» » » » Яна Полякова - Общие проблемы философии науки


Авторские права

Яна Полякова - Общие проблемы философии науки

Здесь можно купить и скачать "Яна Полякова - Общие проблемы философии науки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Яна Полякова - Общие проблемы философии науки
Рейтинг:
Название:
Общие проблемы философии науки
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
5845
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общие проблемы философии науки"

Описание и краткое содержание "Общие проблемы философии науки" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие по дисциплине «История и философия науки»предназначено для аспирантов и соискателей специальностей 13.00.04 –«теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,оздоровительной и адаптивной физической культуры», 03.03.01 – «физиология». Посвящено философскому анализу науки. Рассматривается понятие науки в трех аспектах ее бытия, основные концепции современной философии науки, социальные функции науки, возникновение науки и этапы ее исторического развития, структура научного знания, проблемы динамики науки и научныхреволюций, особенности современной постнеклассической науки и ее роль в развитии современной цивилизации. Может быть использовано аспирантами и соискателями всех специальностей для подготовки к кандидатскому экзамену.






Зашедшие в тупик дискуссии в конечном счете показали, что философия науки – далеко не наука, что в ней не может быть общезначимых концепций и единственно верных решений, что она неизбежно несет на себе отпечаток характерного для философии плюрализма. Так исчезла последняя иллюзия позитивизма, и вместе с тем закончился этап постпозитивизма. Это произошло в 80-х гг. Философия науки обратилась к рассмотрению отдельных методологических проблем.

1.3.3 Основная проблематика философии науки

Основная проблематика философии науки существенно менялась в процессе ее эволюции. В начале ХХ в. (II этап) в центре внимания философии науки находились:

• идея единства научного знания и связанная с ней задача построения целостной научной картины мира;

• анализ понятий детерминизма, причинности, соотношения динамических и статистических закономерностей, проблемы пространства и времени;

• структурные характеристики научного исследования – соотношение анализа и синтеза, индукции и дедукции, логики открытия и логики обоснования, теории и фактов;

• проблема демаркации – разделение науки и философии (метафизики), социально-гуманитарного и естественнонаучного знания.

На III этапе развития философии науки (20-е – 50-е гг.) большое значение приобретают проблемы:

• эмпирического обоснования науки – можно ли построить всю науку на фундаменте чисто эмпирического знания;

• теоретических терминов – их сводимости к эмпирическим, их инструментального и онтологического смысла;

• обоснования знания – анализ процедур верификации, подтверждения, дедуктивно-номологического объяснения.

На IV этапе развития философии науки, начиная с 60-х годов, на передний план выходят новые проблемы:

• Анализ структуры научных теорий и ее функций: в рамках критики фундаментализма, предполагающего принципиальную возможность редукции различных видов знания к некоторой самоочевидной, непосредственно данной основе, начинается анализ понятий парадигмы, научно-исследовательской программы, неявного знания, тематического контекста, предназначенных для принципиально иного типа решения проблемы оснований научного знания.

• Проблема обоснования полученного знания: процедуры проверки, подтверждения и опровержения научных теорий, законов и гипотез (принцип фальсификации и др.).

• Проблема правдоподобия научных теорий, пришедшая на смену принципа фальсификации. Понятие правдоподобия и их степеней, выдвинутые К.Поппером, вызвало много споров и уточнений.

• От проблем структуры научного знания методологический анализ смещается к проблемам его роста, возникают и оспариваются кумулятивистские, эволюционистские модели развития науки. Для объяснения природы научных революций вводится понятие несоизмеримости. Т.Кун и П.Фейерабенд выдвинули тезис о несоизмеримости конкурирующих научных теорий, т.е. об отсутствии общих для них стандартов сравнения.

• Проблема рациональности. Узкое понимание рациональности как соответствия логико-методологическим стандартам, характерное для логического позитивизма, подверглось в постпозитивизме критике. Понятие научной рациональности приобретает новое содержание, на базе которого формулируются критерии научности, методологические нормы научного исследования, критерии выбора и приемлемости теорий.

• Реконструкция развития научного знания. Возникает тенденция к историозации философии науки, в связи с чем соотношение философии науки и истории науки выдвигается в число центральных проблем, позволяющих понять, что дает историку философия науки, а методологу – история науки, как соотносятся историческая и методологическая реконструкция развития науки.

• Расширение предметной области философии науки, анализ мировоззренческих и социальных проблем науки: о соотношении науки и других форм рациональности, о социальной детерминации научного знания, о науке как факторе общественного развития и т.п. 1

§ 4 Основные концепции современной философии науки

Современный, постпозитивистский этап в развитии философии науки связан, как было показано в предыдущем параграфе, с обращением к исторической динамике научного знания и резко возросшим интересом к социокультурным детерминантам познания. Особенно отчетливо эта переориентация философии науки проявилась в 60-х годах ХХ в. на фоне краха логико-методологических программ неопозитивизма. Появляются концепции, претендующие на описание развития научного знания:

• фальсификационизм К.Поппера;

• концепция научных революций Т.Куна;

• концепция научно-исследовательских программ И.Лакатоса;

• эволюционная модель развития научного знания С.Тулмина;

• «анархистская эпистемология» П.Фейерабенда и др.

Рассмотрим эти концепции.

Фальсификационизм К. Поппера

Одним из первых критиков неопозитивизма и, соответственно, представителей постпозитивизма явился Карл Поппер (1902-1994) – английский философ, логик и социолог. Основные сочинения: «Логика научного исследования» (1935), «Предположения и опровержения» (1963), «Объективное знание» (1972), «Логика и рост научного знания» (1983 – это переизданная первая работа плюс некоторые другие). Опубликование в 1959 г. английского варианта его основного методологического произведения «Логика научного исследования» ознаменовало наступление нового, постпозитивистского этапа философии науки. Свою философскую концепцию – теорию роста научного знания, Поппер построил в противовес неопозитивизму, хотя и испытал его влияние. Она получила название критического рационализма, а также – второе название – фальсификационизма. Оба названия взаимосвязаны между собой. Название «критический рационализм» означает возрождение в философии традиций рационализма, однако в отличие от классического рационализма ХVII- ХVIII вв., рационализм Поппера является «тотально критическим», ибо его методом становится рациональная критика, и проявляется она в первую очередь в принципе фальсификации, отсюда второе название его концепции.

В центре внимания критического рационализма К.Поппера находится построение логико-методологической концепции научного знания, разграничение (демаркация) научного знания и ненаучного и определение критериев научности. Решение этой задачи он осуществляет с антипозитивистских позиций. Так, если для позитивизма характерно противопоставление науки и философии («демаркация между наукой и метафизикой»), то Поппер стремится преодолеть крайности сциентизма и антисциентизма, абсолютное противопоставление научного и философско- мировоззренческого знания, признавая органическую «вплетенность» науки в культуру. В противовес разработанному неопозитивистами принципу верификации (опытной проверки истинности научных утверждений) Поппер выдвинул новый метод демаркации – принцип фальсификации: принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любых научных положений. Знание, которое не фальсифицируемо, т.е. не может быть опровергнуто фактами, эмпирическими данными, он вообще не считает научным. Фальсифицируемость, таким образом, предстает основным критерием научности знания: лишь то знание научно, которое фальсифицируемо.1 Поппер также отказался от узкого эмпиризма логических позитивистов и их поисков абсолютно достоверной основы знания. Согласно его воззрениям, эмпирический и теоретический уровни знания органически связаны между собой.

Другой важнейшей идеей Поппера является принцип фаллибилизма (лат. fallibilis – подверженный ошибкам, ненадежный) – признание принципиальной гипотетичности любого научного знания. Если эмпирическая подтверждаемость теории не может быть основанием для установления ее окончательной истинности, то любая научная теория, согласно Попперу, должна рассматриваться как предположение, гипотеза. В таком случае рост научного знания состоит в смене одних гипотез другими и осуществлении их опровержений, в результате чего происходит своеобразное решение научных проблем. Т.е., наука, по мнению Поппера, никогда не может превратить гипотетические знания в достоверноистинные, гипотезы – в доказанные теории. Подлинный метод науки – это метод проб и ошибок; а подлинное начало науки – это проблемы и гипотезы: процесс познания начинается не с наблюдений и констатаций фактов, как считали эмпирики-индуктивисты, а с выдвижения догадок, предположений, выдвигающих определенный вариант решения проблемы. Скептицизм в понимании истины (так как любая теория принципиально гипотетична, то вопрос о ее истинности недоказуем, и, значит, она потенциально ложна) обусловил разработку Поппером концепции правдоподобия научных теорий и степеней правдоподобия: из двух ложных теорий та предпочтительна, которая более правдоподобна, и та более правдоподобна, из которой вытекает больше правильных следствий.2 Однако некорректность предложенного Поппером определения правдоподобия теорий вызвала множество споров и возражений.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общие проблемы философии науки"

Книги похожие на "Общие проблемы философии науки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Яна Полякова

Яна Полякова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Яна Полякова - Общие проблемы философии науки"

Отзывы читателей о книге "Общие проблемы философии науки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.