Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "История культуры повседневности. Учебное пособие"
Описание и краткое содержание "История культуры повседневности. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды. Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.
6.1. Особенности древних земледельческих цивилизаций, определившие специфику повседневной жизни их населения
Все объединения людей, которые получили название древних культур или древних цивилизаций, были главным образом земледельческими, хотя они испытывали воздействия скотоводов и сами занимались ограниченным скотоводством, наряду с земледелием. Все они не случайно появились в достаточно теплом климатическом поясе и в долинах крупных рек или лощинах межгорий. Солнце, вода и природный речной ил или минеральные удобрения (в горных районах) давали возможность при определенной технологии земледелия получать урожаи зерновых до двухсот, а то и до трехсот зерен на одно посаженное зерно.
На базе земледельческого производства с такими немалыми возможностями развились все особенности и достижения древних цивилизаций, которые также вполне оправданно именуют и древними культурами. Достижения ранних цивилизаций, основанных в том числе на открытиях людей первобытных, – все это выступало не только в собственно цивилизующей функции, но и в окультуривающей, хотя бы на витальном уровне. Это давало возможности для порождения и развития собственно культуры, культуры духовной, возможности для хранения и передачи обогащавшегося духовного опыта.
Развитие цивилизаций было связано с отдалением от природы, с созданием искусственной среды обитания, с появлением в обществе разных социальных слоев, социального разделения труда, насилия, осуществляемого одними группами людей в отношении к другим, рабовладения. Зато в организованном обществе появились возможности использования и накопления разнообразных ресурсов, для повышения комфортности повседневной жизни, ее окультуривания, развития знания, возможности духовного роста, расцвета строительства и архитектуры, становления художественной деятельности.
Вместе взятые взаимосвязанные цивилизационные и культурообразующие процессы реализовались там, где сложились сообщества оседлых земледельцев. Это произошло в долинах великих рек с мощными разливами: Тигр и Евфрат (Древняя Месопотамия), Нил (Древний Египет), Инд и Ганг (Древняя Индия), Хуанхэ (Древний Китай). Недаром, рассматривая эти культуры, русский ученый Л. И. Мечников в книге «Цивилизация и великие исторические реки» их характерные особенности связывал с местом развития. И с тех пор эти культуры нередко именуют земледельческими речными. Несколько позже подобные цивилизации сложились в лощинах гор Мезоамерики.
Процесс становления каждой из этих цивилизаций был, по сути, постепенным переходом от присваивающего, охотничье-собирательского типа хозяйствования к хозяйству производящему, к земледелию и ограниченному скотоводству; переходом от полукочевой жизни, к оседлому существованию в городах и селениях; от жизни родами и племенами к зарождению этнических общностей, организованных теми или иными формами государственности.
Древняя Месопотамия. Формирование культуры Месопотамии, Междуречья относят к периоду с VII до III тыс. до н. э. Эту культуру именуют шумерской (от «шумеры» – народа, поселившегося около 5 тыс. лет назад в низовьях реки Евфрат), шумерско-аккадской, так как жители города и государства Аккад к середине III тыс. до н. э. соединились с шумерами. Иногда эту культуру называют вавилонской, поскольку Вавилон в начале II тыс. до н. э. подчинил себе весь Шумер, Аккад, а также Ханаан, примыкавший к Месопотамии. Месопотамия была регионом господствующих попеременно городов-государств. И каждый из них не прерывал, а развивал во многом общую культурную традицию вплоть до Ассирии с центром в городе Ниневия. Ассирия отодвинула Вавилон на второй план, но испытала влияние шумеро-аккадской культуры. И после разгрома Ассирии в VII в. до н. э. культура Междуречья продолжила свое развитие в пределах так называемой нововавилонской державы, которая пережила период расцвета при царе Навуходоносоре II, но не выдержала конкуренции с Персией и окончательно прекратила свое существование в 482 г. до н. э.
Древний Египет. Развитие цивилизации и культуры Древнего Египта датируется VI–V тыс. до н. э. При этом исследователями выделяются следующие исторические периоды:
– два так называемых додинастических (с первой половины IV тыс. до н. э. до создания Верхнеегипетского и Нижнеегипетского царств);
– первая и вторая общеегипетские династии. Раннее царство. Образование единого общеегипетского государства (XXXI–XXIX вв. до н. э.);
– третья-шестая династии. Древнее царство. Расцвет Египта (XXVIII–XXIII вв. до н. э.);
– 7–10-я династии. Переходный период. Распад единого государства на отдельные образования (номы) (XXIII–XXI вв. до н. э.);
– 11–13-я династии. Среднее царство. Возрождение единого государства (XXI–XVIII вв. до н. э.);
– 14–17-я династии. Переходный период. Ослабление и захват Египта гиксосами (XVIII–XVI вв. до н. э.);
– 18–20-я династии. Новое царство. Расцвет египетской цивилизации. Создание империи (XVI–XI вв. до н. э.);
– 21-я династия. Переходный период. Упадок Египта (XI–X вв. до н. э.);
– позднее царство. Египет под властью иноземцев, в составе Персидской державы (IV–IV вв. до н. э.).
Древняя Индия. Третьей по времени возникновения считается цивилизация Древней Индии, которая называется Индской, так как она возникла в районе реки Инд. Хронологически древнейшими этапами ее развития считаются хараппская культура с центрами в городах Мохенджо-Даро и Хараппа (2500–1700 гг. до н. э.), ведическая культура (1700–600 гг. до н. э.), название которого произведено от корпуса священных текстов – Вед, и буддийская культура (VI–III вв. до н. э.). Что касается следующих этапов развития культуры Индии, они при сохранении традиций древности, все же относятся скорее к традиционным культурам восточного Средневековья.
Древний Китай. Первое известное по источникам государство – династия Шань-Инь (XVI–XI вв. до н. э.). Древнее государство Чжоу (XI–III вв. до н. э.) появилось тогда, когда народность, известная как чжоусы, покорила Шань-Инь. Чжоусы использовали и развили достижения культуры Инь.
Следующий период (позднее Чжоу) считается классическим в культуре Китая: империя Цинь (221–206 гг. до н. э.) и империя Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.)114. В продолжение этого периода сохраняются и развиваются традиции Древнего Китая, но само это время скорее относится не столько к древней, сколько к традиционной китайской культуре.
Ранние древние цивилизации (шумерская и египетская) по разным причинам прекратили свое существование. Индийская и китайская цивилизации и культуры сформировались в качестве традиционных, донеся многое из духовного наследия древности до современности.
Излагая далее историю повседневности древних цивилизаций, отметим общее для всех четырех вышеназванных. Все названные и некоторые другие древние цивилизации своеобразны, во многом не похожи одна на другую. И все они в плане цивилизационного и культурного развития явно сходны, однотипны, имеют общие черты.
Занятия ирригационным, поливным земледелием требовало объединения усилий многих людей, населявших долину одной реки (или одну местность в лощине гор). Ирригационные устройства обеспечивали полив земельных участков, распределение воды, ее сохранение в засушливые времена (специальные водохранилища). Такие сооружения на больших площадях сложны, требуют постоянного ухода, четкого властного управления. Одна река – одна власть. Развитие ирригационного земледелия предопределило процессы централизации, объединения разрозненных племен и их союзов. Появились центры управления, возникали города. Они становились средоточием управленческих структур, концентрировали богатства, торговлю, ремесло, армию. Сельская местность решала вопросы производства сельскохозяйственных продуктов. Сельские и городские поселения связывались водными и сухопутными путями передвижения.
В древних цивилизациях передвижение ограничивалось в основном своей замкнутой территорией. Одна из общих черт всех древних культур – их относительная замкнутость. В связи с этим наблюдается доминирование вертикали над горизонталью и в устройстве общества, и в мышлении. Можно сказать, что древние культуры – это культуры земледельческие, речные и «вертикальные».
Их месторазвитие – более или менее узкая полоса вдоль великой реки (или в межгорье). Это, а также в отдельных случаях поначалу море или океан ограничивало передвижения по горизонтали. И человеческая мысль устремлялась вверх и вниз.
Все мировоззрение жителей древних цивилизаций космогонично. Весь мир запредельного существования располагался по вертикали. Боги жили в небесном мире. И само небо (как в Древнем Китае) оказывалось божественным. Главное божество в Древнем Египте отождествлялось с солнцем. От неба с дождями и от солнца зависели урожаи. Солнце давало тепло и свет, но могло и сжечь посевы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История культуры повседневности. Учебное пособие"
Книги похожие на "История культуры повседневности. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "История культуры повседневности. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.