» » » » Александр Поляков - История цивилизации в Древней Руси


Авторские права

Александр Поляков - История цивилизации в Древней Руси

Здесь можно купить и скачать "Александр Поляков - История цивилизации в Древней Руси" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История цивилизации в Древней Руси
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История цивилизации в Древней Руси"

Описание и краткое содержание "История цивилизации в Древней Руси" читать бесплатно онлайн.



Пособие посвящено истории Киевской Руси от её возникновения до монгольского нашествия. В книге определяются типологические черты древнерусского общества, особенности и важнейшие эпохи в его развитии.






Распространение, последствия и значение крещения Руси. Христианство распространялось на Руси довольно медленно. После крещения Киева и Новгорода, а затем и других древнерусских городских центров язычников осталось немало. Одни из них бежали из городов в глухие места, другие (например, ростовцы или муромцы) продолжали исповедовать язычество открыто, оказывая временами серьёзное сопротивление церкви и христианизации. Местная княжеская власть далеко не всегда могла противостоять язычникам, по-видимому, из-за нехватки воинской силы. Жителей Руси обращали в христианство по следующей схеме: киевский князь появлялся вместе со своим войском в той или иной области и требовал от населения свершения обряда крещения. Жители, как правило, не выдерживали столь энергичного давления и исполняли волю киевского властителя. Но стоило только им удалиться, как все возвращалось «на круги своя»: люди отрекались от христианского вероучения.


Рисунок 24 – М. В. Нестеров. Св. Борис. Владимирский собор в Киеве


Людей в Древней Руси продолжали крестить не только в XI, но и в XII столетии. При этом предписывалось перед крещением «словенина молитвы оглашеныя творити за 8 дней». Многие из русских не помнили, совершался ли над ними обряд крещения. И если оказывалось, что нет «послуха» – свидетеля крещения того или иного человека, то его крестили вновь. Бывали случаи, и нередкие, отступления от христианства и возвращения к нему. Обратившийся снова в христианство должен был при народе подвергнуть проклятию соблазнившую его веру и поститься 40 дней. Из источников узнаем, какую веру принимал такой богоотступник. Это – язычество и иудаизм. Свобода перехода от одной религии к другой – показатель веротерпимости, присущей древнерусскому обществу. Косвенно это свидетельствует о ведущей роли языческого мировоззрения, в отличие от монотеистических религий, спокойно относившегося к иноверию. Основой мировоззрения христианство стало на Руси за пределами киевского периода истории Русской цивилизации – в XIV – XV веках.

Христианство оказало существенное влияние на развитие Киевской Руси, а в перспективе – стало решающим фактором внутренней и внешней политики, основой культуры и быта русского народа. Ссылаясь на известный евангельский тезис о том, что каждая власть от Бога, церковь требовала от населения безропотного подчинения своим господам. В противовес языческим жрецам, христианские священнослужители, оказавшись в подчинении у «сильных мира сего», как правило, становились послушными проводниками их воли. Великие русские князья получили право вмешиваться в церковные дела. Они определяли на церковные посты верных им людей, лишали непослушных епископов епархий, иногда даже устраивали над ними свои суды.

С другой стороны высшие представители церкви стали участвовать в политической жизни Руси. Они заседали в княжеских советах и вечевых собраниях, сотрудничали с князьями в деле создания общерусского законодательства. Церковные иерархи получили также право осуществлять собственные суды над жителями страны.

Обращение в христианство различных этнических групп, входивших в состав Киевского государства, сблизило их с восточными славянами в хозяйственном, идеологическом, культурном и языковом отношении.

Крещение Руси привело к установлению более тесных международных связей с соседними христианскими государствами. Русские князья получили возможность вступать в династические браки с принцессами из императорских, королевских, княжеских домов Европы, провозгласивших свою принадлежность к христианству. С помощью этих браков достигалось сотрудничество правящих кругов Руси с правительствами других держав, заключались мирные договоры, создавались военные союзы, обеспечивались выгодные торговые взаимоотношения.

Христианизация Руси дала толчок и развитию русского ремесленного производства. В XI столетии целый ряд отраслей русского ремесла (например ювелирное производство, строительное дело) испытывает на себе влияние со стороны византийской и западноевропейской культуры.

Христианская церковь внесла важный вклад в развитие русской культуры. Она способствовала созданию многих великолепных памятников архитектуры и живописи, развитию летописания, появлению школ, развитию библиотек, проникновению на Русь произведений зарубежных авторов, содержащих в себе важные знания по целому ряду отраслей культуры и искусства. В то же время церковь подвергала остракизму многие произведения народной культуры, созданные на основе языческих представлений о реальном и загробном мире.

Двояким было влияние церкви и на семейные отношения. С одной стороны, она укрепляла моногамную семью. С другой – стремилась к жесткой регламентации внутрисемейного быта, утверждала патриархальщину, требовала беспрекословного подчинения жены мужу, а детей – отцу5.

§ 7 Развитие древнерусской цивилизации в XI – пер. трети XIII вв

Краткая историография вопроса. В XI век Русская земля вступила мощной державой, которую знали, как писал киевский митрополит Иларион, «во всех четырёх концах земли». В отечественной историографии киевский период развития Русской цивилизации принято разбивать на два. Рубежом между ними называют «ряд Ярослава» (1054 г.), Любечский съезд (1097 г.) или смерть Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха (1132 г.). Первый этап, как правило, считают временем единства Руси, а второй – раздробленности. До революции 1917 года его называли удельным (Уделы – это княжества, на которые, якобы, распалась Русь).

Н. М. Карамзин начинал удельный период сразу после смерти Ярослава Мудрого в 1054 году. По его мнению, Ярослав разделил Русь на четыре части, а затем каждая из них разделилась ещё на несколько частей.

С. М. Соловьёв раздробленности не замечал. Русская земля, по его мнению, сохраняла своё единство на протяжении всего древнерусского периода. Н. И. Костомаров доказывал обратное: «славяно-русские народы» с незапамятных времён жили отдельно. Власть киевских князей выражалась только в том, что они собирали дань с подчинённых, а потом стали размещать своих сыновей в разных землях. В. О. Ключевский считал, что Русская земля представляла собой нечто вроде «генеологической федерации». Русь, по его мнению, не делилась на части, совершенно обособленные друг от друга, не представляла кучи областей, соединённых только соседством. В ней действовали связи, соединявшие эти части в одно целое; только эти связи были не политические, а племенные, экономические, социальные и церковнонравственные. Близкую точку зрения высказывал С. Ф. Платонов. Составленное из многих племенных и городских миров, полагал он, это княжество не могло сложиться в единое государство в нашем смысле слова и в XI в. распалось. Поэтому точнее всего будет определить Киевскую Русь как совокупность многих княжений, объединённых одною династией, единством религии, племени, языка и народного самосознания.

М. Н. Покровский полагал, что киевские князья никогда не устраняли самостоятельности земель, которыми владели, ни при Олеге, ни при Мономахе. По его мнению, «федеративный» и «республиканский» характер древнерусского государства на самых ранних из известных нам ступенях его развития устанавливается вполне определённо.

Советские исследователи, за исключением И. Я. Фроянова и А. Ю. Дворниченко, изображали Русь X –XI веков как раннефеодальную империю (империю Рюриковичей по выражению К. Маркса), а Русь XII – XIII веков – множеством мелких феодальных княжеств, враждовавших между собой. Согласно И. Я. Фроянову, результатом распада Руси были не феодальные княжества, а города-государства.

Развитие экономики, политической системы и культуры. Киевская Русь прошла в своём развитии два основных этапа:

1) Этап становления (конец IX – начало XI веков);

2) Этап роста (XI – первая треть XIII веков).

Она не распадалась по мере развития и «ряд Ярослава», Любечский съезд или смерть Мстислава Великого не делят её историю на два различных этапа. Вплоть до нашествия Батыя Русь переживает время невиданного расцвета городов. В эту эпоху происходит стремительный территориальный и численный их рост. Если в XI веке известно 20 – 25 поселений городского типа, то в середине XII-го их уже около 70, а к середине XIII-го, по меньшей мере, 150 городов.


Рисунок 25 – Развитие древнерусских городов


Археологические раскопки убедительно свидетельствуют о бурном росте «матери городов русских» – Киева. В XII веке продолжает расширяться территория города, строятся новые оборонительные укрепления (на Подоле и в Копыревом конце), изделия киевских ремесленников широко расходятся по всей Руси.


Рисунок 26 – Киев в X – XIII вв.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История цивилизации в Древней Руси"

Книги похожие на "История цивилизации в Древней Руси" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Поляков

Александр Поляков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Поляков - История цивилизации в Древней Руси"

Отзывы читателей о книге "История цивилизации в Древней Руси", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.