Андрей Медушевский - История русской социологии

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "История русской социологии"
Описание и краткое содержание "История русской социологии" читать бесплатно онлайн.
В книге рассматриваются этапы развития русской социологии XIX – начала XX в., показаны ее роль в общественной борьбе и влияние на мировую науку. Основное внимание уделяется ведущим течениям социологической мысли и таким ее, наиболее ярким представителям, как Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, С.А. Муромцев, М.М. Ковалевский, Н.П. Павлов-Сильванский, П.Н. Милюков, Л.И. Петражицкий, Н.И. Кареев, Питирим Сорокин и др. Работа написана на основе изучения всего творческого наследия этих и других мыслителей России, новых архивных источников и современных западных публикаций.
§ 5. Обращение к римскому праву
Общий взгляд на русскую юридическую мысль второй половины XIX – начала ХХ в. позволяет констатировать такую заметную тенденцию в ней, как очевидный рост внимания к римскому праву. Римское право все более становится предметом изучения и преподавания в высшей школе, ему посвящаются фундаментальные исследовательские труды, а юристы различных отраслей права систематически анализируют значение идей и норм римского права для современности. К этому времени относится возникновение русской школы римского права, ведущими представителями которой являлись С.М. Муромцев, Н. Дювернуа, И.А. Покровский, Н. Боголепов, В.М. Хвостов. К проблеме влияния римского права на последующее европейское и российское законодательство и правовую мысль обращались Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, А.Д. Градовский, Н.М. Коркунов, П.И. Новгородцев. Среди социологов и историков указанные проблемы стали предметом изучения, прежде всего в трудах М.М. Ковалевского, И.М. Гревса, П.Г. Виноградова. Данное обращение русских ученых к римскому праву носит систематический характер, имеет все признаки устойчивого научного направления, а потому не может быть объяснено как нечто временное и случайное. Важно понять связь данного явления с развитием социологической мысли и социальных отношений в России кануна революции.
Тот факт, что разработка проблем римского права в русской юриспруденции была осознанным течением научной мысли, подтверждается отношением к нему современников. Известный юрист Н. Дювернуа даже посвятил этой проблеме специальный труд – «Значение римского права для русских юристов». Существо интереса юристов к праву Древнего Рима ученый усматривал не столько в исторической конкретности, сколько в обосновании правовой идеи как таковой. Эта «задача существенным образом догматическая и философская, а не историко-юридическая, – подчеркивал Дювернуа. – Она именно может быть всего лучше выполнена на римском праве, ибо в нем полнейшим образом исторически реализовалась отвлеченная идея права. Это не значит, что римское право составляет нечто непреложное, непогрешимое на вечные времена или что с одним римским правом может обойтись какая-либо из современных национальностей; это значит только, что в нем тот существенный и общий элемент, который составляет основу всякого права, развит в такой степени, как нигде»135.
Реконструируя основные черты мировоззрения русской теоретической юриспруденции рассматриваемого периода, можно выделить в ней следующие ведущие моменты: обоснование идеи права как единого регулирующего механизма общественного развития; единство юридической традиции Европы и России, восходящей к римскому праву; обоснование значимости норм римского права при формировании правовой основы гражданского общества и правового государства новейшего времени. В соответствии с этой общей концепцией русская юриспруденция разрабатывала отдельные аспекты теории, истории и практики римского права.
В связи с обоснованием универсальной роли права как регулирующей системы человеческого общества русские юристы обращались к римскому праву. Их привлекало, прежде всего, то обстоятельство, что римские юристы подходили к праву как к извечно данному закону, неизменному во времени и пространстве и отражающему естественную природу вещей. В учении римских юристов А.Д. Градовский, например, ставил на первое место отношение к праву, как ко всеобщему закону природы, управляющему одинаково всеми живыми существами, как к «совокупности общих нравственных велений, соблюдаемых всеми народами в качестве праведного и справедливого»136. Именно поэтому в римской юриспруденции использовалось понятие натурального, природного или естественного права (jus naturae). Законы этого права уже в силу определения едины, повсеместны, неизменны во все времена и, наконец, выражают понятие справедливости. Другие исследователи, в частности Н. Боголепов, указывали на тесную связь принципов общенародного римского гражданского права с философскими воззрениями эпохи. В работе «Значение общенародного гражданского права (jus gentium) в римской классической юриспруденции» Боголепов писал о тесной связи естественного права римской юриспруденции с идеями стоиков137. Из стоической философии римские юристы заимствовали саму теорию естественного права, а практическое применение этих норм явилось выражением этики стоиков.
Политическое значение единых норм права в международных отношениях на примере возникновения римского права хорошо показал И.А. Покровский. Он считал, что одной из причин возникновения общих норм римского права была необходимость регулирования военных и политических отношений Рима с другими народами, торговли с ними. Для этого необходимо «новое право, которое было бы свободно от всяких местных и национальных особенностей, которое могло бы одинаково удовлетворить римлянина и грека, египтянина и галла. Нужно было не какое-либо национальное право, а право всемирное, универсальное, и римское право проникается этим началом универсальности, оно впитывает в себя те обычаи международного оборота, которые до него веками вырабатывались в международных отношениях; оно придает им юридическую ясность и прочность»138.
Не следует, однако, думать, что, обращаясь к доктрине естественного права, русские юристы разделяли все ее положения. В данном случае речь шла об интерпретации того конкретного содержания, которое вкладывали в понятие естественного права римские юристы. Критически анализируя данную концепцию, Маромцев констатировал, что «естественность принимается в качестве не временного, но постоянного, неизменного свойства юридических норм… Предполагается, что естественное право существует самобытно и вследствие того неизменно и постоянно; что оно прирождено человеку, а потому всеобще»139. Сходную критику воззрений сторонников естественного права в его первоначальной римской трактовке можно найти в трудах практически всех представителей русской юриспруденции рассматриваемого периода. Об этом в большей или меньшей степени писали Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский, другие представители социологической школы права, а также историки права – авторы многочисленных учебных трудов для университетов. Уже сама распространенность критики, казалось бы, давно ушедших в прошлое концепций древнеримских правоведов, однако, наводит на мысль о том, что данная тема не только не утратила значимости, но и оказалась весьма актуальной в предреволюционной России. В чем же причина ее актуализации?
Речь шла о подходе к праву с точки зрения общечеловеческих ценностей, выработанных цивилизацией, на основе которых в принципе возможно создание идеального общественного устройства. Сама идея изначального характера представлений о праве и справедливости, присущих человеку в принципе, побуждала к переосмыслению концепции естественного права в той наивной и механистической форме, в которую она была облечена у римских юристов. Такой подход, в свою очередь, предполагал переосмысление значения идей римского права в общей культурной традиции человечества. Именно поэтому юридическая наука конца XIX – начала ХХ в. как в Европе, так и в России обращается к активному изучению целого комплекса проблем эволюции доктрины естественного права от ее римских корней через рецепцию их в средневековой Европе и рационалистическое истолкование в ходе французской революции 1789 г. вплоть до новейшего времени, когда возрождение естественного права стало предметом обсуждения в связи с обоснованием концепции правового государства новейшего времени.
Поскольку доминирующей тенденцией русской правовой мысли являлись западничество и стремление к европеизации, понятно, что римское право становилось предметом интенсивного изучения, прежде всего, с точки зрения его рецепции и исторических судеб в Западной Европе и России. В трудах исследователей данного направления находим высокую оценку влияния римского права на формирование основ теории и практики современной юриспруденции. «Римское право, – писал И.А. Покровский, – определило не только практику, но и теорию. Непрерывное многовековое изучение римского права, в особенности остатков римской юридической литературы, формировало юридическое мышление Западной Европы и создавало сильный класс юристов, руководителей и деятельных помощников во всякой законодательной работе… Так возникла на почве римского права дружная общая работа всей европейской юриспруденции, продолжавшая работу мыслителей античного мира: факел, зажженный каким-либо римским Юлианом или Папиньяном, через бесконечную цепь сменявшихся рук, дошел до современных ученых всех наций»140.
Поиски единой юридической традиции Европы и России, восходящей к римскому праву, – важное самостоятельное направление работы русских ученых в рассматриваемый период. Проблема концепции римского права в России стала особенно актуальна в пореформенный период, когда в эпоху судебных реформ и создания нового гражданского законодательства потребовалось установить степень его близости к аналогичному законодательству западных стран. Рассматривая данную проблему, столь глубокий исследователь, как Н.М. Коркунов, подчеркивал многообразие исторических связей и взаимных влияний, проходящих по линии взаимодействия Руси и Византии, России и Запада, различных регионов страны в историческом прошлом. «Усвоение римского права, – писал он, – имеет практический интерес и для нашего отечества»141. Поиски общих традиций европейской и русской правовой культуры, анализ взаимных влияний в трудах русских юристов рассматриваемого периода были тесно связаны с идеей европеизации страны. Так, в своем курсе истории римского права И.А. Покровский провозглашал: «Волею нашей исторической судьбы мы, русские, были долгое время отрезаны от общения с Западной Европой, оставались чужды ее культуре, и когда, наконец, отделявшие нас перегородки пали, мы очутились в хвосте общечеловеческого движения. Отстали мы и в области права. И если мы хотим в этом последнем отношении сравняться с Европой, если мы хотим говорить с ней на одном языке, мы должны, по крайней мере в школе, освоиться с основным фундаментом общеевропейского права – с правом римским»142. Сходный вывод делали и другие юристы. «Русское право не может потерять, а может только выиграть от соприкосновения с римским правом, как выиграло германское право», – писал Н. Дювернуа143.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История русской социологии"
Книги похожие на "История русской социологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Медушевский - История русской социологии"
Отзывы читателей о книге "История русской социологии", комментарии и мнения людей о произведении.