Учебник"
Описание и краткое содержание "Психология физической культуры. Учебник" читать бесплатно онлайн.
Учебник «Психология физической культуры» написан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлениям: 034300.62 – «Физическая культура», 034400.62 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», 034600.62 – «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» и 032101 – «Физическая культура».
Учебник состоит из трех частей: «Общая психология», «Психология физического воспитания», «Психология спорта».
В учебнике изложены основные вопросы психологии человека, психических проявлений, групповой динамики, а также закономерности психической активности человека, проявляющейся в процессе физического воспитания и спорта. Знание психологии будет служить основой при сопровождении и организации физического воспитания в школе, при различных видах подготовки спортсменов.
Для преподавателей и студентов факультетов и вузов физической культуры.
Развивая это положение о совместном функционировании уровней, Н. А. Бернштейн приходит к следующим двум правилам. Первое важное правило: в сознании человека представлены только те компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне; работа нижележащих, или «фоновых», уровней, как правило, не осознается. Когда субъект излагает на бумаге свои мысли, то он осознает смысл письма: ведущим уровнем, на котором строятся его графические движения, в этом случае является уровень Е. Что касается особенностей почерка, формы отдельных букв, прямолинейности строк и т. п., то все это в его сознании практически не присутствует.
Второе важное правило: формально одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях. Проиллюстрируем это следующим примером, заимствуя его у Н. А. Бернштейна. Возьмем круговое движение руки; оно может быть получено на уровне А: например, при фортепианном вибрато кисть руки и суставы пальцев описывают маленькие круговые траектории. Круговое движение можно построить и на уровне В, например включив его в качестве элемента в вольную гимнастику. На уровне С будет строиться круговое движение при обведении контура заданного круга. На уровне предметного действия D круговое движение может возникнуть при завязывании узла. Наконец, на уровне Е такое же движение организуется, например, при изображении лектором окружности на доске. Лектор не заботится, как заботился бы учитель рисования, о том, чтобы окружность была метрически правильной, для него достаточно воспроизведения смысловой схемы.
А теперь возникает вопрос: чем же определяется факт построения движения на том или другом уровне? Ответом будет очень важный вывод Н. А. Бернштейна, который дан выше: ведущий уровень построения движения определяется смыслом, или задачей, движения.
Подобные факты, как и общий вывод из них, замечательны тем, что показывают решающее влияние такой психологической категории, как задача, или цель, движения на организацию и протекание физиологических процессов. Этот результат явился крупным научным вкладом Н. А. Бернштейна в физиологию движений.
4.8. Сигнальная деятельность головного мозга
Условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий называется сигнальной деятельностью мозга (раздражители внешней среды дают организму сигналы о том, что имеет для него значение в окружающем мире). Акт сознания (психическое явление) – не свойство души, а процесс, который подобен рефлексу. Психическое явление включает в свой состав воздействие внешнего раздражителя и двигательный ответ на него.
И. М. Сеченов выдвинул идею рефлекторности психики и психического регулирования деятельности. Эти важнейшие теоретические положения были экспериментально подтверждены и конкретизированы И. П. Павловым, который открыл закономерности регулирования мозгом взаимодействия животных и человека с внешней средой. Совокупность взглядов И. П. Павлова именуется учением о двух сигнальных системах.
Первая и вторая сигнальные системы – это способы поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, либо непосредственно улавливаемых органами чувств – ощущения, восприятия, представления (первая сигнальная система); либо представленных в знаковой системе языка (вторая сигнальная система).
Первая сигнальная система имеется и у человека, и у животного. Причем условно-рефлекторная деятельность, при которой действительность сигнализируется непосредственно раздражителями – звуком, светом и другими конкретными сигналами, присуща им обоим. Такого рода деятельность, по учению И. П. Павлова, относится к так называемой первой сигнальной системе, в отличие от выдвинутого им же понятия о второй сигнальной системе. Животные в своем поведении руководствуются сигналами, которые И. П. Павлов назвал сигналами первой сигнальной системы («первые сигналы»). Вся психическая деятельность животных осуществляется на уровне первой сигнальной системы. У человека сигналы первой сигнальной системы (конкретные образы, представления) также играют весьма важную роль, регулируя и направляя его поведение. Так, красный глазок светофора является для водителя автомашины сигнальным раздражителем, вызывающим ряд двигательных актов, вследствие которых шофер тормозит и останавливает автомашину. Важно подчеркнуть, что не сами по себе сигнальные раздражители (к примеру, красный, желтый и зеленый огни светофора) механически управляют поведением человека, а их образы-сигналы в мозгу. Эти образы-сигналы сигнализируют о предметах и тем самым регулируют поведение человека.
В отличие от животных у человека, наряду с первой сигнальной системой, имеется вторая сигнальная система, составляющая его преимущество перед животными. Сигналы второй сигнальной системы – это слова («вторые сигналы»), произносимые, услышанные, прочитанные. При помощи слова могут быть сигнализированы, замещены сигналы первой сигнальной системы, образы-сигналы. Слово их замещает, обобщает и может вызвать все те действия, которые вызывают первые сигналы. Итак, слово – это «сигнал сигналов». Необходимо различать сигнальные раздражители (звук речи, текст письменного сообщения) и сигналы как представленность этих словесных раздражителей в мозгу в виде значения слова, которое, будучи понятым человеком, управляет его поведением, ориентирует в окружающем, а оставшись непо́нятым, лишенным своего значения, может воздействовать на человека лишь как сигнал первой сигнальной системы или оставить человека вовсе безразличным.
Слово представляет собой обобщенный и отвлеченный условный раздражитель, физиологической основой которого являются широкие и многообразные временные связи в коре головного мозга. Слово обозначает не образы каких-либо единичных предметов, а общие представления и понятия, относящиеся к группе сходных предметов. Благодаря этому вторая сигнальная система является физиологической основой абстрактного мышления. Слова как второсигнальные раздражители формируются в процессе речевого общения людей и, таким образом, с самого начала являются продуктом общественного развития человека. Смысловое содержание слова, связываемое с его зрительным, слуховым или речедвигательным образом, всецело социально по своему происхождению. Человек посредством второй сигнальной системы приобщается к общечеловеческому опыту, что оказывает огромное влияние на развитие его психики. Вторая сигнальная система есть только у человека, как у единственно обладающего речью. Это качественно более высокая форма нервной деятельности. О ней следует говорить тогда, когда возбуждение на нервную систему оказывается не непосредственным, конкретным раздражителем, а словом, содержащим определенное понятие. Раздражителями в этих случаях являются не предметы или явления, а заменяющие их отвлеченные сигналы «в виде слов, произносимых, слышимых и видимых».
Вторая сигнальная система находится в неразрывной связи и во взаимной обусловленности с первой сигнальной системой. При этом она играет руководящую роль, подчиняя себе деятельность первой сигнальной системы. На этом основано направляемое словами учителя восприятие учащимися изучаемых ими предметов и явлений. Словесное объяснение учителя, сопровождающее показ предмета, заставляет учащихся воспринимать в показываемом предмете именно те внешние (первосигнальные) особенности, которые важны для его познания.
Все сказанное дает возможность рассматривать психику как субъективный образ объективного мира, как отражение действительности в мозгу.
Литература1. Акопов Г. В. Психология сознания. – М.: ИП РАН, 2010.
2. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – 3-е изд. – М.: МГУ, 1972.
3. Немое Р. С. Психология: учебник для студентов педагогических вузов. – М.: Владос, 2010.
4. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов /под ред. Е. Н. Рогова. – Ростов-на-Дону: Март, 2010.
5. Психология человека / под ред. А. А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб., 2012.
Контрольные вопросы1. Какие этапы эволюции нервной системы вы знаете?
2. В чем сущность инстинктов, приобретенных навыков и простейшей формы интеллектуальной деятельности животных?
3. Дайте характеристику основных отделов головного мозга.
4. Каково строение и функциональное предназначение нервной системы человека?
5. Дайте характеристику функциям головного мозга.
6. В чем отличие безусловных рефлексов от условных рефлексов.
7. Раскройте функциональную структуру условного рефлекса с позиции теории функциональных систем П. К. Анохина.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Психология физической культуры. Учебник"
Книги похожие на "Психология физической культуры. Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Психология физической культуры. Учебник"
Отзывы читателей о книге "Психология физической культуры. Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.