Владислав Столяров - Система олимпийского образования, воспитания и обучения

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Система олимпийского образования, воспитания и обучения"
Описание и краткое содержание "Система олимпийского образования, воспитания и обучения" читать бесплатно онлайн.
В данной монографии автор впервые излагает целостную систему олимпийского образования, воспитания и обучения. При этом он опирается на собственный многолетний (с 1984 г.) опыт научной разработки проблем этой педагогической деятельности, а также на критическое осмысление результатов их решения учеными и специалистами-практиками других стран.
Особое внимание уделяется обоснованию положения о том, что олимпийская педагогическая деятельность не сводится к формированию у детей и молодежи лишь знаний об Олимпийских играх и олимпийском движении, т. е. к олимпийскому образованию. Помимо знаний данная педагогическая деятельность должна быть ориентирована на формирование у детей и молодежи умений, навыков, интересов, потребностей, и главное – реального поведения – в соответствии с идеалами олимпизма. Такая ориентация олимпийской педагогической деятельности предполагает использование комплекса не только традиционных, но также инновационных форм и методов, которым в данной работе уделяется основное внимание.
Автор стремится как можно полнее представить не только собственную позицию, но и взгляды других авторов – как отечественных, так и зарубежных – по обсуждаемым проблемам олимпийского образования, воспитания и обучения. В конце монографии приводится литература – список упоминаемых в тексте публикаций, а также именной указатель.
Монография предназначена в первую очередь для педагогов – организаторов олимпийского воспитания, а также для исследователей, занимающихся разработкой проблем этой педагогической деятельности. Вместе с тем она представляет интерес для всех, кого интересуют проблемы олимпийского образования, воспитания и обучения.
На выбор тех или иных аспектов, компонентов, функций, видов, разновидностей при оценке спорта, на постановку и решение соответствующих задач существенное влияние оказывают ценностные ориентации, установки субъекта (индивида, социальной группы, общества в целом): те идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, на которые он ориентируется в своей жизнедеятельности.
Вместе с тем, включение субъекта в спортивную деятельность может приводить к формированию новых или к определенной модификации имеющихся у него ценностных ориентаций, установок: идеалов, смыслов, символов, норм, образцов поведения и т. д. В ряде публикаций показано влияние различных форм спортивной активности на формирование ценностных ориентаций личности [см.: Арвисто, 1972, 1975, 1976, 1982; Винник, 1991; Егоров А.Г., 1991] и других авторов. Особенно важное значение в этом плане имеет используемый в спортивных соревнованиях способ организации соперничества и сотрудничества [Столяров, 1997б, 1998б, в, д, е, з, 2000б, 2002 г, 2004б, 2009а, 2010 г, д, 2011 г].
Значит, конкретное содержание, специфическую направленность, особенности той или иной формы спортивной культуры субъекта (индивида, (социальной группы, общества в целом) определяют его ценностные ориентации, установки: идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, на основе которых он оценивает спорт, приписывает спортивной деятельности те или иные ценности (определяет ее наиболее важные, значимые стороны, компоненты, функции, виды, разновидности и т. д.), ставит и решает определенные задачи и т. д., а также те новые (или модифицированные старые) идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, которые формируются под влиянием спортивной активности.
Одна из форм спортивной культуры – спортивно-прагматическая культура (см. таблицу 3).
Таблица 3
Спортивно-прагматическая культураЭту разновидность спортивной культуры характеризует ярко выраженная инструментальная (утилитарная, прагматическая) направленность субъекта этой культуры. Имеется в виду, что наиболее важными, значимыми в спортивной деятельности для него являются сугубо инструментальные (утилитарные, прагматические) ценности. Наиболее ярким примером в этом плане является такая ценность, как возможность на спорте зарабатывать деньги, приобретать материальные блага и т. д. Именно такая ценностная ориентация на спорт характерна, например, для спортсменов в профессиональном спорте. К числу прагматических ценностей спортивной деятельности, безусловно, относится и то, что она ориентирует участников этой деятельности на постоянные достижения, успех. Утилитарность спортивной культуры может проявляться также в ориентации человека на формирование и совершенствование с помощью занятий спортом не целостного развития личности, а лишь каких-то ее отдельных качеств и способностей (например, воли или других психических способностей, силы или других физических качеств и т. д.), элементов культуры в изолированности от других качеств и способностей. Один из вариантов такой инструментальной (утилитарной, прагматической) направленности спортивной культуры – ее интеграция с политической культурой, на основе чего она выступает как спортивно-политическая культура [см.: Взаимоотношение спорта и политики …, 2005; Столяров, 2005а, 2010 г, 2011 г; Столяров, Хлопков, 2003; Хлопков, 2003].
Спортивная деятельность может привлекать субъекта этой деятельности и другими своими аспектами. Так, она может выступать для него как ценность потому, что дает возможность продемонстрировать превосходство над другими, реализовать националистические идеи, решить узкокорыстные политические задачи, проявить агрессивность и т. п. В этом случае спортивная культура включает в себя нормы и ценности, не совпадающие с общекультурными ценностями гуманистической ориентации, вследствие чего выступает как спортивная культура негуманной (антигуманной) направленности – негуманная (антигуманная) спортивная культура (см.: таблица 4).
Таблица 4
Негуманная (антигуманная) спортивная культураНаиболее важное значение в современных условиях имеет спортивно-гуманистическая культура (см.: таблица 5).
Таблица 5
Спортивно-гуманистическая культураОснову этой разновидности спортивной культуры составляет позитивное ценностное отношение субъекта спортивной деятельности к этой деятельности, к различным ее компонентам (спортивной тренировке, спортивным соревнованиям и др.), видам, разновидностям, их аспектам, функциям и т. д. с позиций гуманизма, с точки зрения его идеалов и ценностей – целостного развития личности и гуманных отношений к другим людям, нациям, культурам, верованиям. Значит, спортивно-гуманистическая культура – это гуманистическое ценностное отношение субъекта спортивной деятельности к этой деятельности (к спортивной тренировке и спортивным соревнованиям): процесс, средства и результаты осмысления, сохранения и развития тех разновидностей, сторон, функций, компонентов спорта, которые он, ориентируясь на гуманистические идеи, идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, оценивает как наиболее важные, значимые, т. е. рассматривает как ценности.
Основные особенности спортивно-гуманистической культуры:
✓ знание, понимание и позитивная оценка концепции гуманизма, его идеалов и ценностей, их роли и значения в современном обществе, в том числе в сфере спорта, умение обосновать эту оценку;
✓ знание, понимание и позитивная оценка гуманистического значения спортивной деятельности, умение обосновать эту оценку;
✓ знание тех факторов, от которых зависит это значение спорта;
✓ стремление (желание) ориентироваться в спортивной деятельности на гуманистические идеалы и ценности;
✓ качества и способности (умения и навыки), которые позволяют эффективно действовать в спорте в соответствии с такой ориентацией;
✓ реальное участие в спортивной деятельности с целью использовать ее для целостного развития личности, содействия реализации гуманистических идеалов и ценностей;
✓ результаты спортивно-гуманистической активности: сформированные в результате участия в спортивной деятельности качества и способности, характеризующие целостное развитие личности; нравственное поведение в спорте; адекватный гуманистическим идеалам стиль (образ) жизни, характер взаимоотношений с другими людьми; негативное отношение к лицам, поведение которых противоречит идеалам гуманизма.
В структуре спортивно-гуманистической культуры личности важно различать позитивное гуманистическое отношение индивида:
♦ вообще к спортивной деятельности (тем или иным его видам, разновидностям, компонентам и т. д.) (гуманистическое общеспортивное отношение);
♦ к собственной спортивной активности, к тем или иным ее видам, компонентам (гуманистическое Я-спортивное отношение).
Гуманистическое отношение индивида к собственной спортивной активности имеет особенно важное значение в структуре спортивно-гуманистической культуры личности. Оно является мотивационной детерминантой, регулятором его реального и вербального поведения.
Спортивно-гуманистическая культура может выступать в разной форме в зависимости от того, каким образом конкретизируются общие гуманистические идеалы и ценности, на которые ориентирован субъект этой культуры.
В настоящее время важно различать две возможные формы спортивно-гуманистической культуры – олимпийскую и спартианскую.
Специфика олимпийской культуры состоит в ее ориентации на ценности (идеалы, принципы, образцы поведения и т. д.) олимпийского движения.
Эти ценности олимпийского движения сформулированы и обоснованы в концепции современного олимпизма, которую, как отмечено в Олимпийской хартии, разработал Пьер де Кубертен.
1.9. Ценности олимпийского движения в кубертеновской концепции современного олимпизма
Часто встречаются утверждения о том, что в течение всей своей жизни основные усилия Кубертена были направлены на возрождение Олимпийских игр. Об этом говорится, например, в учебных пособиях по олимпийскому образованию: Кубертен «был еще совсем молодым человеком, когда высказал мысль о возрождении Олимпийских игр. С этого момента всю свою жизнь Пьер де Кубертен подчинил осуществлению великой идеи» [Книга олимпийских знаний, 2004, с. 15; Олимпийский учебник студента … 2003, с. 14–15].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Система олимпийского образования, воспитания и обучения"
Книги похожие на "Система олимпийского образования, воспитания и обучения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владислав Столяров - Система олимпийского образования, воспитания и обучения"
Отзывы читателей о книге "Система олимпийского образования, воспитания и обучения", комментарии и мнения людей о произведении.