Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "История культуры повседневности. Учебное пособие"
Описание и краткое содержание "История культуры повседневности. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды. Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.
Все мировоззрение жителей древних цивилизаций космогонично. Весь мир запредельного существования располагался по вертикали. Боги жили в небесном мире. И само небо (как в Древнем Китае) оказывалось божественным. Главное божество в Древнем Египте отождествлялось с солнцем. От неба с дождями и от солнца зависели урожаи. Солнце давало тепло и свет, но могло и сжечь посевы.
Столь же важна и земля. Зерно сеется в землю и произрастает из земли. Человек после смерти уходит в землю. И если боги – наверху, то предки (и некоторые боги) существуют в подземном мире или проходят через него, прежде чем попасть на небо.
Вертикальность древних культур выразилась и в тенденции к строительству все более высоких сооружений, храмов и пирамид и в устройстве жизни общества, в организации взаимоотношений между людьми по вертикали, в иерархичности общества, в его структурировании от низшего к высшему. Это вносило в жизнь порядок, имевший внешний и авторитарный характер. Все древнейшие государственные образования были преимущественно деспотическими. Управление было устремлено к единовластию, власти обожествлявшегося царя, фараона или императора. И от верховного владыки власть действовала «вниз» в строгой соподчиненности низших – высшим, младших – старшим. Одной из причин такой организации было то, что для древнего человека чрезвычайно важен был авторитет некоего высшего в отношении к нему порядка. Без упорядоченности жизни он чувствовал себя потерянным, все было «не так». У китайцев есть поговорка: «Ни старшего, ни младшего». Смысл ее в том, что в таком случае все перемешалось и портилось, разрушились структурирующие общество нормы и традиции. Именно поэтому во всех древних цивилизациях устанавливалась четкая иерархия и в осуществлении власти, и в положении слоев населения в отношении друг к другу.
Социальное расслоение населения, деление его на богатых и бедных, на профессиональные группы, выявлявшие процесс разделения труда, впервые появилось в древних цивилизациях. Социальные слои и группы существовали в системной организации, в определенной соподчиненности. Деление на варны или касты в Древней Индии только самый выразительный пример иерархии сословий. Их соподчиненность должна была сохраняться, ибо иначе рушилась упорядоченность жизни, основанная на общих закономерностях вселенной. Поэтому несправедливости в том, что были высшие и низшие слои, не ощущалось. Наоборот, как это выражено в одном из древнеегипетских текстов, несправедливо, если в жалкое рубище одет царевич, а сын бедняка и голодранца облачен в роскошные одежды. Жители древних государств знали, что нарушения порядка ведут к страшным бедствиям. Ведь при этом обычно разрушались, переставали действовать ирригационные сооружения, рвались торговые связи. В стране начинались опустошения и голод.
С этим связано и тяготение к достаточно жесткому нормированию жизни, к возникновению правовых установлений, к появлению законов. Известен свод законов древневавилонского царя Хаммураппи, в котором упорядочивались имущественные отношения между социальными слоями, права собственников, обязанности разных слоев в отношении к оросительным сооружениям, отношения в семьях, права и обязанности воинов и т. д. Развитие права и судебной системы в древних цивилизациях диктовалось стремлением к упорядоченности жизни, гарантирующей ее устойчивость.
В общем, в ходе развития древних цивилизаций жизнь людей по-новому упорядочивалась, оформлялась. Появлялось все больше искусственных, неприродных форм и результатов жизнедеятельности. Достижениями того, что мы именуем цивилизацией, являлась и сама по себе упорядоченность жизни на основах традиции и права. А вместе с тем развитие разнообразных технологий. Технологий эффективного сельскохозяйственного производства, поливного земледелия, выращивания различных сельскохозяйственных культур, их сохранения и обработки. Технологий строительства различных сооружений: храмов, жилищ, гробниц. Нас и сегодня восхищает умение древних строителей сооружать огромные строения из камня и владение мастерством тончайшей резьбы по камню. В древних цивилизациях появились колесо, гончарный круг, развилась керамика. Древние шумеры, египтяне, индийцы, китайцы научились добывать и плавить металлы. Из металлов создавались и оружие и орудия труда, определявшие высокое развитие ремесел. В цивилизациях древности возникла такая область человеческой жизнедеятельности, как торговля. Необходимые передвижения обеспечивались транспортными средствами: лодками и кораблями с веслами и парусами, а на суше – повозками, колесницами с использованием мускульной силы животных.
На этой основе создавалась вторая искусственная среда обитания, существенно преобразовывалась естественная среда и вырабатывалось деятельное отношение к природе. В долине и дельте Нила, например, фактически создался «большой дом», искусственный оазис. Это были возделанные поля, ухоженные луга, сады с водоемами с деревьями по берегам, виноградники. Древние города были великолепны, храмовые сооружения величественны. Быт состоятельных людей становился все более комфортным: дома с ванными, гардеробными, уборными, с красивой мебелью, складами для вещей и продуктов. Всеми этими достижениями обеспечивался витальный уровень культуры.
Искусственная среда, конечно, функциональна, вещи служат людям, но и человек стал испытывать потребность в новых вещах, в удобстве, комфорте. Изменялись собственно жизненные потребности, появилось стремление к хорошей, богатой жизни. Разумеется, не у всех. Труд рабов, ремесленников, зависимых общинников-земледельцев давал небольшому слою знати, жречества, чиновничества, торговцев, зажиточных мастеров возможности для отдыха и для «интеллектуального» труда, для духовного развития. В жизни людей стали появляться ценностные ориентиры, ценности жизни и формирующейся культуры. Ценности, с которыми уже жизнь начала соотноситься, в соответствии с которыми она стала оцениваться как хорошая или плохая.
6.2. Жизненные ценности людей древности
Выше уже было отмечено, что в древних цивилизациях сама жизнь начала ощущаться и осознаваться в качестве ценности или, может быть, точнее – значимости. Правда, значимость ее была различной, в зависимости от того, как в данной цивилизации люди представляли себе загробную жизнь, например как в Древней Месопотамии в качестве ухудшенного, мучительного аналога земного существования или как в Древней Индии: виделась возможность и ухудшения и улучшения существования в новой (загробной) жизни. Однако и в том и в другом случае жизнь должна была быть прожита хорошо. В ней виделись возможные удовольствия, радости, блага, ценности.
Главной ценностью жизни во всех древних цивилизациях, в отличие от первобытности, оказалось имущество, богатство. Слово «богатство» в русском языке производно от слова «бог». В древности богатство – это то, что дано богами. Недаром долгое время в истории человечества держится убеждение, что богатые люди – люди хорошие, им бог дал, а бедным не дал, чем-то они ему не угодны.
Богатство, очевидно, измерялось материальным благосостоянием, владением вещами, имуществом. Неимущий для древности вообще не вполне человек. Материальное благосостояние создавало ощущение укорененности, незыблемости пребывания на земле и обеспечивало (скажем, по древнеегипетским представлениям) правильное погребение, а значит и хорошую жизнь после смерти.
Обладание вещами – землей, скотом, домом – имело еще один смысл, почти исчезнувший сейчас. Владение вещью означало и владение качествами, присущими этой вещи. Отношение к вещи носило личностный характер. Хорошая вещь могла быть и изготовлена только хорошим человеком, и принадлежать только хорошему человеку. В книге, посвященной Месопотамии, И. С. Клочков утверждал, что имущество являлось одной из важнейших величин, конституирующих человеческую личность, своеобразным «продолжением человека за пределы тела»115. В одном из древнеегипетских текстов отец писал сыну: «Ничто в мире не сравнится, сынок, с хорошо устроенным имуществом».
В разных цивилизациях сформировалось некое особое отношение к вещам. Чем лучше вещь, тем благороднее человек, ею владеющий. При этом устанавливалась специфическая роль золота, серебра, драгоценных камней. Золотое имя фараона, золотая маска мумии фараона в Египте. Желтый цвет, цвет золота – принадлежность императора Поднебесной в Древнем Китае. Нефритовое (цвета плевка, который считался самым благородным) надгробие Будды. Многочисленные статуэтки богов из драгоценных камней, украшения из благородных металлов и самоцветов во всех древних культурах. Причем и самые простые вещи: глиняная посуда, деревянная мебель, да и все остальное, что использовали в быту, должно было делаться очень хорошо. «Положительность» (по терминологии И. П. Вейнберга) вещи была свидетельством положительности человека116. При этом важно было не только качество вещей, но и их количество; была прямая зависимость «между статусом человека и количеством вещей, его окружающих; количество вещей воспринималось как показатель положительных качеств человека»117.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История культуры повседневности. Учебное пособие"
Книги похожие на "История культуры повседневности. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "История культуры повседневности. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.