» » » » Вячеслав Звягинцев - Дело Иисуса: беззаконие по закону?


Авторские права

Вячеслав Звягинцев - Дело Иисуса: беззаконие по закону?

Здесь можно купить и скачать "Вячеслав Звягинцев - Дело Иисуса: беззаконие по закону?" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Альтернативная история, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Дело Иисуса: беззаконие по закону?
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Дело Иисуса: беззаконие по закону?"

Описание и краткое содержание "Дело Иисуса: беззаконие по закону?" читать бесплатно онлайн.



Многих интересует: почему осудили Иисуса? Но есть еще один вопрос, вытекающий из первого: по какому закону Его могли обвинять и судить? По ветхозаветному закону? По уголовному кодексу саддукеев? По устному закону фарисеев? При этом зачастую ставят под сомнение как законность приговора, так и достоверность суда, ссылаясь на многочисленные нарушения закона. Между тем, это могли быть не нарушения закона, а применение чрезвычайного закона (исключения из общих правил судопроизводства).






Между тем, в Торе не содержалось систематизированной и развернутой системы законоположений, характеризовавших идолопоклонство и богохульство. В законах Моисея не установлено строго определенного перечня конкретных правовых норм, указывавших на признаки этих преступлений. Обратившись к Закону, можно увидеть, что под страхом смерти запрещалось поклоняться иным богам, создавать кумиров, воздвигать идолов («богов литых»), делать изображения того, что на небе и того, что на земле и в воде, т.е. живой или неодушевленной твари (Исх. 20:3—6, 34:17; Лев. 26:1; Втор. 5:8); прибегать к демонам (Лев. 19: 26; Втор. 18:9—11); произносить имя Бога всуе (Исх. 20:7; Втор. 5:11), а также клясться именем Божиим, бесчестить, злословить и хулить Его (Лев. 19:12; 24:15—16).

Опираясь на эти нормы, законоучители неоднократно расширяли перечень конкретных правонарушений, которые могли, по их мнению, рассматриваться как идолопоклонство и богохульство. А. Гумеров, подробно осветивший этот вопрос в книге «Суд над Иисусом Христом», писал, что «еврейское право было не просто кодексом статей, запрещающих и наказывающих, но единой системой заповедей, предписаний и наказаний, охватывающих все стороны жизни». А из этого вытекало, что в принципе нарушение любой из заповедей Пятикнижия (раввины, начиная с таннаев, насчитали их 613) при определенных обстоятельствах и соответствующем желании можно было интерпретировать как богохульство.

Правовые нормы книги Второзаконие (Дварим), помимо простого иудея, поклонявшегося идолам (Двар. 17:2—6), выделяли еще три вида идолопоклонников: лжепророков-идолопоклонников (Двар. 13:2—6), обольстителей или подстрекателей к идолопоклонству (Двар. 13:7—12) и совратителей города (Двар. 13:13—16).

Последние три категории идолопоклонников объединял один общий признак. Эти лица, по мнению законодателя, не только сами сбились с пути, но и других призывали или подстрекали к служению иным богам. Именно этим обстоятельством объяснялась их особая опасность для иудейского общества. К таким лицам применимы (в той или иной степени) многочисленные термины, которые позже стали употреблять в Мишне, Талмуде и обширной раввинистической литературе: еретики, безбожники, зачинщики, неверующие, соблазнители, совратители и обольстители, которых, в свою очередь, начали подразделять на подстрекателей (медиахов) и искусителей (меситов)67.

Все эти термины не имели до проведенной Маймонидом кодификации четких критериев разграничения, обозначая разного рода отступников от иудейской веры. Пытаясь их классифицировать, Маймонид в Законах об идолопоклонстве прямо связал вероотступников, отрицавших Тору, с идолопоклонниками, сформулировав правило о том, что запрет идолопоклонства «равносилен всем остальным законам Торы, вместе взятым»68. Кроме того, Маймонид официально закрепил в своем кодексе действовавшее на практике с древнейших времен правило, отождествлявшее идолопоклонников из числа иудеев с богохульниками.

В этой связи заметим, что в древнееврейском праве запрет на идолопоклонство распространялся не только на иудеев. Согласно еврейской традиции этот запрет основывался на одной из семи заповедей потомков Ноя, распространявшихся на всех людей69. То есть, в правовых нормах выделялись два вида идолопоклонников:

– язычники-иноверцы;

– иудеи, которые поклонялись иным богам, изменяя отеческой вере.

Последних, как раз и стали приравнивать к богохульникам. И именно в отношении таких лиц фарисеями была разработана особая процедура судебного разбирательства, которую у нас есть все основания отнести к области чрезвычайного права. Уяснить это важно, приступая к анализу правовых норм, на основании которых синедрион осудил Иисуса.

М. Пальмов писал: «Идолопоклонники всех родов неизвинительны. Но в особенности неизвинительны идолопоклонники среди евреев, находившихся под руководством Самого Бога»70. Идолопоклонники из своей среды причислялись к рангу богохульников как бы автоматически. В те годы это была аксиома, не требовавшая разъяснений. Идолопоклонник, как предписывала Тора, это тот, кто «сбивает тебя с пути», призывает «служить богам другим» и намерен «оттолкнуть тебя от Всевышнего». Богохульник – тот, кто хулит или отрицает истинного Бога, сбивая опять же таким образом иудеев с пути и отталкивая их от Всевышнего. В любом случае и тот, и другой – отрицатель Торы, а значит, вольнодумец, обольститель, соблазнитель, искуситель или подстрекатель против истинной религии.

Чтобы понять, насколько к этому времени изменилось правосознание законоучителей (по сравнению с Моисеевым временем), достаточно напомнить, что богохульство как состав преступления в Девтерономическом кодексе (и вообще в книге Дварим/Второзаконие) прямо не упоминается. Лишь в книге Левит можно найти правовые нормы, запрещавшие бесчестить имя Бога (Лев. 19:12), «злословить Бога» и хулить его имя (Лев. 24:15—16).

Самые, пожалуй, подробные толкования об идолопоклонниках и богохульниках даны Маймонидом. В XII веке он провел кодификацию иудейского права, завершившуюся написанием четырнадцати книг. И в первой же из них, именуемой книгой «Знание», Маймонид сгруппировал все «Законы об идолопоклонстве и нееврейских обычаях», где четко прописал законоположения о тождественности идолопоклонников и богохульников. Маймонид однозначно поставил знак равенства между этими преступлениями, причислив, заодно, к числу идолопоклонников и всех христиан («Христиане являются идолопоклонниками», пункт 9:4). Более того, Маймонид изложил причины, по которым таких преступников с давних времен судили в особом порядке (то есть на основании норм чрезвычайного права), что собственно и составляет предмет нашего исследования.

То, что идолопоклонство является наиболее широким по охвату различных деяний составом преступления, включавшим и богохульство, осознавали не только иудейские законоучители, но и христианские богословы. Тертуллиан, например, писал: «Идолопоклонство – главное преступление рода человеческого, наивысшее прегрешение мира, единственная причина Страшного Суда. Ибо всякое иное преступление может быть отнесено к особой разновидности и подлежит суду под своим именем, в случае же идолопоклонства совершаются все преступления одновременно»71. Маймонид в Главе 2 Законов об идолопоклонстве лишь подтвердил этот вывод (пункт 2:7). А в пункте 2:10 сделал следующее разъяснение: «Тот, кто служит идолам – как будто произносит богохульство, как сказано: „Человек, который сделает [это] без стеснения – из граждан или из пришельцев – Господа он хулит“ (Бемидбар, 15:30). Поэтому вешают труп идолопоклонника после казни, как это делают и с богохульником; и обоих казнят побиением камнями. Вследствие этого я поместил законы о богохульнике в раздел об идолопоклонстве, ведь и те, и другие отрицают основы»72. Здесь Маймонид имеет в виду основы иудейской религии, основы Торы.

В отношении таких лиц и был разработан особый порядок привлечения к судебной ответственности, который можно назвать экстраординарным или чрезвычайным.

Весь вопрос в том – когда это было сделано? Поиском ответа на этот непростой вопрос атор и предлагает заняться.

Для начала попытаемся вычленить из упомянутых библейских тестов, изложенных в книге Дварим/Второзаконие, те правовые нормы, которые носили процессуальный характер (описывали процедуру расследования, суда и исполнения приговора).

Закон предписывал:

– не проявлять снисходительности к идолопоклоннику (не слушать его, не щадить, не жалеть, не покрывать) и подвергнуть его казни первым (Двар. 13:9—10)73;

– тщательно проводить дознание (расследовать и расспросить хорошо) среди жителей города, совращенного в идолопоклонство (Двар. 13:15—16);

– тщательно проводить дознание в отношении лица, подозреваемого в обольщении (меситизме), и в случае, если факт совершения преступления подтвердится в суде (по словам двух или трех свидетелей), – казнить его у ворот путем побиения камнями (Двар. 17:4—6).

Вот собственно и все. Анализ этих процессуальных норм не дает исследователю оснований для выдвижения версии об особом (упрощенном, чрезвычайном и др.) порядке рассмотрения дел этой категории. Иная картина открывается в Устной Торе. На этом огромном правовом поле взращено более 60 трактатов. И во многих из них можно найти правовые нормы, детально регламентировавшие (прямо или косвенно) вопросы, которые относились к идолопоклонству (= богохульству) и особой процедуре суда над ними. Есть и специальный трактат, посвященный этому вопросу – Авода Зара.

А теперь, двигаясь дальше, попробуем разобраться: когда и почему были заложены основы для создания чрезвычайного законодательства?

Глава 6. У истоков устного закона

Каковы же причины и условия для возникновения чрезвычайного законодательства?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Дело Иисуса: беззаконие по закону?"

Книги похожие на "Дело Иисуса: беззаконие по закону?" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Звягинцев

Вячеслав Звягинцев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Звягинцев - Дело Иисуса: беззаконие по закону?"

Отзывы читателей о книге "Дело Иисуса: беззаконие по закону?", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.