» » » » Коллектив авторов - Криминалистические средства и методы собирания доказательств. Учебное пособие для бакалавров


Авторские права

Коллектив авторов - Криминалистические средства и методы собирания доказательств. Учебное пособие для бакалавров

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Криминалистические средства и методы собирания доказательств. Учебное пособие для бакалавров" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Криминалистические средства и методы собирания доказательств. Учебное пособие для бакалавров
Рейтинг:
Название:
Криминалистические средства и методы собирания доказательств. Учебное пособие для бакалавров
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Криминалистические средства и методы собирания доказательств. Учебное пособие для бакалавров"

Описание и краткое содержание "Криминалистические средства и методы собирания доказательств. Учебное пособие для бакалавров" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии с учетом положений действующего законодательства (в первую очередь уголовно-процессуального) изложен материал дисциплин по выбору «Технико-криминалистическое обеспечение собирания доказательств» и «Криминалистические средства и методы установления и изобличения преступника», изучаемых после освоения полного курса криминалистики. С опорой на общетеоретические положения науки описаны современные достижения криминалистической техники и тактики собирания и проверки доказательств по уголовным делам. Нормативные акты используются по состоянию на 1 сентября 2015 г. Пособие подготовлено с учетом действующих в России стандартов в области образования и адресовано студентам-бакалаврам, но также может представлять интерес для аспирантов, преподавателей вузов, сотрудников правоохранительных органов – для всех, кто интересуется проблемами противодействия преступности.






Свидетель иногда дает показания о фактах, известных ему со слов другого лица. Такие свидетельские показания образуют производное доказательство и подлежат оценке на общих основаниях. Но это относится только к тем случаям, когда свидетель может назвать следствию то лицо, которое ему о данном факте сообщило. Иначе такие свидетельские показания не могут рассматриваться в качестве доказательств, например, это относится ко всякого рода слухам.

Успешность допроса свидетеля зависит от умения следователя направить внимание и память допрашиваемого на правильное освещение обстоятельств, известных ему и являющихся существенными по уголовному делу; помочь свидетелю вспомнить и правдиво изложить, возможно, забытые им подробности, правильно сформулировать контрольные вопросы и, в результате этого, получить достоверные свидетельские показания.

Вместе с тем следственная практика знает случаи заведомо ложных показаний, умышленно даваемых свидетелем и потерпевшим. Иногда они возникают на почве враждебных или, наоборот, дружеских отношений с обвиняемым. В связи с этим следователю перед допросом необходимо выяснить характер взаимоотношений указанных лиц. Вместе с тем при выявлении особых отношений между свидетелем и обвиняемым, следователь не должен игнорировать показания такого свидетеля. Он только обязан более внимательно и тщательно проверить правильность показаний этого лица и провести оценку их достоверности.

Задача допрашивающего заключается в том, чтобы выявить, имеется ли у свидетеля или потерпевшего заинтересованность в том, чтобы не говорить правду. Путем детального допроса, последующего анализа и проверки показаний свидетеля или потерпевшего следователь сможет правильно оценить их показания, отличить ложь от правды и разоблачить лжесвидетеля.

Необходимо обратить внимание на то, что запрещается допрашивать в качестве свидетелей лиц, которые не могут быть таковыми вследствие того, что они не в состоянии правильно выполнять эти функции. Для того, чтобы дать показания, лицо должно правильно воспринять факт, правильно его наблюдать, удерживать в своей памяти и впоследствии правильно изложить его в своих показаниях. Поэтому если какой-либо психический дефект (хроническая психическая болезнь, слабоумие и т. п.) не позволяет лицу правильно воспринять и запомнить определенный факт, то оно не в состоянии будет сообщить следователю правильные сведения. Следовательно, такое лицо не может быть допрошено в качестве свидетеля.

Однако необходимо иметь в виду, что наличие того или иного психического недостатка само по себе не всегда исключает возможность допроса такого лица в качестве свидетеля. Некоторые формы психических заболеваний при определенном состоянии больного, а также некоторые степени умственной отсталости не лишают лицо способности, в известных пределах, сообщить правильные сведения о наблюдаемых фактах. Поэтому каждый раз, когда возникает сомнение в способности лица давать правильные показания, должна быть назначена и проведена судебно-психиатрическая экспертиза, после которой следователь решает вопрос о возможности допроса данного лица в качестве свидетеля.

По усмотрению следователя в качестве свидетелей могут быть допрошены и малолетние. Вопрос об их допущении в качестве свидетелей решается в каждом отдельном случае в зависимости от развития психики малолетнего и сложности обстоятельств, для выяснения которых его планируется допросить.

Вообще люди различно воспринимают те или иные явления, участниками или очевидцами которых становятся, не одинаково их запоминают и потом о них рассказывают. Правильность восприятия, включая осмысливание свидетелем или потерпевшим того события, о котором даются показания, зависит от ряда причин: психического и физического состояния, отрезка времени, в течение которого событие происходило и наблюдалось, индивидуальных свойств свидетеля.

Для того чтобы не ошибиться, следователь в необходимых случаях должен тщательным образом в рамках проверки достоверности показаний потерпевшего и свидетеля исследовать указанные обстоятельства. Особенно это относится к потерпевшим, которые, сами того не замечая, склонны в своих показаниях преувеличивать действия обвиняемого, нарушившего их права, размеры и формы пережитой ими опасности. Часто это связано с тем, что потерпевший заинтересован в исходе дела, и это обстоятельство влияет на объективность его показаний

Значительную роль для правильной оценки показаний свидетелей и потерпевших играет время, прошедшее с момента восприятия преступления до момента воспроизводства в показаниях этих лиц. Чем продолжительнее это время, тем больше сглаживаются в памяти воспринятые факты и, соответственно, больше будет в показаниях свидетеля и потерпевшего пропусков, ошибок, вымышленных фактов, которые в действительности не воспринимались. Это объясняется тем, что свидетель, а иногда и потерпевший, узнав за истекшее время ряд подробностей о совершенном преступлении из рассказов других лиц, нередко не в состоянии отделить услышанное от лично воспринятого. Также надо учитывать и то, что в момент восприятия свидетель делает определенное умозаключение из всего виденного или слышанного. Если свидетеля вскоре после этого допросить, то он расскажет обо всем воспринятом, а после в виде вывода изложит свое умозаключение. Если же свидетеля впервые допросить через большой промежуток времени, то, скорее всего, он изложит свое умозаключение как воспринятые им факты. С течением времени все то, что свидетель видел или слышал сам в момент совершения преступления, а также его умозаключение и услышанное от других людей тесно переплетается и сливается в одно целое.

Необходимо также учесть внушаемость свидетелей, усиливающуюся в обстановке допроса в кабинете следователя. Некоторые свидетели вообще считают, что они обязательно должны знать все, о чем их допрашивают. Следователь же должен следить за тем, чтобы не «вложить в уста» свидетеля то, что тому неизвестно, а известно следователю из других материалов дела.

Только тактически верно полученные, а затем проверенные и грамотно оцененные показания свидетелей и потерпевших способствуют признанию их достоверными доказательствам и помогают следователю избежать ошибок в расследовании.

§ 3. Допрос подозреваемого и обвиняемого как источник доказательств

При расследовании уголовного дела важным источником доказательств являются показания подозреваемого и обвиняемого. Но здесь надо отметить, что в процессе возбуждения уголовного дела и дальнейшего расследования преступления подозреваемый и обвиняемый дают не только показания, но и объяснения. В случае сообщения подозреваемым или обвиняемым каких-либо фактов по расследуемому преступлению, например, о своих действиях по отношению к потерпевшему, соучастниках, способе проникновения на место преступления и т. п., то налицо показания указанных лиц. А в случаях, когда подозреваемый и обвиняемый излагают свои соображения и доводы, например, о противоречиях в показаниях свидетелей, то это объяснение по делу.

Поэтому источником доказательств в прямом смысле этого слова являются показания подозреваемого и обвиняемого, в которых они сообщают различные факты о своем участии или неучастии в расследуемом преступлении. При этом следует иметь в виду, что на практике показания и объяснения подозреваемых и обвиняемых так тесно переплетаются между собой, что разделить их достаточно трудно, а порой и невозможно.

Надо отметить, что показания подозреваемого и обвиняемого являются не только источником доказательств, но и средством их защиты от предъявленных обвинений. Давая показания по делу, данные лица могут сообщить о фактах, устанавливающих их невиновность либо смягчающих ответственность. Отсюда вытекают существенные различия между их показаниями и показаниями свидетелей. Свидетель обязан давать показания и несет ответственность за отказ от дачи показаний и за заведомо ложные показания. Обвиняемый же и подозреваемый имеют право давать показания, могут отказаться от дачи показаний. Также допрос свидетеля проводится по усмотрению следователя и зависит от знания допрашиваемым обстоятельств дела. Допрос же обвиняемого и подозреваемого обязателен, если эти лица не отказываются от дачи показаний.

Будучи одним из доказательств, показания обвиняемого, как и другие доказательства, оцениваются на общих основаниях следователем, а впоследствии и судом в совокупности с другими доказательствами. Это относится как к отрицанию вины обвиняемым, так и к ее признанию. Однако является неправильным категорическое недоверие к отрицанию вины и чрезмерное доверие к признанию последней.

Довольно часто обвиняемый отрицает свою вину, чтобы попытаться избежать уголовной ответственности за совершенное преступление. Но возможно и иное: он не признает себя виновным потому, что действительно не причастен к расследуемому деликту. Поэтому такие показания обвиняемого, как лица, заинтересованного в исходе дела, требуют критического отношения и тщательной проверки.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Криминалистические средства и методы собирания доказательств. Учебное пособие для бакалавров"

Книги похожие на "Криминалистические средства и методы собирания доказательств. Учебное пособие для бакалавров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Криминалистические средства и методы собирания доказательств. Учебное пособие для бакалавров"

Отзывы читателей о книге "Криминалистические средства и методы собирания доказательств. Учебное пособие для бакалавров", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.