Игорь Олен - Инкские войны. Incas
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Инкские войны. Incas"
Описание и краткое содержание "Инкские войны. Incas" читать бесплатно онлайн.
Это повествование об инкском государстве Тауантин-суйу в пору империи, существовавшей в рамках нынешних Чили, Колумбии, Эквадора, Перу, Боливии. Достоверность событий проработана так, что «Инкские войны / Incas» упоминаются в научных трудах в качестве источника. Текст является уникальным художественно-информационным кодексом инкской цивилизации.
Чимуское посольство, пав ниц, вскричало:
– Луннорождённый! Носоукрашенный!
Инка, хмурясь, велел вещать языком имперским. Гневный владыка бросил на руна-сими:
– Набольший Господин сияет?
– Ярко, Минчансаман! – ответствовал Чи, алаек49, главный посольства, чувствуя, как со лба пот течёт прямо к носу, украшенному подвеской.
– Слава!
Тронулись в храм инкского стиля, где помолились во здравие императора, и пошли во дворец с паласом меж гобеленов птичьего пуха. Серебряная луна в тронном зале, осклабившись, выпускала язык. Царь сел. Бриз с моря покачивал полог входа. Враз зашумели вдруг опахала.
– Чи.
Тот, придерживая носовую подвеску, низко склонился забормотав: – Сын Солнца из Чили пойдёт в Вануку, чтоб покорить её… А Совет признал земли собственностью трона. Чиму впредь не твоя…
Царь встал.
– Знать в страхе! – вставил Чи на родном языке и продолжил вновь на имперском: – В Куско нас упрекают: мало, мол, льём металлов, – хоть мастеров, знаем, взяли в плен и угнали… Им также, царь, дай списки, сколько здоровых, годных к труду, чтоб чистить путь к северным побережным долинам – для их захвата. В треть увеличь посевы. Тёплое слово нам за мятежников, Куско выданных. Сын твой учится подчиняться и объясняться на руна-сими. Инчик же, дочь твоя, служит там девам Солнца. Прочее – чушь, тебя недостойно.
Инка-наместник встрял:
– Набольший – он по всем Сторонам глядит! В угол наш он не смотрит! Недодаём, сказал? А знать в золоте! Глянь, на всех висит! Снять его, переплавить. Золото – инков. Так сказал Пача Кýтек. Солнце не чтят в Чиму! Тут двое знатных мочились на храм. Им суд!
В зал ввели связанных.
Инка-наместник сел на начальственный табурет. – Суди их.
Царь изрёк: – Солнце бог есть супруг Луны-Матери… Смерть вам.
– Ты, – начал вдруг подсудимый, – трусишь? Кайся пред Луной-Матерью и бери копьё! Восставай, царь! Пусть народ за тобой пойдёт за свободу!
Царь выдрал ему подвеску – знак благородного; и преступников, привязав к шестам, проносили по городу до заката; после доставили на гуановый островок, вспугнув птиц. Испражнения погребли тела.
Звёзды мерцали в дымке. Тысячи факелов собрались близ пруда подле дворца.
Луна встала. Трубы взревели. У храма на трёх платформах плакали жрицы. Луннорождённый брызгал из чаши священной влагой. Сановники в белых мантиях поклонялись.
Луна окрепла, и толпы взвыли. Царь сошёл в судно, где были жрец с веслом да сиятельный Чи с подносом, чтоб кормить лунных рыб в пруду. Глянув толпы по берегу, царь схватил горсть сердец попугаев и кинул в воду.
– Жрец нем, Чи.
– Чимор Великий! – начал тот. – Мать-Луна велика, рыбы плещутся шумно, ибо хотят знать правду! Вот что узнал я. Куско гниёт, как труп. Пача Кýтек, сын шлюхи от прежнего главы инков, смяв чанков с аймарцами и сослав отца, оттеснил Титу Йáвара как законного. Встала Радуга50 новой династии и концом уперлась в Айаваку, вторым – в край Чили. Инка-панака звать их. Скольких попрали – столько врагов у них. Рать держат всюду, бунты плодятся. Сим предовольна, часть бывших мыслит восстание… – Чи кивнул на поднос, потому что наместник смотрел на них с берега. Царь швырнул в воду птичьих сердечек для лунных рыб, что плеснули под вопли, и Чи продолжил: – Царь мой! Синчи Йупанки, Вождь Куско, и Титу Йáвар, главный Востока, – головы остальным. Из них две, видел, – инка-панака. Ведь Мама Вако тщеславием и гордыней отцу Титу Йáвару не уступит и ищет трон Апу Кáмаку, сыну. Он не наследный принц, потому что отец его, Тýпак Инка Йупанки, нынешний властелин, взял в койи, то есть в супруги, новую даму. Принц хочет с матерью и сородичами вернуть власть. Сговор с Ольáнтаем и чилийским великим вождём и с Кóхилем состоялся…
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Река в амазонском лесу на границе Боливии и Бразилии.
2
Ныне река Мадре-де-Дьос в Боливии.
3
Вождь, господин (кечуа).
4
Какая пригожая (кечуа).
5
Ясный День – обращение к царю инков, выбранное Титу Йаваром из других (Заступник и Благодетель, Набольший Господин, др.), более полно определяющих властное положение. Не случайно упоминание Йавар Вакака – представителя прежней династии, свергнутой за полвека до упомянутых здесь событий.
6
Накидка (кечуа).
7
Андийское быстроногое животное-камелоид.
8
Капак Йупанки, брат и сподвижник строителя инкской империи, получивший прозвище «Правая Длань».
9
Владыка аймарской империи был сюзереном города-государства Куско до Пача Кутека; прежние инки-правители были зависимы от него; при древних и старых кусканских кланах в Куско правил аймарский ставленник.
10
Древние кланы: чима-панака, раурау-панака, аванина-айльу и апу-майта, – носили причёски, схожие с гривой, это «гривастые». Старые кланы – викакирау с айльу-панака – волосы заплетали в косы, прозваны «косоплётами». Пачакутековы потомки, ставшие во главе инкской империи, стриглись коротко.
11
Возлюбленная Ольантая, дочь Пача Кутека, который, прознав о её связи с полководцем, не относящимся к роду инков, бросил её в подземелье; Ольантая же прогнал.
12
Так называли индейцы Анды.
13
«Пальа» и «инка» – понятия, различаемые по половым признакам. Пальами назывались женщины инков: матери, жёны, сёстры.
14
Дочь инки и пальи, девушка инкской крови.
15
Резиденция императора в ту эпоху.
16
Такля – индейский заступ, палка-копалка.
17
Подразумевается Тупак Инка Йупанки.
18
Простолюдин, общинник (кечуа).
19
Бурная горная река близ Куско.
20
Этот народ, генетически и политически связанный с инками, стал основой империи, проводником инкского господства. Лишь кечуа, за небольшим исключением, возводились в ранг инков по привилегии (милости) и образовывали штат слуг инков крови. Знак отличия кечуа, кроме прочего, былы круглые деревянные вставки в мочках, откуда прозвище «древоухие».
21
Культура Великого Тумписа, родственная майяской, являла антагонизм меж кучкой правителей и народом. Дворцы возвышались среди лачуг. Жречество создало календарь, превосходящий Григорианский, простолюдины же обрабатывали поля заступами. Эволюция замкнулась в оккультных науках и в сладострастии, предвещавших упадок.
22
Халач-виник – правитель, царь (майя).
23
Бог Смерти у майя и тумписцев.
24
Бог Дождя у майя и тумписцев.
25
Известная территория царства Тумпис Великий включала одноимённый город на побережье залива Гуаякиль, остров Пуна, где жил Синекровый, и незначительные владения, в частности, земли сульана и земли каньаров, освободившихся к тому времени.
26
Некогда находившаяся в вассальной зависимости от Тумписа, Манта к визиту вельможи Хача являлась центром сильной конфедерации эквадорских племён, уступавшей лишь горному царству Киту.
27
По представлениям тумписцев, родственных древним майя, небо поддерживали четыре сейбы: «Жёлтая Сейба» значила Юг.
28
Бог Торговли у майя и тумписцев.
29
Божественные близнецы, герои эпоса майя и тумписцев, праотцы Туна.
30
Ношение специальной циновки – признак аристократии. Халач-виники восседали, как выше описывалось, на циновках из ягуаровых шкур.
31
Вискача – андийский кролик.
32
Священный пик (6271 м) в Андах близ столицы Ольантая – Ольантай-тампу.
33
Знак отличия инки-по-милости.
34
Сельским и городским общинам андских народов присуще деление на часть «нижнюю» и часть «верхнюю», что имеет истоком их принадлежность к разным этническим группам. «Верхние» были горцы – пришлые завоеватели, покорители «нижних» – насельников окультуренных прежде долин. Разделение Куско на Верхний и Нижний случилось после захвата его в середине ХIV в. горскими племенами, правитель которых известен как Инка Рока, родоначальник династий Верхнего Куско, представленного кланами викакирау и айльу-панака. Естествен поэтому диктат «верхней» общины как потомков захватчиков и стремление «нижних» к реваншу на службе династии «стриженых», потеснившей позиции «косоплётов» – завоевателей первой волны. Явна близость с русской деревней с её разделением на враждующие слободки, улицы, половины, «рязани», пр. как итог обоснованных и надуманных противоречий мигрантов и старожилов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Инкские войны. Incas"
Книги похожие на "Инкские войны. Incas" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Олен - Инкские войны. Incas"
Отзывы читателей о книге "Инкские войны. Incas", комментарии и мнения людей о произведении.