Коллектив авторов - Актуальные проблемы совершенствования высшего образования
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Актуальные проблемы совершенствования высшего образования"
Описание и краткое содержание "Актуальные проблемы совершенствования высшего образования" читать бесплатно онлайн.
В сборнике материалов XII межвузовской научно-методической конференции нашли отражение проблемы реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Основное внимание уделено вопросам методического обеспечения самостоятельной работы студентов и формирования компетенций как результата освоения основных образовательных программ. В материалах сборника показаны особенности проектирования и реализации магистерских программ, развитие новых образовательных и компьютерных технологий. Проблемы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в вузе и взаимодействие вузов с работодателями и социальными партнерами также нашли отражение в материалах конференции.
Все предшествующие знания предметов проверяются преподавате-лем в ходе проведения практических занятий со студентами – при собесе-довании и проведении контрольных работ по соответствующим темам.
Знание дисциплины «Экологический мониторинг» необходимо, чтобы применять экологические методы исследований при решении типовых профессиональных (экологических) задач. Основная профессиональная компетенция в процессе изучения предмета «Экологический мониторинг», которой должны владеть студенты после изучения предмета, это – знать теоретические основы экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска;
обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности (ПК-7).
Данная компетенция методически формируется в ходе проведения лекционных и практических занятий со студентами. При этом формирование компетенции достигается в ходе изучения тем: «Понятие о мониторинге и его элементах. Определение мониторинга и его задачи»; «Перенос загрязнений и международное сотрудничество»; «Классификация систем мониторинга, его организация и задачи на различных уровнях»; «Национальный мониторинг. Система ЕГСЭМ. Государственный мониторинг в РФ»; «Мониторинг атмосферного воздуха»; «Мониторинг природных вод (поверхностных и морских)»; «Мониторинг состояния почв».
Кроме того, компетенция методически формируется в ходе изучения предмета «Техногенные системы и экологический риск». Дисциплина также относится к профессиональному циклу дисциплин ДН(М).Ф.19, она также является базовой (общепрофессиональной) частью. Основная профессиональная компетенция в данной дисциплине является аналогичной. Компетенция методически обеспечивается в ходе проведения лекционных и практических занятий со студентами. При этом обеспечение компетенции достигается в ходе изучения тем: «Источники загрязнения атмосферы (основные виды промышленных производств)»; «Утилизация и ликвидация отходов производства и потребления; Классификация отходов;
Твердые бытовые отходы (ТБО) и их переработка»; «Загрязнение гидросферы»; «Антропогенные источники загрязнения континентальных водоемов. Стационарные и линейные источники. Характеристика и масштабы загрязнения»; «Экологический риск. Безопасность. Обеспечение устойчивого развития цивилизации. Понятия безопасности, риска, ущерба, опасности. Факторы опасности: военные, экономические и социальные, экологические. Общие цели для решения глобальных экологических проблем».
В данной теме рассматриваются вопросы:
1) масштабы и классификация чрезвычайных и аварийных ситуаций;
определение техногенной чрезвычайной ситуации (ЧС); источник ЧС; классификация ЧС по происхождению и масштабам;
2) качественная и количественная оценка экологической опасности и риска. Качественная оценка риска;
3) количественная оценка риска. Индивидуальный и коллективный риск. Методологические подходы к определению риска;
4) вероятностные характеристики риска. Нормативные уровни характеристики риска. Первичная и вторичная аварии;
5) цена экологического риска. Анализ приемлемости риска, восприятие рисков и реакция общества на них;
6) концепция безопасности и приемлемый риск. Сравнение рисков. Ранжирование экологических проблем по степени риска. Управление риском.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– окружающую среду как систему, развивающуюся во времени и испытывающую воздействия различных природных и антропогенных факторов систематического характера и при катастрофических экстремальных ситуациях;
– особенности производственных (химико-технологических и др.) процессов как источников постоянного долговременного и кратковременного аварийного воздействия на среду;
– механизмы взаимодействия производственной (техногенной) и окружающей природной среды;
– понятие экологического риска; основы его анализа и количественной оценки (расчета); пути минимизации риска;
– технологические методы и приемы уменьшения объема сброса сточных вод, объема выбросов в атмосферу и объемов загрязнения почвы;
– проблемы охраны окружающей среды в процессе производства. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
– качественно и количественно оценивать опасность антропогенного воздействия на окружающую среду и ее компоненты;
– оценивать возможные локальные и глобальные последствия антропогенного воздействия;
– рассчитывать уровень возможного риска на основе доступных данных;
– разрабатывать методы снижения экологического риска и применять их на практике.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть:
– методами поиска и обмена информаций в глобальных и локальных компьютерных сетях.
Формирование коммуникативной компетенции в условиях преподавания дисциплин по направлению «Социальная работа»
Проблема формирования и развития коммуникативных компетенций у будущих социальных работников носит не только теоретический, но и практический характер. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессио-нального образования по направлению подготовки 040400.62 «социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр» выпускник вуза должен быть готовым к сотрудничеству с коллегами и работе в коллективе. Следовательно, в деятельности социального работника коммуникативные процессы являются неотъемлемыми и существенными. Соответственно, успешность и эффективность деятельности социального работника напрямую зависят от его коммуникативных компетенций, степени их развитости и уровня овладения ими.
Формирование коммуникативной компетенции у студентов, будущих социальных работников, предполагает овладение за весь период обучения в вузе совокупности знаний теории коммуникаций, всех ее видов и типов, а также приобретение необходимых коммуникативных навыков и умений. Методологическую основу решения проблемы формирования коммуникативной компетенции у студентов, будущих социальных работников, составляет системный подход, то есть обеспечение целостности, единства и взаимодействия учебно-методической, психолого-педагогической и воспитательной систем. В понятие системы обучения включается тесное диалектическое единство, во-первых, целей, содержания, методов и средств процесса обучения, деятельности и взаимодействия преподавателя и студентов; во-вторых, автономных форм деятельности обучаемых (учения); в-третьих, контроля как формы-результата обратной связи обучения и, в-четвертых, социокультурного фона, среды обучения, обусловленных социальным заказом общества на подготовку специалистов определённого типа.
Формирование коммуникативной компетенции у студентов, будущих социальных работников, в ходе учебно-воспитательного процесса будет зависеть как от подготовленности и способностей обучающихся, их мотивации, так и от научно-разработанного аппарата обучения (методов, технологий, форм). К ним непосредственно относятся и система психологического воздействия на обучающихся (психология обучения), и система правил и приемов обучения (методика обучения). Одним из решающих факторов и условий формирования коммуникативной компетенции, по мнению автора, является создание благоприятного психологического климата и полного психологического комфорта в процессе вузовского обучения и воспитания.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции в условиях преподавания дисциплин по направлению «Социальная работа» является актуальной практической задачей. Для ее решения необходимо активнее использовать интегративные методы обучения, базирующиеся на принципах коммуникативности и творческой самоактуализации личности в рамках гуманистической педагогики.
Анализ случаев: рефлексивная инверсия позиции
При изучении психологических дисциплин достаточно широко используется анализ случаев. Для этого существуют две большие группы оснований – социальные и методологические.
Социальные основания определяются в первую очередь требованиями ФГОС, задающего набор компетентностей, так или иначе требующих освоения логического «восхождения к конкретному» в терминологии А. А. Зиновьева (Зиновьев, 1994). Примеры таких компетенций мы находим и в общекультурных, и в профессиональных: владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4); применение знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9) и др.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Актуальные проблемы совершенствования высшего образования"
Книги похожие на "Актуальные проблемы совершенствования высшего образования" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Актуальные проблемы совершенствования высшего образования"
Отзывы читателей о книге "Актуальные проблемы совершенствования высшего образования", комментарии и мнения людей о произведении.