» » » » Сергей Васильев - Метафилософия и компаративистика


Авторские права

Сергей Васильев - Метафилософия и компаративистика

Здесь можно купить и скачать "Сергей Васильев - Метафилософия и компаративистика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Васильев - Метафилософия и компаративистика
Рейтинг:
Название:
Метафилософия и компаративистика
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-4475-3665-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Метафилософия и компаративистика"

Описание и краткое содержание "Метафилософия и компаративистика" читать бесплатно онлайн.



В сборнике представлены работы, посвященные пониманию философии как упорядоченной системы многообразия. Автор придерживается мнения, что наличие тех или иных точек зрения и ходов мысли в философии не случайно, а «предусмотрено» самой природой философии.






Если одна противоположность не уничтожает другую, а отрицает себя и утверждает, тем самым, другую противоположность, то здесь перед нами еще одна диалектическая структура. Фактически с нее начинается «Наука логики» Гегеля. Бытие, как таковое, отрицает себя и переходит в небытие. И, наоборот. Небытие «превращается в бытие» (6, 1, 136–141). Такой структуре подобает название превращения или перехода. Применимо здесь и такое слово как «удобопревратность» (17, 193). Противоположности в этой структуре изменяют себе и превращаются в свою противоположность. Примечательно, что именно отделение или элиминация одной противоположности могут привести к превращению в другую противоположность. Стремление утвердить себя за счет отрицания другого, или за счет отделения от него приводит к обратному к отрицанию себя и утверждению другого.

Все рассмотренные выше диалектические структуры или отношения противоположностей носят либо безразличный, либо отрицательный характер, где одна противоположность утверждается либо независимо от другой противоположности, либо за ее счет. Но существуют и иные, положительные диалектические структуры, где утверждение одной противоположности сопровождается утверждением другой.

Так, например, если мы утверждение бытия свяжем с утверждением небытия, то мы получим обусловленность и предполагание одной противоположностью другой. Такое отношение четко просматривается в таком высказывании: «Бытие, чтобы быть, должно отличаться от того, что не есть бытие, отличаться от небытия. А это значит, что небытие тоже должны существовать» (11, 406). Необходимо отметить, что обусловленность, как диалектическая структура, противостоит элиминации. В случае с элиминацией, одна противоположность есть, если нет другой. При обусловленности, наоборот, одна противоположность есть, если есть другая противоположность.

В противовес поглощению можно найти такое отношение противоположностей как проникновение или свечение одной противоположности в другой. Если мы вслед за М. Хайдеггером повторим: «Нельзя сказать: ничто есть то-то, ничто есть ничто» (19, 73), то мы обнаружим интересную вещь. Ничто есть ничто, значит внутри небытия есть бытие, которое поддерживает его изнутри, поддерживает себетождественность ничто, его равенство себе. Небытие есть бытие небытия. Симметрично, и бытие не есть небытие, то есть бытие есть небытие небытия (11, 414). Заметим, что здесь нет отождествления, совпадения бытия и небытия, как трактует это отношение А. Ф. Лосев. Слово «есть», в данном случае, выражает не сущность, а некоторый предикат сущности. При проникновении, в отличие от поглощения, одна противоположность, пребывая внутри другой, не теряет своей специфики и, тем не менее, способствует утверждению первой противоположности.

Превращению как отрицательному отношению между противоположностями противостоит порождение как положительное отношение. Еще в древности, по утверждению С. Н. Булгакова, мыслители делали различие между чистым небытием уконом, и небытием, как порождающим бытие началом меоном (3, 162). Меон неоформленность, возможность, потенциальность бытия. Это небытие, как бездна и хаос бытийных возможностей, «не явленных, но настойчиво требующих своего включения в бытие, своего участия в бытии» (10, 407), «печать бытия для того, что еще не существует, только для того, что является пока небытием, это и есть возможность бытия.» (12, 406). Сходным образом и Э. Блох проводит различие между Ничто и Еще-не-бытием (2, 258).

В бытии мы также можем обнаружить бытие как потенциальное небытие, порождающее небытие действительное. По Гегелю, такое отношение бытия и небытия обнаруживается при рассмотрении конечных вещей. «Скорее небытие составляет их природу, их бытие. Конечные вещи суть, но их соотношение с самим собой состоит в том, что они соотносятся с самими собой как отрицательные, что они именно в этом соотношении с самим собой гонят себя дальше от себя, дальше своего бытия. Они суть, но истиной этого бытия служит их конец. Конечное не только изменяется, как нечто вообще, а преходит: и не только возможно, что оно преходит, так что оно могло бы быть, не преходя, но бытие конечных вещей, как таковое, состоит в том, что они содержат зародыш прехождения как свое внутри-себя-бытие, что час их рождения есть час их смерти» (6, 1, 192).

Есть ли какой-то положительный аналог борьбы противоположностей? Нам представляется, что есть. Борьба предполагает вытеснение одной противоположностью другой, бытие одной за счет другой. Но если одна противоположность способствует расширению другой, сама, в свою очередь, расширяясь, то здесь мы будем иметь дело не с борьбой, а с совместным ростом и взаимным усилением. Такая, своего рода, положительная обратная связь или коэволюция имеет место в процессах развития. «Развитие состоит в наращивании бытия, его интенсификации. Но чем интенсивнее бытие, тем оно хрупче, тем оно подверженней гибели. Мы ходим по тонкому льду над океаном небытия» (20, 162), пишет А. Н. Чанышев. К этому надо добавить, что нарастание сложности, дифференцированности означает рост различий, то есть, в конечном счете, рост небытия небытия. Развитие оказывается процессом, где происходит совместное развертывание как бытия, так и небытия.

Еще в древности была отмечена такая диалектическая структура как опосредствование или частичное соединение противоположностей. У Платона выделяется нечто, частично существующее и частично несуществующее: «Нечто такое, что причастно им обоим бытию и небытию, но, что нельзя назвать ни тем, ни другим в чистом виде» (15, 3, 259). Такое сочетание противоположностей С. Н. Булгаков называл тварным бытием (3, 163–165). Гегель называет такое соединение бытия и небытия наличным бытием и добавляет, что нет ничего такого, что не было бы промежуточным состоянием между бытием и ничто (6, 1, 165). Индийский философ Шанкара называет объекты материального мира неописуемыми, поскольку они не реальны, ни нереальны (21, 355).

Возникает закономерный вопрос, как возможны положительные отношения между противоположностями? В частности, что является предпосылкой для отношения обусловленности? При размышлении над этими вопросами, мы приходим к выводу, что должна существовать еще одна диалектическая структура, которая делает возможным взаимное утверждение противоположностей.

Такую структуру можно усмотреть в теории Н. Кузанского. Согласно ей, есть изначальное совпадение противоположностей бытия и ничто. Это – Бог или абсолютный максимум и, одновременно, абсолютный минимум. Бог «одинаково выше и всякого утверждения и всякого отрицания» (9, 55), он представляет собой сочетание противоположностей в их источнике. Поскольку в нем свернуты противоположности, он сам ничему не противоположен. «Берем максимум конкретно как бытие и говорим: максимальному бытию не противоположно ничто, а значит, ни небытие, ни минимальное бытие» (9, 57).

Такой изначальный синтез или сверхсинтез противоположностей можно обнаружить и у других мыслителей. Так, например, русский философ С. Н. Булгаков , имея ввиду теорию Парменида, пишет: «Да, в Абсолютном Едином нет места небытию как уклону,» прав мудрый старец. Но, должны мы тем не менее настойчиво указать, что в Абсолютном нет и бытия, которое соотносительно небытию, с ним сопряжено, не существует вне небытия; последнее ведь только и полагается в бытии, на фоне бытия, как его грань. Абсолютное выше бытия, вот чего не познал Парменид, благодаря чему он и вовлек его в диалектику относительного, то есть бытия… Бог, полагая относительное, то есть бытие, косвенно дает бытие и небытию. Бог есть виновник не только бытия, но и небытия.» (3, 163).

Такой сверхсинтез присутствует и у А. Ф. Лосева, по мнению которого, дологическое Самое само предшествует бытию и небытию (11, 401). Ваейшедель выводит необходимость такого изначального синтеза противоположностей из опыта сомнительности мира. Должно существовать то, откуда возникает сомнительность. «Могущественное бытие «откуда» это не божественное бытие традиционной метафизики. Столь же правомерно утверждать, что «откуда» – «могущественное небытие». Оно держит оба своих момента бытие и небытие в состоянии колебания, постоянного разъединения и соединения обоих противоположных моментов (8, 269). Здесь мы видим, что сверхсинтез рассматривается как условие возможности как отрицательных, так и положительных отношений между противоположностями.

Сверхсинтез не есть ни бытие, ни небытие, он выше обеих противоположностей. Но может быть и такое «ни то, ни другое», которое ниже противоположностей. Такая форма отношений между противоположностями будет в том случае, если будет такое их соединение, где каждая отрицает и себя, и другую. Что это такое, применительно к бытию и небытию? Индийский философ Шанакара различал такие ступени реальности: абсолютная нереальность, эфемерное бытие сновидений и иллюзий, фактическое существование вещей данных в обычном, нормальном опыте человека, чистое бытие. Эфемерное бытие или видимость, по нашему мнению, и есть пример искомой диалектической структуры.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Метафилософия и компаративистика"

Книги похожие на "Метафилософия и компаративистика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Васильев

Сергей Васильев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Васильев - Метафилософия и компаративистика"

Отзывы читателей о книге "Метафилософия и компаративистика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.