Коллектив авторов - Психология физической культуры. Учебник

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Психология физической культуры. Учебник"
Описание и краткое содержание "Психология физической культуры. Учебник" читать бесплатно онлайн.
Учебник «Психология физической культуры» написан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлениям: 034300.62 – «Физическая культура», 034400.62 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», 034600.62 – «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» и 032101 – «Физическая культура».
Учебник состоит из трех частей: «Общая психология», «Психология физического воспитания», «Психология спорта».
В учебнике изложены основные вопросы психологии человека, психических проявлений, групповой динамики, а также закономерности психической активности человека, проявляющейся в процессе физического воспитания и спорта. Знание психологии будет служить основой при сопровождении и организации физического воспитания в школе, при различных видах подготовки спортсменов.
Для преподавателей и студентов факультетов и вузов физической культуры.
Научные труды И. П. Павлова были отмечены мировым признанием и Нобелевской премией, он пользовался огромным авторитетом у всех на Родине и за рубежом. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности, однако собственной психологической концепции И. П. Павлов не создал. Российская психология в своем развитии продолжала традиции ведущих школ.
В конце XIX – начале XX в. в России развиваются такие психологические направления, как общая психология, зоопсихология, психология ребенка. Психологические знания стали активно использоваться в клинике С. С. Корсаковым, И. Р. Тархановым, В. М. Бехтеревым. Психология стала проникать в педагогический процесс. В частности, широкую известность получили работы П. Ф. Лесгафта, посвященные типологии детей.
Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862–1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912). С этого времени в России, так же, как и на Западе, организуется системное обучение психологов экспериментальным методам исследования. Проповедуя позиции идеализма в психологии, Челпанов не мог заниматься научными исследованиями после Октябрьской революции.
Российские ученые продолжают работать в этот период самостоятельно в силу особых идеолого-политических событий в стране. Так М. Я. Басов, чтобы отграничить свои взгляды от бихевиоризма, вместо термина «поведение» стал использовать понятие «деятельность». В качестве специфически человеческой деятельности М. Я. Басов рассматривал труд. В качестве основного предмета отечественной психологии до конца 70-х гг. устанавливается деятельность, затем главный интерес перемещается к области общения и личности.
На смену основателям отечественной психологической науки пришли новые талантливые ученые. Значительный вклад в преодоление кризиса психологии начала XX в. внесли отечественные ученые. Л. С. Выготский (1896–1934) разработал и ввел в науку понятие высших психических функций (мышление, память, речь, внимание) как специфических, социально обусловленных форм психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека.
Культурно-историческая теория – это концепция психического развития, разработанная в 1920–1930-е гг. советским психологом Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. Согласно взглядам Л. С. Выготского в качестве источника развития высших психических функций ребенка выступает социальная среда. Отношение к среде меняется с возрастом, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Развитие ребенка подчиняется действию общественно-исторических законов.
Выготский выделил две зоны психического развития: зона актуального развития – действия, которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок может делать самостоятельно; зона ближайшего развития – задачи, которые сегодня ребенок может выполнить при помощи взрослого, а завтра – самостоятельно. Движущая сила психического развития – обучение (при этом развитие и обучение – это разные процессы). Обучение есть внутренне необходимый момент в процессе развития у ребенка свойств, исторически присущих человеку. Обучение не тождественно развитию: оно создает зону ближайшего развития, то есть пробуждает и приводит в движение у ребенка внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношений с взрослыми и сотрудничества со сверстниками.
С. Л. Рубинштейн (1889–1960) руководил в свое время научными исследованиями на кафедре психологии в МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. Ему принадлежит заслуга написания первого в нашей стране фундаментального психологического труда «Основы общей психологии».
А. Р. Лурия (1902–1977) особое внимание уделил проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки – нейропсихологии.
П. Я. Гальперин (1902–1988) рассматривал психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Этот вывод он положил в основу концепции последовательного формирования умственных действий, которая и сейчас реализуется в учебном процессе многих отечественных учебных заведений всех уровней.
В. Н. Мясищев (1893–1973) – психолог, психиатр, психотерапевт разработал психологию отношений. Он подчеркивал, что система общественных отношений формирует субъективные отношения человека ко всем сторонам действительности. Отношение – одна из форм отражения человеком окружающей его реальности. Среди видов отношений он выделил эмоциональное отношение, интерес и оценочное отношение. «Отношение – сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности» (В. Н. Мясищев, 1995). Особый интерес вызывала у него проблема характера. Он определяет его как устойчивую в каждой личности систему отношений к разным сторонам действительности, проявляющуюся в типичных для личности способах выражения этих отношений в ее повседневном поведении. В структуре личности он выделял несколько планов. Первый – доминирующие отношения личности, второй – психический уровень, или уровень желаний и достижений, третий уровень – динамика реакций (или темперамент).
В Грузии сформировалась известная психологическая школа Д. Н. Узнадзе (1886–1950). Представители этого направления взяли на вооружение понятие установки и широко использовали его для анализа многих психологических явлений. Установка – это детерминирующая тенденция, внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к явлениям и объектам действительности. Установка для Узнадзе выступает как опосредствующее звено между физическим и сознательным миром.
Установки, по мнению Д. Н. Узнадзе, обеспечивают не только состояние готовности к определенной деятельности, направленной на удовлетворение той или иной потребности, но и являются фактором, направляющим и определяющим содержание сознания. Благодаря механизмам объективизации человек выделяет себя из окружающего мира, начинает относиться к нему, как к существующему объективно и независимо от него.
Л. С. Выготский, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия, которые не только продолжили исследования своих предшественников, но и вырастили не менее знаменитое поколение ученых. К их числу относятся Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. Основные труды этой группы ученых относятся к периоду 30–60-х годов XX в.
В это же время жили и трудились такие известные всему миру психологи, как Б. М. Теплов (1896–1965) и А. А. Смирнов (1894–1980). Последний известен своими трудами в психологии памяти, а Б. М. Теплов заложил научные основы изучения темперамента, способностей и психологии творческой деятельности. В 1966 г. были открыты психологические факультеты при МГУ и ЛГУ. В 1971 г. открыли Институт на ВДНХ, его директором был Б. Ф. Ломов (1927–1989).
В более поздние годы сформировались основные современные психологические школы. Это школы Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета и Московского государственного университета. Создание первой школы и факультета при ЛГУ связано с именем Б. Г. Ананьева (1907–1972), который не только сформулировал принципы изучения человека и определил с этих позиций основные направления развития психологии. Б. Г. Ананьев предложил антропологический подход к исследованию человека, который был реализован с помощью проведения системных и многолетних генетических исследований. В этих исследованиях он показывает, что индивидуальное развитие – внутренне противоречивый процесс, зависящий от многих детерминант. Развитие, согласно Ананьеву, это возрастающая интеграция, синтез психофизиологических функций. Эта интеграция обеспечивается различными механизмами. Структура личности, например, организуется по двум принципам – субординационному, или иерархическому, при котором сложные социальные свойства подчиняют себе более элементарные, психофизиологические, и координационному, при котором взаимодействие свойств строится на паритетных началах. Проблема интеграции позволила Ананьеву включить психическое развитие в более широкий контекст – онто-социо-персоногенез.
Аналогичную организаторскую роль при создании факультета психологии в МГУ сыграл А. Н. Леонтьев (1903–1979), автор психологической теории деятельности. А. Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесса «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. Кроме того, заслугой Леонтьева явилась разработка многих проблем в области восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Психология физической культуры. Учебник"
Книги похожие на "Психология физической культуры. Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Психология физической культуры. Учебник"
Отзывы читателей о книге "Психология физической культуры. Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.