Сергей Васильев - Метафилософия и компаративистика

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Метафилософия и компаративистика"
Описание и краткое содержание "Метафилософия и компаративистика" читать бесплатно онлайн.
В сборнике представлены работы, посвященные пониманию философии как упорядоченной системы многообразия. Автор придерживается мнения, что наличие тех или иных точек зрения и ходов мысли в философии не случайно, а «предусмотрено» самой природой философии.
Что касается марксизма, то в этой связи уместно вспомнить и слова В. И. Ленина в «Философских тетрадях» об умном идеализме, который ближе к умному диалектическому материализму, чем метафизический материализм. [7, с. 248] В ранних работах К. Маркса и Ф. Энгельса мы находим критику абстрактного материализма, который на деле есть «абстрактный спиритуализм материи». [10, с. 321] В «Экономическофилософских рукописях 1844 года» Маркс, характеризуя свои взгляды, пишет: «последовательно проведенный натурализм или гуманизм отличается как от идеализма, так и от материализма, являясь вместе с тем объединяющей их обоих истиной». [16, с. 162] Марксизму свойственен антиредукционизм, понимание материи как внутренне активной, нацеленной на порождение духа. Марксистский обзор истории материализма в «Святом семействе» наводит некоторых критиков даже на мысль о том, что марксизм это на самом деле не материализм, а гилозоизм. Материя в марксизме одухотворена, так как сознание есть атрибут материи.
Вл. Соловьев пытается уйти от абстрактного идеализма, обратившись к мистике и цельному знанию. Лосев отмечает: «сущность софийного идеализма Вл. Соловьева заключается в критике изолированных идей и в критике их гипостазирования в абстрактном виде. Вместо этого Вл. Соловьев, и это в течение всей своей жизни, проповедует духовно и материально насыщенную идею, заостренную в виде страстно ощущаемой заданности, закона и метода ее бесконечных материальных осуществлений». [8, с. 625]. По Соловьеву, абсолют есть сущее всеединое, содержащее многое в себе. Он утверждает, что если у единого отнять предикат всего, то оно превратиться в «исключительно единое, лишенное всего, то она [истина] будет таким скудным принципом, из которого ничего нельзя вывести и объяснить». [24, с. 693] Таким образом, всеединое есть именно не абстрактное единство, а конкретное, вбирающее в себя свою противоположность множественное.
Марксизм исходит из Л. Фейербаха, который боролся против абстрактного бессодержательного бытия гегелевской философии. Конкретное бытие для марксизма это конечное, единичное, действительное. Поэтому и материя понимается конкретно. Энгельс пишет: «Вещество, материя есть не что иное, как совокупность веществ, из которой абстрагировано это понятие; движение как таковое есть не что иное, как совокупность всех чувственно воспринимаемых форм движения; такие слова, как «материя» и «движение», суть не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей. Поэтому материю и движение можно познать лишь путем изучения отдельных веществ и отдельных форм движения; и поскольку мы познаем последние, постольку мы познаем также и материю и движение как таковые». [38, с. 263] Материя всегда существует в единичном, которое и сообщает ей подлинную действительность. [18, с. 90] В конечном счете, последней причиной всего оказывается всеобщая связь, универсальное взаимодействие, система тел. Марксизм пытается уйти от абстрактного материализма, осмысливая практическую жизнь действительного человека. И на этом пути Л. Фейербах был, превзойден и критикуем за непоследовательность. «Фейербах не нашел дороги из им самим смертельно ненавидимого царства абстракций в живой действительный мир. Но, чтобы перейти от фейербаховского абстрактного человека к действительным, живым людям, необходимо было изучать этих людей в их исторических действиях». [39 , с. 397–398]
Стремление к конкретности логично приводит обе традиции к полемике с абстрактным идеализмом и рационализмом Гегеля. В частности, к стремлению преодолеть господство предикатов как главных сущностей и придти к действительному субъекту. Однако субъект этот оказывается разным. По Вл. Соловьеву это абсолют, Сущее как единство всего, стоящее над бытием, абсолютная единичность всего, абсолютная личность. Но так как он не отрицательное, а положительное ничто, то он содержит в себе бытие, присутствует в нем. Бытие здесь понимается как совокупность множественного, конечного.
У Л. Фейербаха мы видим нечто похожее. Он пишет: «Бытие в логике Гегеля есть бытие старой метафизики: это бытие является предикатом всех вещей без различия, ибо с ее точки зрения все вещи объединяются тем, что они существуют. Это безразличное бытие, однако, есть абстрактная мысль, мысль без реальности. Бытие столь же многообразно, как существующие вещи. Бытие дано в единении с тем, что существует. Его можно мыслить лишь опосредствованно через предикаты, определяющие сущность вещи. Бытие есть утверждение сущности». [34, с. 173] Здесь понятие сущности есть выражение многообразия, множественности, а понятие бытия играет роль абсолюта. Подлинное бытие для Л. Фейербаха и для К. Маркса единичное, конечное. Все это совокупность всего единичного.
Примечательно, что абсолют Вл. Соловьева и единичное Л. Фейербаха имеют общее свойство. Они не выразимы до конца в мысли, не вмещаются в понятия и слова. Абсолютное Вл. Соловьева как начало безусловного единства или единичности как таковой «потому и свободно от всяких определений, что оно, все их в себе заключая, не исчерпывается, не покрывается ими, а остается самим собою». [24, с. 704] Л. Фейербах пишет: «Мое существование никогда не обязано словесному или логическому хлебу, абстрактному хлебу, но всегда только этому хлебу «невыразимому». Поэтому бытие, опирающееся на нечто невыразимое, само есть нечто несказанное. Поэтому если невыразимость есть неразумность, то всякое бытие есть неразумность, потому что оно повсюду только это бытие. Бытию свойственна единичность, индивидуальность, мышлению всеобщность». [34, с. 175]
И Соловьев, и Маркс считают, что для истинной реальности необходимо отношение к другому. Абсолютное, по Соловьеву, есть начало своего другого. «Если б абсолютное оставалось только самим собою, исключая свое другое, то это другое было бы его отрицанием, и, следовательно, оно само не было бы уже абсолютным…Таким образом, для того, чтобы быть чем оно есть, оно должно быть противоположным себя самого или единством себя и своего противоположного». [24, с. 704]. Иначе говоря, Бог есть любовь. Аналогично рассуждает К. Маркс о действительном существе, которое может быть только предметным: «Существо, не имеющее вне себя своей природы, не есть природное существо, оно не принимает участия в жизни природы… Непредметное существо есть невозможное, нелепое существо [Unwesen] Подобное существо было бы, во-первых, единственным существом, вне его не существовало бы никакого существа, оно существовало бы одиноко, одно. Ибо, как только я приму, что вне меня находятся предметы, что я существую не один, мне придется признать, что я нечто другое, некая другая действительность, чем предмет вне меня…Таким образом, существо, не являющееся предметом другого существа, предполагает, что не существует ни одного предметного существа». [16, с. 163–164] У Л. Фейербаха мы читаем: «Где нет любви, там нет истины. Только тот представляет собой нечто, кто что-то любит». [34, с. 186] Таким образом, и русский мистик, и немецкий материалист восстают против космического одиночества.
Согласно философии Вл. Соловьева, абсолют не может ничего иметь вне себя, он обладает всем. Как таковой, он отрешен от всего, но, одновременно, существует во всем. Соловьев утверждает наличие в абсолютном двух полюсов: абсолютного как такового и материи как непосредственной потенции бытия. Материя есть тело абсолюта или тело вечности. [8, с. 257] Материя отрицательная непосредственная потенция бытия, тяготение к бытию, «утверждаемое или ощутимое отсутствие или лишение настоящего бытия», «но лишение бытия как действительное или ощутимое есть влечение и стремление к бытию, жажда бытия». [24, с. 707] Такая материя есть психическая реальность.
В «Диалектике природы» мы встречаем в чем-то похожие мысли. Первоначало здесь, конечно, не абсолют, а материя. Но эта материя объединяет в себе качественно различные свои формы как свои атрибуты, как то, что присуще ей по природе. «Материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же,. ни один из ее атрибутов никогда не может быть утрачен и. поэтому с той же железной необходимостью, с какой она когданибудь истребит на Земле свой высший цвет мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время». [38, с. 23] Таким образом, материя в своей сущности понимается не абстрактно, а как единство многого, различного. Можно сказать, что материя Ф. Энгельса представляет собой «телесное всеединое». Атрибуты материи с необходимостью воплощаются в вещах, но ведь они существуют вечно и до своего воплощения. Ф. Энгельс подчеркивает, что речь идет не только о пассивной возможности воплощения dynamis, но и об активном стремлении к воплощению energeia. [38, с. 21] Итак, вечные формы материи стремятся воплотиться в вещественной реальности. Здесь можно усмотреть некоторое сходство с психической трактовкой материи у Вл. Соловьева. Сам Соловьев подчеркивал, что его понятие материи не совпадает с физическим и химическим понятием о конкретном веществе. Но и Энгельс различает материю как таковую, и ее виды.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Метафилософия и компаративистика"
Книги похожие на "Метафилософия и компаративистика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Васильев - Метафилософия и компаративистика"
Отзывы читателей о книге "Метафилософия и компаративистика", комментарии и мнения людей о произведении.