Лариса Крыжановская - Методы психологической коррекции личности

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Методы психологической коррекции личности"
Описание и краткое содержание "Методы психологической коррекции личности" читать бесплатно онлайн.
В книге рассматривается концепция коррекции и саморегуляции личности путем психологического вмешательства. Показано, как на основе анализа реальных ситуаций: социальных, экономических, деловых и т. п., используя методы психологической коррекции личности, можно найти пути наилучшего решения возникших проблем в разные возрастные периоды жизни человека.
Учебное пособие предназначено психологам и педагогам, студентам психологических специальностей, а также подросткам, юношам и взрослым.
Владеть
Навыком обеспечивать общественно-организационную деятельность; способностью осуществлять коррекционные занятия. Проводить ролевое проигрывание сложных ситуаций. Пользоваться психотехникой; интерпретировать, анализировать изменения личности. Планировать последующие коррекционные занятия; выделять процессы принятия решения в различных ситуациях.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:Артпсихология как метод коррекции личности Коррекционная работа с семьей Включение в коррекционный процесс социальную микросреду ребенка
Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ
И. И. Мамайчук выделяет следующие принципы составления психокоррекционных программ:
Деятельностный принцип коррекции – положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка; принцип учета возрастных особенностей ребенка; принцип комплексности методов психологических воздействий; принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе; принцип опоры на разные уровни организации психических процессов; принцип программированного обучения; принцип учета эмоциональной сложности материала и др. Определены также виды психокоррекционных программ: общая модель коррекции – исправление мировоззрения, его восприятие и уточнение представлений о людях, событиях, отношениях и т. д.; типовая модель коррекции – поэтапное формирование действий в той или иной деятельности клиента; индивидуальная модель коррекции – восстановление качественных характеристик индивидуального психического развития ребенка. Существуют стандартизированные программы психокоррекции, где структурированы этапы коррекционных мероприятий и свободные программы психокоррекции, где каждое занятие планируется с учетом динамики эффективности коррекционных воздействий. В составлении коррекционных программ И. И. Мамайчук предусматривает психокоррекционный комплекс: 1 блок – диагностический (психодиагностика проблем клиента); 2 блок – установочный (некоторые психологи рассматривают установочный блок не только как побуждение клиента взаимодействию, снятие тревожности, но и как уточнение истинной, латентной проблемы клиента); 3 блок – коррекционный (вид психокоррекционной программы, содержание); 4 блок – оценки эффективности коррекционных воздействий (психодиагностика).
Психокоррекционная программа – это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа, дискуссия, упражнение. Это определенный набор стратегий и методов воздействия: убеждение, внушение, подражание, подкрепление; директивное указание, обратная связь, воздействующее резюме, отражение чувств, самораскрытие и т. д. Отношения между психологом и ребенком должны быть конгруэнтными – подлинными, истинными. Л. М. Крыжановская определяет такие виды психокоррекционных программ, как: коррекция личности, где решается проблема взаимоотношений с окружающими, личностных качеств, личностного роста; коррекция семейных отношений, где решаются проблемы развития ребенка, его поведение, взаимоотношения в семье; психолого-педагогическая коррекция, где решаются вопросы воспитания и обучения в семье в дошкольных и школьных учреждениях, взаимоотношения между детьми и взрослыми; коррекция социальных представлений, где решаются вопросы профориентации, выбора профессии.
Значимой задачей составления коррекционной программы является изменение психологической установки. Установка включает три компонента.
Когнитивный (знание об объекте своей установки); аффективный или эмоциональный (выражает эмоциональное отношение, чувства человека по отношению к объекту своей установки); поведенческий (потенциальные действия которые клиент готов совершить).
Установка лежит в основе волевого поведения и проявляется в момент принятия решения. В процессе психологической коррекции у каждого человека вырабатываются свои фиксированные установки, они проявляются и становятся основой готовности к деятельности.
Одной из задач, решаемых в коррекционной программе является социальная перцепция как процесс восприятия и понимания социальных объектов (других людей, групп, социальных явлений). Это коррекция межличностного восприятия в ситуации межличностного общения, осознание образа другого, на основании делается прогноз собственного поведения и поведения других.
Коррекционное воздействие – это активизация механизмов понимания. Идентификация – уподобление себя партнеру и понимание его; эмпатия – эмоциональное сопереживание; рефлексия – осознание того как воспринимает информацию партнер по общению.
Корригируются социальные стереотипы – условные образы какого либо явления или человека, свойственные представителям той или иной группы. Цель – коррекция изменения стереотипов восприятия, поведения в зависимости от отношения в коррекционной группе.
Психокоррекционные программы позволяют решать проблемы социализации – усвоение индивидом социального опыта, путем вхождения в социальную среду; процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его деятельности, активного включения в социальную среду. Корригируется содержание процесса социализации в трех сферах становления личности: деятельность, общение, самосознание.
В коррекционной программе предполагается расширение набора деятельностей, ориентировка в видах деятельностей, выбор главного вида деятельности, освоение личностью новых ролей. Содержание коррекции предполагает переход от монологического к диалогическому общению. Корригируется самосознание, «образ – Я». Структура самосознания включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе). Единство трех компонентов и есть социализация.
Не менее важной задачей составления коррекционной программы является изменение конфликтогенной ситуации, разрешение межличностного, межгруппового и внутриличностного конфликтов. Конфликтогенная ситуация – это обострение отношений, когда позиции и цели сторон становятся не совместимыми или воспринимаются таковыми. Конфликт – это столкновение участников конфликта при наличии инцидента (события, факта столкновения). Корригируются образы конфликтных ситуаций – система представления каждого участника о самих себе, о оппонентах, о исходах конфликта и о той ситуации в которой конфликт разворачивается. Выстраиваются возможные действия участников – конкретные стратегии, которые они выбирают и демонстрируют. Определяются исходы конфликтных действий – включение в него на двух уровнях: реальный – реальные исходы конфликтных действий; идеальный уровень – идеальный исход (или уровень представлений). К каждой коррекционной и коррекционно-развивающей программе разрабатывается не только план, но сценарий программы.
Артпсихология как метод специальной психологической коррекции (Л. М. Крыжановская)
Данный метод предназначен для подростков, юношей и взрослых, для одаренной личности. Коррекционная работа данного направления развивает творческие способности личности. Корригирует нарушения поведения и эмоциональные реакции.
Метод «Артпсихология» и одноименная коррекционная программа, разработанный Крыжановской Л. М., отражает арт-терапевтическое направление в психологии. В отличии от психотерапии он ориентирован на коррекцию здоровой личности. Непродолжительность занятий по артпсихологии (10–14–20 занятий) дает эффективный положительный результат. Арт-терапия, как правило – это длительные по времени занятия, в течение года и более. Артпсихология как метод коррекции фокусируется только на театральном искусстве, через ее восприятие корригируеся эмоциональная отягощенность личности. Известно, что театр создает особую атмосферу, благотворно влияющую на психофизическое самочувствие людей. В театре отражаются социальная и художественная правда о жизни человека. Социальная – это отражение актуальных проблем. Художественная – как художественно разрешаются проблемы. В. И. Немирович-Данченко, основоположник русского театра, говорил, что в каждом спектакле, как и в каждой роли, гармонически сочетаются три элемента: социальный, жизненный и театральный. Жизненное в искусстве – это стремление к большим обобщениям, к типизации, к отбору наиболее существенных и характерных явлений, и к наиболее яркому их театральному выражению. Особенности театрального искусства можно использовать и в психокоррекционной работе с подростками, юношами и взрослыми, когда в их жизни активно происходит процесс социализации, постижение своего «Я». Известно, что задачами театра является обострение конфликта, направленность и активация личности по типу «действие – контрдействие», волнующее потрясать людей. Такие задачи становятся значимыми и в жизни личности. Занятия по Артпсихологии включают в себя приемы выразительного чтения, психологических этюдов и др. В определении «специальное театральное упражнение» отражается содержание пьесы или сценария (театрализованного, литературного), выбранное практическим психологом в соответствии с той психологической проблемой личности, которая выявлена перед началом практических занятий по Артпсихологии. Определение «драматическая психоэлевация» (т. е. «застольный период» по выбранной пьесе или сценарию) отражает направленную рефлексию личности. Артпсихология – это положительное воздействие искусства на психику. Метод помогает активизировать внутреннюю работу над собой, так как человек начинает все заметнее стремиться совершать добро, проявлять чуткость, заботу к окружающим, умение прощать их ошибки и слабости.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Методы психологической коррекции личности"
Книги похожие на "Методы психологической коррекции личности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лариса Крыжановская - Методы психологической коррекции личности"
Отзывы читателей о книге "Методы психологической коррекции личности", комментарии и мнения людей о произведении.