Алмаз Исмаилова - Россия и Азербайджан. Векторы взаимоотношений

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Россия и Азербайджан. Векторы взаимоотношений"
Описание и краткое содержание "Россия и Азербайджан. Векторы взаимоотношений" читать бесплатно онлайн.
В монографии с учётом проведённых и в России и в Азербайджане исторических исследований, на основе новых архивных документов, нового видения взаимоотношений между двумя государствами предпринята попытка переосмыслить пройденный этими государствами путь и с новых позиций исследовать их исторические взаимоотношения и взаимовлияния на рубеже XIX–XX столетий. Отношения между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой успешно развиваются и на современном этапе.
Потребление топлива железными дорогами России возрастало с каждым годом, особенно быстрыми темпами с 90-х гг. XIX в. Если в 1880 г. железные дороги употребляли 0,11 млн. пуд. нефтяного топлива, то в 1900 г. – 104,2 млн. пуд.257 Первый опыт применения нефтяного го топлива для отопления паровозов имел место в 1884 г. на ГрязеЦарицынской ив 1875 г. на Одесской железных дорогах.258 Со второй половины 80-х гг. XIX в. происходит массовый перевод ведущих железных дорог России на нефтяное отопление паровозов. К концу XIX в. почти все паровозы железных дорог страны, примыкающие к нижнему течению Волги, связанные с Москвой и Петербургом, отапливались бакинской нефтью. С 1883 по 1900 гг. потребление нефтяного топлива железными дорогами России увеличилось с 1,72 до 104,2 млн. пуд., или почти в 62 раза.259
В 80-90-х гг. XIX в. нефтяное топливо получило обширное распространение и на промышленных предприятиях России. На нефтяном топливе работали десятки фабрик и заводов Закавказья, Поволжья, Северного и Центрально-Промышленного районов. Среди них были крупнейшие машиностроительные заводы страны, такие как – Боткинский, Сормовский, Брянский, Путиловский и др.260 В 1890 г. из 35,5 млн. пуд. нефтяного топлива 11,7 млн. пуд. приходилось на текстильную промышленность.261 В 1888 г. промышленными предприятиями России было использовано в качестве топлива 8,7 млн. пуд. нефтяных остатков, в 1893 г. – 62,2, а в 1900 г. – около 145 млн. пуд.262 Общее потребление нефтяного топлива в России с 1880 по 1900 гг. увеличилось с 7 до 263,7 млн. пуд., т.е. почти в 38 раз.263
Громадное значение для увеличения объема вывоза нефти и нефтепродуктов из Баку в Россию имело создание специального нефтеналивного флота на Каспии и на Волге.264 До постройки Закавказской ской железной дороги Каспийске – Волжский водный путь был единственным для перевозки бакинской нефти265.
Л. Нобель заменил бочки для керосина наливными судами. Через десять лет на Каспийском море было уже 30 паровых наливных судов. Нефтеналивное судно общества Черноморского пароходства «Свет» в июне 1886 г. впервые в мировой практике перевозки нефтяных горючих материалов из Батуми в Лондон доставило 1700 т. бакинского керосина266.
Ежегодно 70-80 % всей продукции бакинского нефтепромышленного района вывозилось водным путем в Россию.267 В 1889 г. из Баку в Россию было вывезено 110,2, а в 1900 г. уже 352,9 млн. пуд. различных нефтяных продуктов, из коих 264,4 млн. пудов приходилось на нефтяное топливо.268
Создание Волжского наливного флота имело важное значение для доставки нефти в крупнейшие промышленные центры России.269 В середине 80-х гг. XIX в. на судах, курсировавших в Каспийском море, работало около 16 тыс. человек.270 В 1894 г. было 85 паровых судов.
Число судов пришедших в азербайджанские порты в 1897 г. равнялось 9 456. К концу XIX в. удельный вес парового наливного флота на Каспии составлял 91,3 %, а парусного – 8,7 %.271
Следует отметить, что по численности парусных судов Каспийская флотилия занимала в России первое место. Однако в эпоху империализма, в эпоху кризиса и депрессий нефтяной промышленности в Баку, грузооборот Бакинского порта заметно снижался (с 407,3 млн. пуд. в 1901 г. до 342,2 млн. в 1913 г.).272 Тем не менее, общий грузооборот Бакинского порта превосходил грузооборот таких крупнейших портов России и Украины, как Петербурга и Одессы. В 1908-1913 гг. среднегодовой грузооборот Бакинского порта равнялся 338 млн. пуд., тогда как Петербургского порта – 286 млн., а Одесского – лишь – 185 млн. пуд.273
Помимо того, что суда на Каспийском флоте перевозили нефтяное топливо, они сами также потребляли его. В 1900 г. Каспийский паровой флот использовал в качестве топлива около 20 млн. пуд. нефтяных остатков.274 В начале 70-х гг. XIX в. впервые были предприняты практические шаги по переводу на нефтяное топливо военных судов Каспийской флотилии.275
В 1884 г. Закавказская железная дорога в цистернах и в бочках перевезла из Баку 5 575 018 пуд. разных нефтяных грузов.276 С конца 80-х гг. XIX в. нефтяные грузы стали причисляться русской статистикой к разряду важнейших грузов железных дорог страны. В 1890 г. они составляли 5,9 % (116,2 млн. пуд.) от общего груза железных дорог России.277 В 1891 г. по железным дорогам было перевезено 122, а в 1900 г. – 340,4 млн. пуд. нефтяных грузов.278 В 90-х гг. XIX в. нефтяные ные грузы составляли от 6,3 до 8,9 % от общего количества грузов российских железных дорог.279 В 1890 г. по железной дороге было отправлено 50 млн. нефтяных продуктов.280 В 1896 г. по Каспийскому морю было вывезено 244,8 млн. пуд., или 79,8 % всего вывоза: Закавказской железной дороге 62,0 млн. пуд. или 20,2 %.281
Как было сказано выше, основным рынком сбыта бакинской нефти являлась Россия. К концу XIX в. вывоз нефтепродуктов из Баку на внешние рынки составлял 31,3 млн. пуд., а вывоз в Россию – 85,9 млн. пуд.282 (Приложение, табл. 3.4) В 1900 г. Бакинский порт по сухогрузу, нефтепродуктам, по перевозке пассажиров судами занимал первое место в мире. Нужно отметить, что в 1900 г. из Баку по Каспийскому морю на предприятия России (машиностроение и металлургия) было послано 20 653 тыс. пуд. нефтяного горючего.283 Большинство судов, плавающих в Каспийском море, были российскими. Проведение нефтепровода Баку-Батум способствовало тому, что нефть можно было переправлять как в Россию, так и за границу. Если в 1873 г. в некоторые губернии России было переправлено всего 40 тыс. пуд. нефти284, то в 1901 г. эта цифра достигла 51,6 млн. пуд.285 В 1900 г. вывоз из Баку нефтепродуктов (осветительных и смазочных масел, сырой нефти, нефтяных остатков и прочих продуктов) в Россию и за границу составил 441,6 млн. пуд.286
В период с 1902-1904 гг. 47-48 % товарооборота приходилось на долю Бакинской станции, а более 30 % перевозимых по железной дороге составляли нефть и ее продукты. К началу XX в. увеличивается вывоз сырой нефти и смазочных масел. В 1900-1904 гг. вывоз смазочных масел составлял 15,2 млн. пуд (3,1 %), сырой нефти – 30,6 млн. пуд (6,8 %). Несмотря на экономический кризис 1901-1903 гг., в Бакинской нефтяной промышленности ежедневно добывалось 100 тыс. пуд. нефти.287
Вывоз товаров из Бакинского порта с каждым годом увеличивается, о чем видно из таблицы 5(приложение). Если в 1883 г. во внутренние губернии России вывозилось 12 532 061 пуд., то в 1901 г. этот вывоз доходит до 51,6 млн. пуд. В 1913 г. только по Каспию и Волге было вывезено в Россию 270,1 млн. пуд. керосина и др. нефтепродуктов, а в 1916 г. – 337,1 пуд. керосина.288 С началом первой мировой войны потребление ВМФ России нефтяного топлива резко увеличилось. Так, если в 1913 г. Каспийская флотилия получала 250 тыс. пуд., то в 1916 г. – 18 млн. пуд. мазута и около 0,8 млн. пуд. различных нефтепродуктов. Только с мая 1916 г. по май 1917 г. ВМФ России получил более 20 млн. пуд. различного нефтяного топлива. Таким образом, как в предвоенные годы, так и в годы первой мировой войны бакинская нефть занимала ведущее место в снабжении военно-морского флота России.289
Менялся состав и вывозимых из Баку во внутренние губернии России нефтепродуктов: наряду с керосином, который занимал главное место среди них, вывозились бензин, смазочные масла и т.д.290 Больше всего перевозится нефтяных остатков, играющих роль топлива для обрабатывающей промышленности, на втором месте стоит перевозка осветительных масел (т.е., главным образом, керосина), на третьем – сырой нефти, которая идет для дальнейшей переработки на нефтеперегонные заводы в качестве топлива двигателей внутреннего сгорания, на четвертом месте стоит перевозка смазочных масел и, наконец, прочих продуктов (гудрон, парафин, и пр.).291
Рост потребления нефтяного топлива в России виден также из вывоза нефтяных остатков в Астрахань – этот важнейший распределительный пункт, через который снабжались все народнохозяйственные потребители жидкого топлива.292 В среднем ежегодно сюда вывозилось в 1889-1893 гг. – 94,2 млн. пуд., в 1894-1898 г. – 180,2 млн. пуд. При этом потребление нефти фабриками и заводами к этому времени колебалось от 200 до 500 тыс. пуд. в 7 губерниях России, от 500 тыс. до 1 млн. пуд. – в 7; от 1 до 5 млн. пуд. – в 11; от 5 до 10 млн. пуд. – в 3; во Владимирской губ. – 13,2 млн. пуд.; в Московской – 30,3 млн.293
Астраханский рынок принял из Баку в 1906 г. всех нефтяных продуктов 2.467.399 пуд., в том числе нефти и ее остатков 205,3 млн. пуд.; в 1907 г. 2.844.788 пуд., в том числе нефти и ее остатков 232,5 млн. пуд.294
Однако на российских рынках все еще высок был удельный вес американского керосина295. Несмотря на то, что в 1898-1901 гг. добыча нефти в России превысила американскую, вывоз американской нефти превышал вывоз из России. При одинаковой в целом добыче нефти соотношение производства керосина в Америке и России приблизительно равнялось 2:1, а экспорта нефтепродуктов 3:1.296
Российский керосин конкурировал с американским на английском рынке. Экспорт его в Англию находился в руках Нобеля. В 1897 г. Ротшильд торговал русской нефтью в Англии. Бакинский керосин проникал и в другие страны Европы. Одним из важных рынков сбыта бакинского керосина была Германия. Бакинский керосин продавали в Австрии, Индии, Китае, Индокитае, Австралии, Японии и в др. странах.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Россия и Азербайджан. Векторы взаимоотношений"
Книги похожие на "Россия и Азербайджан. Векторы взаимоотношений" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алмаз Исмаилова - Россия и Азербайджан. Векторы взаимоотношений"
Отзывы читателей о книге "Россия и Азербайджан. Векторы взаимоотношений", комментарии и мнения людей о произведении.