Виктор Губарев - Рейды коммодора Мингса
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Рейды коммодора Мингса"
Описание и краткое содержание "Рейды коммодора Мингса" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена одному из первых предводителей флибустьеров Ямайки – Кристоферу Мингсу. Сын сапожника и дочери паромщика, он избрал профессию моряка и прошел путь от кают-юнги до офицера военно-морского флота, сделав блестящую карьеру в период Английской революции (1640—1660) и первые годы Реставрации. Мингс участвовал в морских битвах первой и второй англо-голландских войн в европейских водах, но гораздо большую известность ему принесли рейды против испанцев в бассейне Карибского моря.
Кристофер Мингс на гравюре XVII века.
7 (17) марта в письме комиссии Адмиралтейства Мингс сообщал, что по приказу комиссионеров флота прибыл в Чатем для ремонта своего фрегата. Плотники обещали управиться со всеми работами за восемь дней, после чего капитан планировал заняться пополнением запасов провианта. Кроме того, ему удалось перевести с фрегата «Феникс» на свой корабль 46 моряков. Через два дня в очередном письме Мингс уточнил, что пополнил команду «Элизабет» 47 моряками, но нуждается в провизии и хотел бы получить от комиссии Адмиралтейства полномочие на насильственную вербовку матросов.
Едва отгремели залпы первой англо-голландской войны (1652—1654), как Англия вступила в новую войну – на этот раз против Испании. Англо-испанская война 1655—1660 годов велась в основном на море, и коммодору Мингсу удалось вписать в ее хронику несколько ярких страниц.
Дан приказ ему «На Запад!»
Вопреки распространенной легенде, Кристофер Мингс не участвовал в вест-индской экспедиции адмирала Уильяма Пенна и генерала Роберта Венейблса в качестве капитана 54-пушечного корабля «Марстон-Мур» (командиром этого судна в упомянутой экспедиции был капитан Эдвард Блэгг). Соответственно, Мингс не принимал участия в боевых действиях эскадры Пенна в Карибском море весной 1655 года, итогом которых стал захват у испанцев слабо защищенного, но стратегически весьма выгодно расположенного острова Ямайка. Обладание этим плацдармом в самом сердце Вест-Индии позволяло англичанам контролировать все морские коммуникации противника и наносить удары по испанским прибрежным объектам на Мейне8 и Антильских островах.
Карибское море на карте Никола Сансона, 1656 год.
В июле того же года адмирал Пенн отплыл с двумя десятками кораблей в Англию, оставив командиром ямайской эскадры вице-адмирала Уильяма Гудзона. Последнему были переданы подробные инструкции, датированные 25 июня (5 июля) 1655 года. Гудзон должен был приложить «максимум стараний… к взятию, неожиданному овладению и захвату всех кораблей и судов, принадлежащих королю Испании или его подданным в Америке, и любых иных, которые будут содействовать или помогать им, или будут врагами и мятежниками по отношению к республике; вместе с их такелажем, судовыми принадлежностями, пушками и амуницией и всеми вещами, продуктами, товарами и деньгами; а в случае сопротивления – топить, сжигать и уничтожать все таковые корабли и суда».
Адмирал Уильям Пенн. Художник Питер Лели.
Эскадра первоначально базировалась в Пуэрто-де-Кагуайе – гавани, находившейся на западном берегу современной Кингстонской бухты, близ устья Медной реки (Рио-Кобре). Ее защищал дряхлый форт Пэссидж, представлявший собой земляной вал с деревянным частоколом. Саму гавань англичане стали называть Порт-Кагуэй, а город, строившийся в западной части девятимильной косы Палисадос (которая сегодня служит волноломом для Кингстонской гавани), – Пойнт-Кагуэй, или просто Пойнт (совр. Порт-Ройял).
Карта острова Ямайка 1670 года.
Кристофер Мингс был назначен командиром «Марстон-Мура» в октябре 1655 года (через месяц после того, как этот корабль вернулся из Вест-Индии, доставив на родину генерала Венейблса). Экипаж судна, недовольный полученным жалованьем и необходимостью снова идти в Карибское море, взбунтовался. Мингс писал, что нашел людей «в таком состоянии, которое не допускало дальнейшего прохождения службы». По его словам, в основном это были незнакомые ему люди, так что он не имел никакого личного влияния на них. Лишь арестовав зачинщиков и списав на берег недовольных, капитан смог навести порядок на борту. Набрав новую команду и имея на руках приказ идти в Вест-Индию, он утром 13 (23) ноября того же года покинул Портсмут.
Трансатлантический переход осуществлялся по традиционному маршруту: мимо Пиренейского полуострова и Канарских островов – к берегам Западной Африки, а оттуда, с попутными пассатными ветрами и течениями – к Антильским островам. На Ямайку Мингс прибыл 15 (25) января 1656 года, где сразу же перешел в подчинение к Гудзону.
Под флагом вице-адмирала Гудзона
24 января (3 февраля) 1656 года в совместном отчете вице-адмирала Гудзона и майора Роберта Седжвика лорду-протектору Великобритании Оливеру Кромвелю сообщалось, что флот Ямайки насчитывает 22 корабля, не считая двух или трех малых судов. Помимо военных кораблей и транспортов, в его составе находились также парусники флибустьеров.
Флибустьер и поверженный испанец. Гравюра из книги А. О. Эксквемелина «Пираты Америки» (Амстердам, 1678).
Флибустьеры были уникальным явлением вест-индской истории. Обосновавшись в первой трети ХVII века на «ничейных» землях Антильского архипелага – прежде всего, на Тортуге9 и в западной части Эспаньолы10, – эти отчаянные авантюристы промышляли пиратством, никому не подчиняясь и руководствуясь своими собственными законами и обычаями. Их ряды пополнялись за счет лиц, участвовавших в заморской экспансии и колонизации Вест-Индии: матросов, уволенных или бежавших со службы солдат, разорившихся дворян, фермеров, лесорубов, ремесленников и крестьян, беглых или отслуживших свой срок кабальных слуг, буканьеров11, беглых каторжников, а также индейцев ряда племен Центральной Америки. Большинство среди флибустьеров всегда составляли англичане и французы, однако немало было также голландцев, ирландцев, шотландцев, валлийцев, фламандцев, португальцев, индейцев, африканцев, мулатов и метисов; иногда встречались немцы, датчане, шведы и евреи. Таким образом, флибустьерские отряды представляли собой независимые многонациональные объединения охотников за удачей, для которых пиратство в водах Испанской Америки стало главным источником существования12.
Военное командование Ямайки использовало суда флибустьеров в основном для разведки, а также разорения каботажного судоходства и небольших прибрежных поселений испанцев.
15 (25) апреля 1656 года, возглавив эскадру из десяти кораблей, Гудзон отправился к южному побережью Эспаньолы, где, по сообщению испанских пленников, должны были находиться галеоны13 с сокровищами. Не обнаружив их, англичане повернули в сторону Южной Америки, к берегам провинции Новая Гранада. Здесь объектом их нападения стал городок Рио-де-ла-Ача14. Основанный в 1545 году в устье реки Ача, он первоначально носил необычайно длинное название – Нуэстра-Сеньора-Санта-Мария-де-лос-Ремедьос-дель-Рио-де-ла-Ача. Между ним и ранчерией (промысловой фермой) Нуэстра-Сеньора-де-лос-Ремедьос-дель-Кабо-де-ла-Вела находился участок побережья, славившийся своим жемчугом.
Карта Новой Гранады (1662 год).
Планируя нападение на Рио-де-ла-Ачу, Гудзон и его капитаны рассчитывали, прежде всего, на богатый жемчужный «улов». В письме государственному секретарю Джону Тэрло вице-адмирал отмечал, что 4 (14) мая он высадил «около 450 человек в Рио-де-ла-Аче, жители которого, завидев нас за шесть часов до нашего прихода, сбежали из города, унеся свои богатства или все, что было ценное, с собой, и оставили только 12 человек, чтобы оборонять замок, который мы штурмовали и которым менее чем за полчаса овладели; в нем стояли четыре большие бронзовые пушки весом примерно 4000 фунтов каждая, которые мы унесли, уничтожив часть форта. Испанцы умышленно затягивали внесение выкупа за город, что отсрочило наш отъезд на день; но, в ответ на их неуступчивость, мы сожгли его и 8 мая утром отплыли оттуда»15.
В описанной акции Кристофер Мингс приобрел первый опыт операций по захвату прибрежных поселений на Испанском Мейне. В дальнейшем он будет неоднократно использовать его при набегах на портовые города Карибского региона.
От Рио-де-ла-Ачи эскадра Гудзона пошла вдоль побережья на запад – к портовому городку Санта-Марта. Прибыв туда 11 (21) мая, она простояла в его гавани три дня, пополняя запасы пресной воды и дров. Затем, захватив небольшое испанское судно с вином из Сан-Лукара, англичане продвинулись дальше на запад и 14 (24) мая появились в районе города-крепости Картахены. Оставив здесь для крейсерства вице-адмиральский корабль и два вспомогательных фрегата, Гудзон взял курс на Ямайку и по пути овладел еще одним испанским судном; оно направлялось из Санто-Доминго (Гаити) в Новую Испанию (Мексику) с грузом какао. 23 мая (2 июня) эскадра вернулась в Пойнт-Кагуэй с двумя захваченными призами.
Пойнт-Кагуэй (будущий Порт-Ройял) и коса Палисадос на испанской карте середины XVII века.
В отчете от 25 июня (5 июля), адресованном госсекретарю Тэрло, Гудзон не только подробно описал свой рейд к берегам Южной Америки и состояние дел на Ямайке, но и посетовал на отсутствие в его распоряжении опытного переводчика с испанского:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Рейды коммодора Мингса"
Книги похожие на "Рейды коммодора Мингса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Губарев - Рейды коммодора Мингса"
Отзывы читателей о книге "Рейды коммодора Мингса", комментарии и мнения людей о произведении.