Татьяна Касьяненко - Корректировка финансовой отчетности предприятия в оценке бизнеса. Монография

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Корректировка финансовой отчетности предприятия в оценке бизнеса. Монография"
Описание и краткое содержание "Корректировка финансовой отчетности предприятия в оценке бизнеса. Монография" читать бесплатно онлайн.
Монография предназначена студентам экономических специальностей, занимающихся изучением проблем оценки собственности (дисциплина «Оценка бизнеса»), слушателям программ переподготовки по специализации «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», готовящимся к профессиональной оценочной деятельности. Она будет полезна и широкому кругу уже практикующих специалистов – менеджерам компаний, инвесторам, сотрудникам кредитных отделов банков, а также, и в первую очередь, оценщикам бизнеса.
Кроме того, с другой стороны, определение ограничивается объектами оценки, для которых «установлена возможность их участия в гражданском обороте», а это сужает список подлежащих оценке объектов, исключая из него многочисленные объекты, относящиеся к нематериальным активам предприятия (например, активы группы гудвилл), которые в принципе не могут самостоятельно участвовать в гражданском обороте.
В действительности объектом оценки является любой объект собственности в совокупности с правами, которыми наделен его владелец. Работы и услуги объектами стоимостной оценки не являются, поскольку представляют собой процессы, а оценке подлежат результаты профессиональных процессов. В отношении же процессов следует оценивать их эффективность.
Таким образом, определение объекта оценки в существующей нормативной базе также требует доработки.
1.1.2. Бизнес как объект собственности и товар
Бизнес – это (1) любой разрешенный законом вид деятельности, приносящий доход или другие выгоды, а также (2) объект собственности в совокупности с правами, которыми наделен его владелец.
Предприятие рассматривается в оценке как его организационно-экономическая структура наряду с понятием фирма, которую следует рассматривать как высшую форму такой структуры, отличающуюся количеством и качеством используемых нематериальных активов.
Как собственность бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми присущими ему свойствами11. Но это товар особого рода. Кроме свойств, присущих ему, как и любому товару (полезность и затратность, поскольку для создания и поддержания этой полезности необходимы определенные затраты), бизнес – это товар инвестиционный, так как:
1) его цель – получение отдачи в будущем;
2) это система, и оцениваться может как вся система в целом, так и отдельные ее элементы, которые могут выделяться и образовывать самостоятельные системы;
3) потребность в бизнесе как товаре зависит от процессов, которые происходят как в самом бизнесе, так и во внешней среде, причем эти процессы взаимосвязаны (нестабильность в обществе приводит бизнес к неустойчивости, а неустойчивость бизнеса ведет к дальнейшему нарастанию нестабильности и в самом обществе). Поэтому процессы развития бизнеса и его оценка регулируются государством.
1.2. Цели и функции оценки бизнеса
Как правило, цель оценки состоит в определении какой-либо оценочной стоимости, информация о величине которой необходима клиенту для принятия конкретного решения. Основной функцией оценки является ее последующее использование или назначение.
Таким образом, в формулировке цели оценки констатируется вид стоимости, которую необходимо оценить, а также (в оценке бизнеса указывается обязательно12) размер (доля) оцениваемого участия, т. е. оцениваемый пакет прав. А формулировка функции оценки — это указание на последующее определяемое заказчиком использование результатов оценки, представленных в отчете об оценке.
Рассмотрим этот вопрос подробнее13, поскольку четкая, грамотная формулировка цели и функций оценки позволяет правильно определить вид оцениваемой стоимости, выбрать нужный метод оценки.
Теоретически цель оценки может устанавливаться с точки зрения оценщика, собственника или третьей стороны, например банка или государственного агентства.
1. Цель оценки для оценщика (это и есть цель оценки) – подготовить заключение о том или ином виде стоимости заказчику, действуя при этом как независимая незаинтересованная сторона для выработки беспристрастного заключения о стоимости оцениваемого объекта.
Таким образом, с точки зрения оценщика существует единственная цель, а именно – установить величину конкретного вида стоимости для клиента.
Тем не менее оценщик должен быть знаком с предполагаемым использованием отчета по оценке, так как должен в своем анализе стоимости применить соответствующие теоретические и практические приемы оценки для получения обоснованного заключения, на выбор которых влияет то, для чего выполняется исследование, т. е. его назначение. Хотя оценщик и может выбирать определенный вид стоимости (например, Рыночную стоимость14, ликвидационную и др.) и применять различные методы исследования, этот выбор должен быть обусловлен знанием того, как отчет по оценке будет использоваться в дальнейшем, для чего собственнику нужно знать стоимость своих активов.
2. Цель оценки для заказчика. Прежде чем любая оценка приобретает смысл с точки зрения ее содержания или значения результата, она должна иметь причину для выполнения. Цель, которую преследует заказчик, очень важна для определения содержательной части отчета, ограничивающих условий или любых других параметров, содействующих проведению адекватного анализа стоимости. Основная причина, побуждающая клиента заказать выполнение отчета об оценке, – это удовлетворение деловых или личных потребностей собственника в оценке стоимости активов в соответствии с целями предполагаемого использования. Поэтому потребность собственника в достижении определенной цели создает истинную и легитимную цель для выполнения оценки.
Таким образом, цель оценки для заказчика – это декларация о предназначении выполняемого отчета по оценке. Одновременно эта цель является функцией оценки.
Полный перечень всех причин, для чего необходима оценка компаний закрытого типа, достаточно велик. Однако рассмотреть некоторые из них, наиболее часто встречающиеся, чрезвычайно полезно для оценщика.
Целями оценки для заказчика согласно сложившейся международной практике оценочной деятельности являются:
• продажа или покупка компании;
• распределение (аллокация) покупной цены;
• определение стоимости пакета акций при купле-продаже акций предприятия на фондовом рынке;
• продажа долевого интереса (части активов). Определение стоимости долей акционерного капитала;
• отчуждение частной собственности государством;
• разработка стратегических планов развития предприятия (в процессе планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа);
• принятие обоснованных финансовых решений (финансовое планирование /менеджмент);
• повышение эффективности текущего управления предприятием, фирмой;
• кредитование, определение кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании (оценка требуется в силу того, что величина стоимости активов по бухгалтерской отчетности может резко отличаться от их Рыночной стоимости);
• ликвидация предприятия (банкротство);
• определение страховой стоимости (страхование);
• урегулирование суммы страховой выплаты (по факту уже произошедшего страхового случая);
• налогообложение по стоимости (адвалорное);
• налогообложение при дарении или наследовании;
• осуществление инвестиционного проекта;
• финансирование проектов (оценка затрат);
• реструктуризация предприятий (слияние, поглощение (присоединение) либо выделение самостоятельных предприятий из состава холдинга предполагает проведение его рыночной оценки, так как необходимо определить цену покупки или выкупа акций, коэффициент конвертации, величину премии, выплачиваемой акционерам поглощаемой фирмы);
• определение стоимости вклада в уставный капитал;
• выпуск акций и эмиссия новых акций;
• приватизация и продажа приватизируемых предприятий;
• реализация избыточных активов;
• раздел имущества (расторжение партнерства);
• судопроизводство (запросы суда, прокуратуры).
Важно отметить, что иногда у собственника (заказчика оценки) может быть несколько причин для проведения оценки. Например, собственник хочет определить страховую стоимость15 некоторого имущества для оформления страховки от пожара и ликвидационную стоимость для получения кредита в банке с целью пополнения оборотного капитала. Такая ситуация весьма характерна для производственной сферы. В этом случае оценщик имеет дело с различными видами стоимости, и оценка называется многоцелевой.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Корректировка финансовой отчетности предприятия в оценке бизнеса. Монография"
Книги похожие на "Корректировка финансовой отчетности предприятия в оценке бизнеса. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Татьяна Касьяненко - Корректировка финансовой отчетности предприятия в оценке бизнеса. Монография"
Отзывы читателей о книге "Корректировка финансовой отчетности предприятия в оценке бизнеса. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.