» » » Наталья Семаго - Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности


Авторские права

Наталья Семаго - Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности

Здесь можно купить и скачать "Наталья Семаго - Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская психология, издательство ЛитагентТеревинфDRM39579a53-8d9d-11e3-9d2a-0025905a0812, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Семаго - Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности
Рейтинг:
Название:
Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-98563-395-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности"

Описание и краткое содержание "Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности" читать бесплатно онлайн.



В настоящее время наблюдаются изменения психического и соматического состояния детей, выходящие за пределы классических представлений. Происходят существенные изменения и в системе образования. Все это вызывает необходимость пересмотра подходов к анализу отклоняющегося развития.

Проанализировав существующие модели и подходы к типологизации психического развития, авторы предлагают современную трехкомпонентную модель анализа, на основе которой строится новая типология. В книге приведена подробная характеристика выделяемых типов отклоняющегося развития, описана процедура диагностики, которая позволяет определить характер отклонений, спрогнозировать дальнейшее развитие ребенка, грамотно простроить коррекционную работу, выбрать оптимальный для ребенка образовательный маршрут.

Книга адресована в первую очередь психологам-практикам, работающим в области специальной и клинической психологии детства, специалистам психолого-педагогического сопровождения детей с отклоняющимся развитием в образовательных системах. Кроме того, она будет интересна педагогам и клиницистам, в том числе неврологам, психиатрам, педиатрам, другим специалистам здравоохранения.






В целом основополагающие элементы, определяющие развитие классической науки, ее стиля мышления можно представить в виде сводной таблицы 3.1[27].


Таблица 3.1

Категориальная сетка классического этапа научного знания


Третья глобальная научная революция была связана со становлением нового, неклассического естествознания. Она охватывает период с конца XIX до середины XX столетия. В эту эпоху происходит своеобразная «цепная реакция» революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникает кибернетика и теория систем Л. Берталанфи, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира.

В процессе этих революционных преобразований формировались идеалы и нормы неклассической науки. Они характеризовались отказом от прямолинейного онтологизма, пониманием относительной истинности теорий и картины природы. В противовес идеалу единственно истинной теории, «фотографирующей» и «отражающей» исследуемые объекты, допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания.


Таблица 3.2

Категориальная сетка неклассического этапа научного знания


Новая система познавательных идеалов и норм открывает пути к освоению сложных саморегулирующихся систем, которые характеризуются уровневой организацией, наличием относительно автономных и вариабельных подсистем, взаимодействием элементов, существованием управляющего уровня и обратных связей, обеспечивающих целостность системы. Общенаучная картина мира начинает рассматриваться не как точный и окончательный портрет природы, а как постоянно уточняемая и развивающаяся система относительно истинного знания о мире.

Радикально видоизменялась и онтологическая категориальная сетка философских оснований неклассической науки. Она определяла новый образ объекта, который представал как сложная система, в первую очередь в плане несводимости состояний целого к сумме состояний его частей. Важную роль при описании динамики системы начинают играть категории случайности, потенциально возможного и действительного, возникает понятие «вероятностной причинности». Объекты начинают рассматриваться как процесс, с одной стороны, воспроизводящий некоторые устойчивые состояния, а с другой – изменчивый в ряде характеристик.

Основные закономерности неклассической науки представлены в таблице 3.2.

В современную эпоху, начиная с последней трети ХХ столетия, мы являемся свидетелями новых радикальных изменений в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука.

Этот этап научного знания связывается с именами И. Пригожина, Г. Хакена, В.С. Степина, П.Я. Сергиенко, Э.М. Сороко, С.П. Курдюмова, в области психологических наук – с именами Л.М. Веккера, С.Л. Рубинштейна, П.К. Анохина, Б.Ф Ломова, А.В. Брушлинского, В.П. Зинченко и М.К. Мамардашвили[28].

Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменение характера научной деятельности, связанное с революцией в средствах хранения и получения знаний, полностью видоизменяет характер научной деятельности. На передний план выдвигаются междисциплинарные и проблемноориентированные ее формы. Специфику современной науки определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания.

Возникает реальное взаимопроникновение теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний, интенсификации связей между ними. Происходит постепенное стирание жестких рубежей между видением предмета исследования в рамках тех или иных наук. Они становятся взаимозависимыми, определяющими фрагмент целостной общенаучной картины мира.

Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся историчностью, открытостью и саморазвитием, более сложные даже по сравнению с саморегулирующимися системами. Они постепенно начинают определять характер предметных областей основных фундаментальных наук, облик современной науки.

Исторически развивающаяся система формирует со временем все новые уровни своей организации, причем возникновение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформировавшиеся, меняя связи и композицию их элементов, перестраивая тем самым и характер их динамичности. Это вызывает необходимость введения дополнительных (ранее не принимаемых во внимание) представлений и категорий. Подобные саморазвивающиеся и самоорганизующиеся системы характеризуются синергетическими эффектами, принципиальной необратимостью процессов.

В онтологической составляющей философских оснований науки начинает доминировать категориальная матрица, обеспечивающая познание развивающихся объектов. Возникает новое понимание категорий пространства и времени (учет исторического времени системы, иерархии пространственно-временных форм), возможности и действительности (идея множества потенциально возможных линий развития в точках бифуркации), детерминации (предшествующая история определяет избирательное реагирование системы на внешние воздействия) и др. Основные характеристики постнеклассического этапа изложены в таблице 3.3.


Таблица 3.3

Категориальная сетка постнеклассического этапа научного знания


Категории нового этапа принципиально отличаются от предыдущих, что позволяет говорить о возникновении новой науки. Аналогичная ситуация начинает возникать и в психологических науках, оставаясь пока еще на философско-мировоззренческом, общенаучном уровнях и лишь частично затрагивая конкретно-научный уровень.

Все это заставляет искать новые онтологические основания, видоизменять категориальную сетку психологии развития. Конечно, мы не в состоянии решить эту огромную многогранную задачу, предлагаемый ниже анализ – лишь попытка применить современную методологию и ее категориальную матрицу в рамках психологии развития, включая отклоняющееся развитие.

3.2. Категориальная сетка психологии развития на постнеклассическом этапе научного знания

Коротко определим современное представление об онтологии предметной области (Клещев, Артемьева, 2001). Это важно, поскольку на нем строятся и представления о моделировании тех или иных процессов, изменения систем и т. п.

Обычно под онтологией подразумевается спецификация концептуализации, описания множества объектов и связей между ними. Основными понятиями онтологии являются: бытие, структура, свойства, формы бытия, пространство, время, движение. Онтология представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего. Можно говорить о разных онтологических уровнях:

Метаонтология, которая описывает наиболее общие понятия, не зависящие от предметных областей.

Онтология предметной области, определяющая формальное описание предметной области, ее общую терминологическую базу.

Онтология конкретной задачи, определяющая общую терминологическую базу задачи, проблемы.

Очертим категории, составляющие онтологический базис психологии.

В 1971 году М.Г. Ярошевским было введено понятие «категориальный строй психологической науки» как базиса, на котором развиваются основные психологические понятия. Это имело принципиальное значение. Как и во всех науках, в психологии категории выступили наиболее общими и фундаментальными определениями, охватывающими наиболее существенные свойства и отношения изучаемых явлений. Применительно к множеству психологических понятий выделенные и описанные базисные категории были системообразующими, позволяющими строить категории более высокого порядка – метапсихологические категории (по А.В. Петровскому). Базисными категориями являются «образ», «мотив», «действие», «отношение», рожденные в гештальтпсихологии, психоанализе, бихевиоризме, интеракционизме, а к метапсихологическим категориям могут быть отнесены понятия «сознание», «ценность», «деятельность», «общение» и др. Если базисные категории – своего рода «молекулы» психологического знания, то метапсихологические категории можно сравнить с «организмами» (Петровский, Ярошевский, 1998).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности"

Книги похожие на "Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Семаго

Наталья Семаго - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Семаго - Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности"

Отзывы читателей о книге "Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.