Таисия Паниотова - Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)"
Описание и краткое содержание "Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)" читать бесплатно онлайн.
Известный английский историк Р. Конквест назвал XX в. потерянным веком. Можно ли согласится с такой характеристикой? И где начало тех сложных проблем, которые приходится решать людям XXI в., в том числе в сфере культуры? В монографии доктора философских наук, профессора Паниотовой Т. С. на большом историко-культурном материале показана преемственность культурной истории Запада XIX-XXI вв., обоснована органичная включенность современной культуры в модернизационный контекст. Впервые делается попытка проследить соотношение: 1) истории как совокупности фактов и процессов; 2) культурной истории; 3) теоретической рефлексии на эти процессы. Рекомендуется историкам, культурологам, философам, а также всем интересующимся проблемами современной культуры.
Высшим представительным учреждением, выражающим интересы народа и осуществляющим его волю, стали избираемые населением парламенты (конгресс в США, рейхстаг в Германии, парламент в Англии, дума в России и т. д.), которые чаще всего состояли из двух палат. Парламентский режим действовал в различных политических системах – как в республиках (Франция и др.), так и в конституционных монархиях (Англия и др.). Парламентам принадлежала законодательная власть, а исполнительную осуществляли правительства, возглавляемые президентом, премьер- министром, канцлером и т. д. Кроме того, действовала независимая судебная власть.
Важной составляющей политической жизни Европы стали политические движения «liberalis» либерализм, консерватизм, социализм и политические партии. Либерализм (от лат. – свободный) – ведущее политическое течение XIX в., осуществлял новую политическую программу и идейно-психологическую ориентацию, в которой делался акцент на автономию и свободу индивида, его инициативу, самореализацию. Он развивал принципы либеральной доктрины, сформулированные еще Дж. Локком и развитые французскими просветителями. В экономике это – защита частной собственности, свободного предпринимательства, рынка в сочетании с проведением идеи невмешательства государства в экономику. В социальной сфере – принцип равенства возможностей, отказ от грубо уравнительной трактовки равенства, отстаивание самоценности индивида и его личной ответственности за принятие решений. В политике – принцип разделения властей, признание равенства в правах и свободах, свободных выборов всех институтов власти, В духовной сфере – свобода слова, совести, право на борьбу идей, свободный обмен мнениями, идейный плюрализм. Наиболее крупными сторонниками либерализма этого периода были Бен- жамен Констан, Алексис Токвиль во Франции, Иеремия Бентам, Джон Стюарт Милль в Англии, Томас Джефферсон в США и др.
Консерватизм (от лат. «conservo» – сохраняю). Консерваторы стремились к сохранению старых, добуржуазных порядков и учреждений, укреплению устоев семьи, закреплению социальной иерархии, сохранению монархического устройства. Либеральной идее «Все люди рождаются свободными и равными в правах» они противопоставили другой принцип «Все люди имеют равные права, но не одни и те же блага» (Ж. де Местр). Основные представители – Жозеф де Местр, Луи де Бональд, Людвиг фон Галлер, Адам Мюллер, Клеманс фон Меттерних, Бенджамин Дизраэли.
Представители социалистического направления (от лат. «so- cialis» – общественный), стремились заменить буржуазное общество строем, основанным на общественной собственности и справедливом распределении. Спектр социалистического движения был необычайно широк, он простирался от различных вариантов утопического социализма и анархизма до марксизма (Шарль Фурье, Роберт Оуэн, Анри Сен-Симон, Пьер-Жозеф Прудон, Михаил Бакунин, Этьен Кабэ, Вильгельм Вейтлинг, Карл Маркс, Фридрих Энгельс и др.). Идея революции, отброшенная либералами, была подхвачена социалистами и трансформирована радикальным образом в контексте социалистических доктрин. Марксизм, в частности, видел всемирно-историческую миссию пролетариата в насильственном революционном низвержении буржуазного строя и построении бесклассового коммунистического общества во всемирном масштабе. Другие, более мирные течения социализма придерживались эволюционного пути развития посредством осуществления различных реформ.
Каждое из этих течений было организационно оформлено в политические партии. В Великобритании соперничают консерваторы и либералы, во Франции – монархисты и республиканцы, в Германии – консервативная, национально-либеральная и католическая партии, в США – республиканская и демократическая партии. Повсеместно возникают социал-демократические, коммунистические и рабочие партии, профсоюзы. В Германии в 1875 г. появляется Социал-демократическая партия. В 1890-х гг. социал- демократические партии возникают в Австрии, Венгрии, Польше, Голландии, России. В Великобритании в 1893 г. создается Независимая рабочая партия. Под руководством К. Маркса и Ф. Энгельса было создано Международное товарищество рабочих (I Интернационал, 1864-1972). Анархисты занимали руководящие позиции во многих профсоюзах. В большинстве европейских стран рабочие партии и профсоюзы имели политическое влияние и заставляли правительства считаться с ними и идти на реформы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
О ней пойдет речь в п. 1.3 данного раздела.
2
Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004.
3
Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект / пер. с нем. А. Б. Григорьева // Вопросы философии, 1992. № 4. С. 40-52.
4
O’Connelee J. 1976. The Concept of Modernization / / Comparative Modernization: A Reader / ed. by C. E. Black. New York? London, P. 13-24 – Цит. по П. Штомпка Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996.
5
Федотова В. Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии, 2000. № 4. С. 10
6
Eisenstadt S. N. Modernization: Protest and Change. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1966. P. 1.
7
Гавров С. Н. Модернизация во имя империи. Социокультурные аспекты мо- дернизационных процессов в России. М.: Эдиториал УРСС, 2004. С. 11.
8
Цит. по: Там же.
9
Хейзинга Й. Homo ludens // Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992. С. 220.
10
Ермаханова С. А. Теория модернизации: история и современность // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005. Разд. 2. С. 233-247.
11
Reyes G. E. Principales teoraas sobre desarrollo есопушюо y social / / Monografias.com. URL: http:/ /www.monografias.com/trabajos10/prin/prin. shtml (дата обращения: 31.07.2012).
12
Reyes Giovanni E. Principales teoraas sobre desarrollo есопушюо y social // Monografias.com. URL: http://www.monografias.com/trabajos10/prin/prin. shtml (дата обращения: 31.07.2012).
13
Федотова В. Г. Модернизация «другой» Европы. М.: ИФ РАН, 1997. С. 59.
14
Archer M. S. Sociology for One World: Unity and Diversity // International Sociology. 1991. V. 6. P. 133.
15
Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 483.
16
Цит. по: Цапф В. Теория модернизации и различие путей общественного развития // Социологические исследования. 1998. № 8. С. 15.
17
Манченко А. П. Социальная модернизация в современной России: Духовный и аксиологический аспект: дис. … д-ра социол. наук. М., 2000.
18
Тарнас Р. История западного мышления. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 187.
19
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990 – С. 44 – 271.
20
Цит. по: Побережников И. В. Модернизация: определение понятия, параметры и критерии / Мультимедиа журнал Проект Ахей / Теория истории. URL: http://mmj.ru/index.php?id=36&article= 112&type=98 (дата обращения: 31.07.2012).
21
Ортега-и-Гассет X. Восстановление масс // Ортега-и-Гассет X. Восстановление масс: сб. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. С. 32-33.
22
Ортега-и-Гассет X. Восстановление масс // Ортега-и-Гассет X. Восстановление масс: сб. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. С. 55.
23
Соловьев Э. Экзистенциализм (историко-критический) // Э. Ю. Соловьев Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М., 1991. С. 293.
24
Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. СПб.: Петрополис, 2003. Кн. 2. С. 173.
25
Декларация прав человека и гражданина 1789 года // Французская Республика: Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1989. С. 26.
26
Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. С. 293.
27
Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Востание масс: сб. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. С. 102.
28
Там же. С. 25.
29
Там же. С. 53-54.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)"
Книги похожие на "Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Таисия Паниотова - Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)"
Отзывы читателей о книге "Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)", комментарии и мнения людей о произведении.