» » » » Юрий Холопов - Введение в музыкальную форму


Авторские права

Юрий Холопов - Введение в музыкальную форму

Здесь можно купить и скачать "Юрий Холопов - Введение в музыкальную форму" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Холопов - Введение в музыкальную форму
Рейтинг:
Название:
Введение в музыкальную форму
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4458-5767-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Введение в музыкальную форму"

Описание и краткое содержание "Введение в музыкальную форму" читать бесплатно онлайн.



Чтобы яснее представить себе намерения автора приведем написанное им Предисловие к собственной работе.

Настоящая работа задумана как научно-теоретическое исследование музыкальной формы. Она может рассматриваться также как расширенное и углубленное изложение лекционной части вузовского курса музыкальной формы, повышенного типа. Практико – художественная часть науки о музыкальной форме – анализ музыкальных произведений, исследование новых научных проблем, обучение игре, импровизации музыкальных форм (хотя бы наиболее актуальных стилей – барокко, венских классиков, эпохи романтизма, стилей и техник ХХ века) – задача исключительно важная. Но ее нельзя выполнить попутно, в виде методических пояснений и примерных списков аналитических заданий и по игре форм.

По-настоящему для этого нужна работа такого же объема, как данная. В исследовании три части, составляющие три тома:

I. Классическая музыкальная форма.

II. Доклассическая музыкальная форма.

III. Музыкальная форма ХХ века.

Ввиду необходимости наиболее сжатого изложения, согласно избранному профилю работы, обращение к литературе по тому или иному вопросу сведено к минимуму. Разделение на проблематику указанных трех томов несколько условно. Ввиду исключительной важности мира автономно-музыкальных форм, выработанных в эпоху венских классиков, представляется необходимым выделить их из глобальной истории развития форм. По этой же причине сознательно нарушен принцип рассмотрения в порядке исторической последовательности их эволюции. Такая очередность оправдывается методическими соображениями, так же как и избранные пропорции в распределении материала.






Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

1

Dahlhaus C. Form // Riemann Musiklexikon. Sachteil. Mainz, 1967. S. 295.

2

О философии прекрасного Плотина см.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 6. М., 1980. С. 336–491, 535–540. Красота там, где эйдосформа преодолевает материю. Музыка, например, прекрасна тогда, когда эйдос проявлен как соответствующая числовая гармония (с. 445). Аналогично в скульптуре: камень, преодоленный искусством в прекрасную статую бога, – «камень, превратившийся от этого искусства в красоту формы [лика] (eidoys), оказался, надо допустить, прекрасным не от своего бытия в качестве камня <…>, но от того лика, который вложило в него искусство» (с. 453; цитата из трактата Плотина «Об умной красоте»).

3

Дионисий Галикарнасский. О соединении слов // Античные риторики / Сост. А. А. Тахо-Годи. М., 1978. C. 179–200.

4

Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М., 1974. С. 298–299.

5

Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. Л., 1963. С. 21–23.

6

Способин И. В. Музыкальная форма. 6-е изд. М., 1980. С. 9.

7

Цуккерман В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М., 1964. С. 131–132.

8

Тюлин Ю., Бершадская Т., Пустыльник И., Пэн А., Тер-Мартиросян Т., Шнитке А. Музыкальная форма. М., 1974. С. 6, 9–11.

9

Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. М., 1967. С. 36, 37.

10

Анализ музыкальных произведений: Программа-конспект. Раздел 1 / Под общ. ред. В. Цуккермана и Е. Назайкинского. М., 1977. С. 41–43.

11

Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. М., 1963. С. 200.

12

Название второй части Руководства к практическому изучению гармонии (см.: П. Чайковский. Полное собрание сочинений. Т. III-А. М., 1957. С. 96).

13

Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. 2-е изд. М., 1976. С. 435–436.

14

Biblia sacra <…> Romae [e. a.], 1956. P. 784–785.

15

Septuaginta / ed. A. Rahlfs. Stuttgart, 1979 P. 261–262.

16

Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. Т. 1–2. М., 1958; Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь (1899). М., 1991.

17

Аристотель. Физика // Сочинения в четырех томах. Т. 3. М., 1981. С. 76.

18

См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. 2-е изд. Т. 4. М., 1987. С. 203.

19

Смирнов Н. Западное влияние на русский язык в Петровскую эпоху // Сборник ОРЯС. Т. 88. № 2. СПб., 1910. С. 312.

20

The Greek New Testament, 3rd ed. (corr.) printed in Stuttgart, 1983; Biblia sacra <…> Romae [e. a.], 1956; Septuaginta <…>. Stuttgart, 1979.

21

Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. 2. СПб., 1895; репр. – М., I958. Кол. 514, 522, 21.

22

Флоренский П. А. Из богословского наследия // Богословские труды. Вып. 8. М., 1972. С. 151.

23

Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. 2-е изд. М., 1971. С. 240.

24

Преображенский А. Г. Этимологический словарь русского языка. М., 1959. С. 452.

25

Там же.

26

Коренев И. Т. Предисловие к «Грамматике мусикийской» // Музыкальная эстетика России XI–XVIII веков / Сост. А. И. Рогов. М., 1973. С. 106.

27

Флоренский П. А. Из богословского наследия. С. 138 и след.

28

Естественность этого уподобления подтверждается общепринятой связью понятий в системе языка. Тургенев пишет о музыке: «Собственно говоря, он любил в ней не искусство, не формы, в которых она выражается, <…> а ее стихию» (Тургенев И. С. Накануне // Полное собрание сочинений. Т. 8. М., 1964. С. 31).

29

В македонском языке «обличи» – придавать форму. В польском «форма» – также «postać» (сходно с «русскими» «станицами» у Коренева?), в технике – «wsór» (как «вид»). В чешском и словацком помимо «формы» есть и «tvar», «podoba» (то есть «сотворенное», «подобие»).

30

См.: Peričić V., Skovran D. Nauka o muzičkim oblicima [Наука о музыкальных формах]. Beograd, 1966. Славянские термины из этой книги – elementi oblika, oblik pesme (= песенная форма: dvodelna pesma, trodelna pesma), složena trodelna pesma, polifoni oblici, oblic luca и т. д.

31

К. Ясперс назвал этот рубеж «осевым временем» (Jaspers K. Vom Ursprung und Ziel der Geschichte. München, 1949. S. 19). Возле него относительно одновременно выступили в своих странах Конфуций, Будда, Заратуштра, иудейские пророки, римский царь Нума Помпилий, философы Эллады как реформаторы стихийно сложившихся прарелигий.

32

Augustinus Aurelius. Musik. 3.Aufl. Paderborn, 1962.

33

Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики. М., 1927. С. 166.

34

Там же. С. 156.

35

Там же. С. 157.

36

Там же. С. 161.

37

Там же. С. 156, 157.

38

Там же. С. 166.

39

Там же. С. 178, 179.

40

Там же. С. 181.

41

Если приставка dis означает разделение, расчленение, а cursus – течение (например, aquae – воды), то «дискурсия» по смыслу рисует звукоряд, гамму, «эммелику» как антоним экмелики.

42

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 2. М., 1969. С. 392.

43

Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. Ст. 1089, 1534.

44

Цит. по: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 4. М., 1975. С. 242.

45

Аристотель. Метафизика // Сочинения в четырех томах. Т. 1. М., 1976. С. 254.

46

Гален о «Каноне» Поликлета; цит. по: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 1. М., 1963. С. 305.

47

Вероятно, многие не-композиторы также слышат в себе протекающие в их слухе сонаты и симфонии, но не в состоянии даже схватить и записать звуковую структуру, не владея техникой композиции.

48

П. Чайковский. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. VII. М., 1962. С. 316.

49

Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963. С. 22.

50

Там же. С. 26.

51

Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 3. М., 1971. С. 19.

52

Там же. С. 281.

53

Там же.

54

В искусстве закономерны и другие корреляты «формы», где это понятие может выступать и в более специфическом значении. Так, художник Василий Кандинский различал (1921) в живописи форму: а) рисуночную, б) цветовую; он дифференцировал форму в рисунке и в предметной живописи. Как категории наряду с «формой» у него фигурируют «цвет», «материал, фактура» (в частности, законы данного материала – безотносительно к искусству), свет, форма иллюзорная (объем) и неизмеримая (время) (Кандинский В. В. Тезисы к докладу «План рабсекции изобразительных искусств» ГАХН 21.7.1921 // Кандинский. Каталог выставки. Л., 1989. С. 64–66). Под влиянием идей Кандинского (в частности, его доклада об основных элементах живописи, 1920) живописная подсекция ГАХН, полагая научную теорию живописи базисом такой научной дисциплины, считает «базисом» «пять основных элементов живописи» (там же, с. 62): 1. Форма («в самом широком смысле»); 2. Цвет («все проблемы краски, колорита, гармонии <…>»); 3. Свет (оптические законы); 4. Материал (как средство живописи, «вопросы фактуры и др.»); 5. Пространство (глубина, широта, воздушность и др.).

55

Белый А. Ритм как диалектика и «Медный всадник». М., 1929. С. 29.

56

Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. Ч. 2. М., 1991. С. 9.

57

Так, видимо, Ю. Н. Холопов обозначает единицу содержания. – Примеч. ред.

58

Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 1. М., 1968. С. 7.

59

М. Глинка. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. 2 (Б). М., 1977. С. 148.

60

В особенности это сказалось на анализе новаторской современной музыки. Отсутствие знания современных высотных систем (например, при анализе додекафонии) может демагогически прикрываться пожеланиями усилить гуманитарную сторону анализа.

61

Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. М., 1967. С. 7–17.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Введение в музыкальную форму"

Книги похожие на "Введение в музыкальную форму" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Холопов

Юрий Холопов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Холопов - Введение в музыкальную форму"

Отзывы читателей о книге "Введение в музыкальную форму", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.