Коллектив авторов - Проблемы развития туризма в Центральной России: культурный потенциал как фактор устойчивого развития региона
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Проблемы развития туризма в Центральной России: культурный потенциал как фактор устойчивого развития региона"
Описание и краткое содержание "Проблемы развития туризма в Центральной России: культурный потенциал как фактор устойчивого развития региона" читать бесплатно онлайн.
Международная VII Межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы развития туризма в Центральной России: культурный потенциал как фактор устойчивого развития региона», состоявшаяся 12-14 декабря 2012 г. в стенах Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, была посвящена изучению возможностей развития устойчивого туризма в регионе, а также эффективному использованию его историко-культурного потенциала в туристских целях. 2013 год год Голландии в России, поэтому особое внимание было уделено совместному российско-голландскому культурному наследию. Проведение конференции и публикация данного сборника финансировались Посольством Королевства Нидерланды в Российской Федерации, Департаментом туризма Ярославской области и мэрией г. Ярославля. Организационная поддержка была оказана Ярославским филиалом Российской международной академии туризма. Ярославским государственным педагогическим университетом им. К. Д. Ушинского, Ярославским отделением Национальной Академии туризма.
При этом одним из важнейших условий становления публичной политики в России современная общественно-политическая мысль называет наличие и функционирование публичной сферы3.
Формирование нового вектора взаимодействия видится в контексте развития публичной сферы. Причем, по нашему мнению, на сегодняшний день реальная возможность формирования поля открытой туристской политики принадлежит научно-образовательной сфере. Это обусловлено усилением роли знаний, информации в социальном развитии, увеличивающейся ролью сферы образования в общественной жизни и объективными возможностями институтов РАН, высших учебных заведений, научно-исследовательских организаций выступать площадками для артикуляции и агрегации общественных интересов и потребностей в сфере туризма.
Так, на Международной научно-практической конференции «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования», которая проводится в МГУ им. М. В. Ломоносова, отмечено не только ежегодное увеличение количества участников, но и качественное изменение состава. Доклады о состоянии и перспективах развития сферы туризма в России представляют: профессорскопреподавательский состав вузов; представители Российской Академии наук (РАН) и Национальной академии туризма (НАТ); аспиранты и студенты; представители турбизнеса и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации; представители исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней; представители законодательной власти федерального уровня.
Таким образом, в научно-образовательной сфере происходит консолидация усилий вузовской и академической науки и иных факторов по решению проблем развития туризма в России и ее регионах, что, безусловно, способствует становлению туристской политики как политики открытой и прозрачной. Этому является подтверждением и данная конференция.
Литература
1. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ: в ред. Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. № 340-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс: Версия Проф».
2. Гуляев В. Г., Селиванов И. А. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие / Российская международная академия туризма. М.: Советский спорт, 2008. С. 29.
© Лоншакова Н. А., 2013
© Лоншакова Н. Е., 2013
© Багин В. В., 2013
ГОЛЛАНДЦЫ И ЯРОСЛАВСКИЙ КРАЙ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
УДК 94 (47)
Объявление 2013 года годом России в Голландии и Голландии в России заставляет нас внимательнее взглянуть на исторические взаимосвязи двух этих стран в различных сферах жизни. Ярославская земля была одной из тех территорий, где подобные взаимоотношения развивались особенно активно и многопланово.
Начало контактов России с Голландией приходятся на середину XVII в. Ярославль в это время оказался на пересечении двух важнейших торговых путей русского средневековья: водного – по Волге к Каспийскому морю и сухопутного – из Москвы на север, к Белому морю, ставшему главными воротами России для европейских купцов [1]. Первыми европейцами на ярославской земле были англичане.
Вслед за англичанами в морскую торговлю с Россией через Белое море включились их конкуренты, и раньше других это сделали именно голландцы.
Первый голландский корабль во главе с Оливиром Брюнелем прибыл в устье Северной Двины в 1577 г. [2].
Голландцы имели серьезные интересы в России. Во-первых, через Баренцево море они искали кратчайший выход в Китай и Индию. Во-вторых, в самой России они покупали лен, меха, пшеницу, овес, просо, горох, коноплю, лес и т. д.
Сохранился редкий документ, повествующий о событиях в Ярославле в 1584 г., напрямую связанных с деятельностью иностранных купцов, – «Сказание о построении в Ярославле деревянной Вознесенской церкви» [3]. Это сочинение было найдено среди рукописей Самуила Миславского, церковного деятеля и ученого, который с 1776 по 1783 гг. занимал пост архиепископа Ростовского и Ярославского.
«Сказание» повествует о том, что во времена Ивана Грозного прибыли в Ярославль «от немецких стран, с северного полунощного окияна-моря по Двине-реке» некие люди «с нарочито чудным товаром». Эти люди успешно торговали с ярославскими купцами и вскоре «немцев поселися во граде Ярославле немало». Иностранные гости жили здесь «на свободе и в согласии с нашими», и строили многие склады и амбары, где хранили свой товар [4].
Вскоре иностранцы обратились к воеводе с просьбой разрешить им построить в Ярославле, на территории земляного города, церковь «по их вере и обычаю». Вопрос решался на народном собрании, на котором «именитые люди града Ярославля» и представители церкви выступили резко против строительства «среди церквей православных церкви иной веры». Однако у иностранцев здесь были и сторонники – прежде всего ярославские купцы. Один из них, «зело богат человек», по имени Лука Дурандин, предложил на собрании переадресовать этот вопрос архиепископу Ростовскому Давиду и сделать так, как он решит. После этого Лука Дурандин вместе с представителем иноземцев, неким «именитым немчином Готлибом», отправился к Ростовскому архиепископу, который, рассмотрев прошение, разрешил «кирху, сиречь церковь, поставить в Ярославле, но не в земляном граде, а в слободе Кондакове, близ протока, что нисходит к реке Которосли». И добавил: место это удобно, потому что не безлюдно, так как здесь начинается дорога на Углич. Воевода вынужден был согласиться с решением архиепископа и указал место строительства: «в слободе Кондакове за малым блатцем» [5]. Ныне здесь находится Сквер 30-летия Победы в Великой Отечественной войне.
В этой же слободе жил «некий благочестивый муж», родом грек, по имени Василий Кондаков. Он тоже занимался торговлей, и «многие суда и ладьи товарами сплавлял по Волге реке к Хвалынскому морю». Будучи православным христианином, Василий весьма опечалился, узнав, что «у его дворов» хотят построить иноземную церковь. Тем временем в Москве произошли важные события. От Папы Римского пришел к Ивану Грозному посол «состязатися о вере». Речь идет о миссии Антонио Поссевино 1581–1582 гг., который был посредником между Иваном Грозным и польским королем Стефаном Баторием на переговорах о заключении мира. В феврале – марте 1582 г. между Поссевино и Грозным действительно состоялось несколько публичных диспутов о вере. Во время одного из таких диспутов, сообщает «Сказание», ростовский архиепископ Давид, тот самый, который выдал иностранцам разрешение на постройку церкви, «отпаде веры христианския и приложися к латыни». За это он был лишен сана и сослан в монастырь, «дондеже в чувство приидет». Ярославские «немцы», узнав об этом, решили не торопиться с постройкой церкви [6].
Василий Кондаков решил воспользоваться замешательством «немцев», и на том самом месте, где предполагалось строительство их церкви, построить свою, православную. Василий немедля отправил челобитную к новому Ростовскому владыке Евфимию, тот же весьма обрадовался такому начинанию и дал на это письменное разрешение и благословение. Василий, заготовив все необходимое для строительства и наняв мастеров, в 1584 г. заложил деревянную церковь Вознесения и на следующий год завершил строительство и украшение церкви [7]. В дальнейшем деревянная церковь не раз сгорала и восстанавливалась, пока на ее месте в 1682 г. Не был построен и освящен каменный храм Вознесения.
В «Сказании о построении Вознесенской церкви» заморские купцы, жившие в Ярославле, названы «немцами», однако это не указание на их национальность. «Немцами» в средневековой России называли европейцев вообще, тех, кто был, с точки зрения русского человека, «нем», т. е. не говорил по-русски. В Ярославле 1570-х–1580-х гг. такими «немецкими» купцами, прибывшими «с северного моря по Двине реке» могли быть либо англичане, либо голландцы. В «Сказании» сохранилось имя (к сожалению, единственное) одного из этих людей, некоего «именитого немчина Готлиба». Готлиб – имя не английское, характерное скорее для германоязычных стран континентальной Европы. Таким образом, у нас есть серьезные основания предполагать, что среди иностранных купцов, намеревавшихся построить в Ярославле свою церковь, были, в том числе, и голландцы.
В 1601 г. в Россию в качестве посланника Нидерландов был направлен купец Исаак Масса. Позднее он написал «Историю Московских смут», известную в России как «Краткое известие о Московии», – один из интереснейших источников по истории начала XVII в. Изложение событий русской смуты Исааком Массой завершается 1609 годом и описанием того, как несколько городов, расположенных к северу от Москвы, в том числе и Ярославль, отложились от Лжедмитрия II. После этого иностранным послам стало возможным вернуться на родину из охваченной гражданской войной страны [8]. Таким образом, знаменитый голландец, именем которого назван учрежденный в Гронингене Голландско-Российский культурный фонд, бывал в Ярославле. Портрет путешественника и дипломата работы художника Франса Халса 1626 г. находится ныне в Художественной галерее Онтарио (Канада) и представляет возможность увидеть характерную одежду голландцев первой половины XVII в.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Проблемы развития туризма в Центральной России: культурный потенциал как фактор устойчивого развития региона"
Книги похожие на "Проблемы развития туризма в Центральной России: культурный потенциал как фактор устойчивого развития региона" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Проблемы развития туризма в Центральной России: культурный потенциал как фактор устойчивого развития региона"
Отзывы читателей о книге "Проблемы развития туризма в Центральной России: культурный потенциал как фактор устойчивого развития региона", комментарии и мнения людей о произведении.