Виктор Губарев - Рейды коммодора Мингса
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Рейды коммодора Мингса"
Описание и краткое содержание "Рейды коммодора Мингса" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена одному из первых предводителей флибустьеров Ямайки – Кристоферу Мингсу. Сын сапожника и дочери паромщика, он избрал профессию моряка и прошел путь от кают-юнги до офицера военно-морского флота, сделав блестящую карьеру в период Английской революции (1640—1660) и первые годы Реставрации. Мингс участвовал в морских битвах первой и второй англо-голландских войн в европейских водах, но гораздо большую известность ему принесли рейды против испанцев в бассейне Карибского моря.
Рейды коммодора Мингса
Виктор Губарев
© Виктор Губарев, 2017
ISBN 978-5-4483-6126-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Как все начиналось
Английский военный моряк Кристофер Мингс прославился как один из первых предводителей флибустьеров1 Ямайки, основными объектами нападений которых были испанские корабли и поселения в бассейне Карибского моря. Согласно версии чиновника Британского адмиралтейства и всемирно известного мемуариста Сэмюэла Пипса, он родился в семье сапожника и дочери паромщика. Однако эту версию решительно отвергает Джон Нокс Лофтон, написавший статью о Кристофере Мингсе для Dictionary of National Biography. Лофтон полагал, что родители Мингса были «из хорошо обеспеченной семьи на севере Норфолка». Его отец, уроженец прихода Сент-Кэтрин на севере Лондона, 22 сентября 1623 года женился на Кэтрин Парр2, дочери Кристофера Парра, владевшего недвижимостью в Норфолке. Сын Джона и Кэтрин, Кристофер, родился в 1625 году и был крещен в Солтхаусе 22 ноября.
Избрав профессию моряка, герой нашей истории прошел путь от кают-юнги до офицера военно-морского флота, сделав блестящую карьеру в период Английской революции. По некоторым данным, с декабря 1651 года Мингс служил лейтенантом на корабле «Пэрадокс». С началом первой англо-голландской войны (1652—1654) он служил «мастером по навигации» на 36-пушечном фрегате 4-го ранга «Элизабет», входившем в состав эскадры Ричарда Бадили; эта эскадра оперировала против голландцев на Средиземном море. В августе 1652 года близ островов Эльба и Монте-Кристо она вступила в бой с более сильной эскадрой под командованием Йохана ван Галена и, понеся потери, вынуждена была отступить. Но указанной конфузией дело не ограничилось. 4 (14)3 марта 1653 года эскадры Генри Эпплтона и Ричарда Бадили были разгромлены эскадрой того же Йохана ван Галена в сражении у Ливорно (при этом два английских корабля было потоплено, еще три захвачено; погибло или было ранено около 150 английских моряков). Капитан «Элизабет» Джонас Ривз получил смертельное ранение и вскоре отдал Богу душу. Кристофер Мингс занял его место.
Сражение у Ливорно. Художник Виллем ван Дист.
Когда в мае 1653 года эскадра Бадили вернулась в Даунс, команды кораблей потребовали расчета, но поскольку война с Голландией продолжалась, никто из матросов не был списан на берег. В июне «Элизабет» была спешно переоснащена, а ее экипаж доукомплектован – в том числе за счет насильственной вербовки, – после чего капитан Мингс вывел свой фрегат в море. 29—31 июля (8—10 августа) 1653 года он принял участие в заключительной баталии первой англо-голландской войны – в морском сражении при Схефенингене4. Ему предшествовала блокада побережья Нидерландов английским флотом под командованием «морского генерала» Джорджа Монка5.
Англичане располагали примерно 120 кораблями. Чтобы деблокировать 27 кораблей вице-адмирала Витте де Вита, стоявших в гавани Тексела, адмирал Маартен Тромп вывел в море флот в составе 100 кораблей.
Джордж Монк, 1-й герцог Альбемарль. Студия Питера Лели.
29 июля (8 августа) англичане обнаружили флот Тромпа и, атаковав его, смогли захватить два корабля. Тем не менее, эскадра де Вита была деблокирована и на следующий день объединилась с основными силами флота недалеко от Схефенингена. Шторм, разыгравшийся в ночь на 31 июля (10 августа), отсрочил начало генерального сражения до утра. Примерно в 7 часов голландский флот, очутившись в наветренной стороне от флота Монка, атаковал его. К несчастью для голландцев, в самом начале баталии адмирал Тромп был сражен мушкетной пулей.
Адмирал Маартен Тромп. Художник Ян Лифенс.
К концу дня 12 голландских кораблей были либо потоплены, либо взяты в качестве призов; большая группа голландских кораблей вышла из боя и стала уходить на север. Все попытки Витте де Вита остановить их оказались безуспешными. Хотя флот Монка тоже понес ощутимые потери и вынужден был уйти в родные порты на ремонт, англичане считали, что победа в сражении при Схефенингене досталась именно им. С другой стороны, голландцы добились своей цели – блокада их побережья была снята.
Сражение при Схефенингене. Художник Ян Абрахамс Беерстраатен.
4 (14) октября Мингс писал с борта «Элизабет» комиссии Адмиралтейства: «1-го числа в пятницу я принял на борт в Дувре вице-канцлера Польши и его свиту и высадил их в Дьеппе 3-го числа. На следующий день я увидел 23 парусника в 10 лигах от Дьеппа, среди которых находились 3 голландских военных корабля, 2 из коих вышли и сразились с нами, но, получив повреждения, они ушли в подветренную сторону от флотилии; мы тут же приблизились к флотилии и доставили их с помощью „Ли“ в Даунс. Капитан Эллинтон прибыл с каперским судном после того, как их привели, и, обеспечив два из них людьми, отправился вместе с нами, и так привели остальных в Даунс. Мы получили два опасных попадания в грот- и фок-мачту, что заставило нас укрепить их с помощью шкало6, и мы потеряли нашего штурмана». 6 (16) октября парламент распорядился, чтобы Государственный Совет наградил капитана фрегата «Элизабет» за отличное исполнение им своих обязанностей и рассмотрел вопрос о выделении материальной помощи «жене и детям его штурмана, погибшего на этой службе».
Английский корабль 6-го ранга. Художник Виллем ван де Фелде-младший.
Довольно скоро Мингс получил новое задание – сопровождать в Гётеборг лорда Булстроуда Уайтлока, назначенного чрезвычайным послом в Швецию. Для его доставки Адмиралтейство выделило небольшую флотилию: флагманом был 44-пушечный фрегат «Феникс» (200 человек команды, командир – капитан Николас Фостер); вторым по старшинству был 40-пушечный фрегат Мингса «Элизабет» (его команда также насчитывала 200 человек). Кроме того, в плавание уходили торговые суда «Эдвенчер» и «Форчен» (на них погрузили провизию, лошадей, багаж и пр.), каперский корабль под командованием капитана Уэлча и вспомагательный кеч. 3 (13) ноября под грохот артиллерийского салюта лорд прибыл на борт фрегата «Феникс», после чего «навестил „Элизабет фригат“, чей капитан, Миннс, приветствовал его пушечным салютом и всеми вымпелами, как [ранее] это сделал Фостер, и предоставил тринадцать кают для джентльменов его свиты; здесь Уайтлок оставил также часть своей компании; а когда он возвращался в Грейвсенд, моряки „Элизабет“ провожали его громкими криками, и то же сделали моряки „Феникса“, дабы засвидетельствовать послу свое почтение».
Английский посол в Швеции Булстроуд Уайтлок. Неизвестный художник.
Корабли вышли в открытое море 6 (16) ноября и после тяжелого перехода, вызванного осенними штормами, прибыли в Гётеборг 15 (25) ноября. За день до этого Мингсу удалось захватить голландскле судно. Шкипер последнего пытался уйти от погони, но ядро, выпущенное с борта «Элизабет», «сбило один из парусов голландца; тогда он (английский фрегат. – В.Г.) взял его, хотя он (голландский корабль. – В.Г.) обладал превосходными мореходными качествами и имел добрые пушки».
Гётеборг на гравюре конца XVII века.
Позже в своем отчете комиссии Адмиралтейства, написанном на рейде Ярмута 2 (12) января 1654 года, Мингс сообщил следующее: «Я сопровождал посла Уайтлока, и 15 ноября мы прибыли в Гётеборг, откуда он 23-го числа отправился дальше, ко двору [шведской королевы]. Нас задержали там противные ветры. Моя команда была нездорова: 90 человек заболело и 5 умерло. Мы встретили 3 голландских военных корабля с 8 или 9 торговыми судами и произвели по ним несколько выстрелов из пушек, но наши болезни и слабость вынудили нас оставить их. Мы догнали „Феникс“, который покинул порт за день до нас, выдержал бой с голландским военным кораблем и имел 4 убитых и 11 раненных, не считая потери бушприта. Я собираюсь отплыть в Портсмут, чтобы пополнить запасы провианта».
Весь 1654 год и начало 1655 года Кристофер Мингс продолжал командовать «Элизабет», крейсируя в водах Ла-Манша и конвоируя в порты назначения торговые суда. 30 января (9 февраля) 1655 года его старый корабельный товарищ Томас Брукс дал комиссионерам7 Адмиралтейства лестную характеристику Мингса: «Он – человек, испытывающий благоговение перед Господом; человек честных правил, непорочной жизни и связей; он очень храбрый, и демонстрировал это раз за разом в нескольких сражениях и при захвате призов. Вице-адмирал Гудзон и вице-адмирал Бадили, если бы они находились здесь, подтвердили бы то, что тут написано, своими знаниями о нем и своей благосклонностью к нему. Еще больше, чем здесь написано, я слышал о нем из их уст».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Рейды коммодора Мингса"
Книги похожие на "Рейды коммодора Мингса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Губарев - Рейды коммодора Мингса"
Отзывы читателей о книге "Рейды коммодора Мингса", комментарии и мнения людей о произведении.