Лев Волохонский - По понятиям. Происхождение современной общественной морали
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "По понятиям. Происхождение современной общественной морали"
Описание и краткое содержание "По понятиям. Происхождение современной общественной морали" читать бесплатно онлайн.
История возникновения и развития преступного мира от отмены крепостного права в 1861 г. до наших дней. Что такое «воровской закон» и нормы, им установленные. Смысл и функции «понятий» в общественном сознании сегодня. «Общество, за неимением иных ценностей, учится жить «по понятиям». Книга впервые публикуется под изначальным авторским названием без издательских сокращений. В книге представлены нигде ранее не публиковавшиеся фотоматериалы из личного дела легендарного вора в законе Васи Бриллианта.
По понятиям
Происхождение современной общественной морали
Лев Волохонский
Только под утро он разделся и уснул, и вот
во сне явился к нему маленького роста кошмар
в брюках в крупную клетку и глумливо сказал:
Голым профилем на ежа не сядешь!..
Святая Русь страна деревянная, нищая и …опасная, а
русскому человеку честь только лишнее бремя.
– Ах, ты! – вскричал во сне Турбин, – г-гадина, да
я тебя. – Турбин во сне полез в ящик стола
доставать браунинг, сонный, достал, хотел выстрелить в кошмар, погнался за ним, и кошмар пропал.
М. Булгаков «Белая гвардия»
© Лев Волохонский, 2016
© М. Волохонская, дизайн обложки, 2016
© М. Волохонская, иллюстрации, 2016
Редактор О. Корзинина
Редактор Л. Морган
ISBN 978-5-4483-0983-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Зоновские понятия и этические ценности посткоммунистического общества
…институциональная структура тюремного
сообщества конгруэнтна институциональной
структуре общества советского типа…
А. Н. Олейник «Тюремная субкультура»
Сегодня, когда хотят кого-нибудь напугать, говорят: «Ну ладно, не хочешь по человечески, по понятиям – давай по закону».
К настоящему моменту завершается процесс конвергенции этических ценностей преступного мира и остальной части российского населения. Общество, за неимением иных ценностей, учится жить «по понятиям».
Понятия, в свою очередь, трансформируются в нечто новое. Собственно говоря, сами понятия – компромиссный вариант воровского закона, возникший после сучьих войн и изоляции носителей воровской идеи.
Трансформация закона в понятия, а понятий в общественную мораль чётко прослеживается в мифах, фольклоре, сленге, литературе, документах, прессе и памяти людей, в течение жизни которых эта трансформация произошла.
Преступный мир России до 1917 года очень сильно отличался от того, что мы привыкли сейчас под этим подразумевать.
Революция и гражданская война не только в корне изменила жизнь всего населения Российской Империи, но и создала благоприятную ситуацию для расцвета нового криминального сообщества. При полном бардаке в стране временами возникает неустойчивое единство большевиков и преступного мира на основе идеи «отнять и поделить». Но по мере того, как большевики становятся властью, революционная мораль входит в противоречие с преступной.
К 1921 году коммунисты полностью захватили власть в стране. И с этого момента идеи власти и преступного мира начали окончательно расходиться. Вначале власть считала преступников социально близкими и рассчитывала на их участие в построении коммунизма, потом начала сажать, надеясь на исправление трудом. Беломорканал, Волгоканал и другие стройки века предполагали их «перековку». Преступный мир не только «не перековался», но и выработал свою систему ценностей.
Постепенно революционная мораль становится государственной и входит в непримиримое противоречие с воровским законом. Миф о Павлике Морозове, заложившем родного отца и всю семью, несовместим с мифом о Маттео Фальконе, где отец убивает любимого сына за то, что он выдал бандита жандармам.
Примерно с 1937 года государство становится полностью тоталитарным и входит в жесткую конфронтацию с преступным миром.
Революционная мораль власти полностью становится тоталитарной, общественная мораль исчезает вместе с обществом, сохраняемые немногими христианские ценности становятся сугубо индивидуальными, а воровской закон ужесточается и из асоциального становится антигосударственным.
В стране остается всего 2 системы ценностей: тоталитаризм и воровской закон.
Начавшаяся война нарушила устоявшуюся систему и на воле, и в ГУЛаге. В силу военной целесообразности государство идёт на идейные уступки, допуская религию, патриотизм и всё, что может способствовать единению ради победы. Возникает некое разномыслие и некие зачатки общественной морали. В начале войны достаточно много зэков, кого принудительно, кого добровольно, отправляют в штрафные батальоны защищать родину.
ЗК из штрафбатов попадают в обычные войска, а законопослушные граждане в штрафбаты. С той и другой стороны происходит некоторое размывание моральных ценностей. Солдаты становятся слегка приблатнёнными, а ЗК малость ссученными. (Сам по себе факт ношения военной формы уже был грубым нарушением воровского закона). Воровской закон законсервирован исключительно в лагерях. Победа 45-го года повлекла за собой не только огромное новое пополнение лагерей, но и возвращение прошедших войну зэков. Вернувшиеся с войны урки хотели либерализации воровского закона, так как сами серьезно его нарушили. Сначала на Колыме, а потом и по всему ГУЛАГу к 1947 году вспыхнула так называемая сучья война, которая в глобальном масштабе закончилась примерно к 1953 году. И примерно с этого времени начались попытки к изоляции носителей воровской идеи.
Смерть Сталина повлекла за собой амнистию, хрущёвскую «оттепель» и, одновременно, усиление давления на воров, которых осталось уже не так много. В сложившейся ситуации жесткий воровской закон постепенно стал заменяться зоновскими понятиями, которые уже распространялись на всех порядочных заключенных. В то же самое время амнистированные и освободившиеся ЗК непроизвольно внедряют тюремные понятия во все слои общества.
В последовавший затем так называемый застойный период происходит постепенное исчезновение тоталитарной морали, притом, что тоталитарное государство сохраняется. В итоге у законопослушных граждан нет никакой общественной морали, а у преступного мира сохраняются понятия.
В 1986 году начинается перестройка. Появляются кооперативы и одновременно с ними рэкет. Воровские понятия опять претерпевают изменения в связи с совершенно новой ситуацией в стране.
Происходит становление т.н. «организованных преступных группировок» и превращение их в легальные и полулегальные структуры.
Понятия распространяются во всех слоях возникающего общества и в то же время меняются в сторону их либерализации. В настоящий момент они полностью утратили антигосударственный характер.
Христианские ценности ещё не имеют достаточного распространения, чтобы стать общественными, но среди людей, живущих по понятиям, становится всё больше верующих. В перспективе из такого симбиоза может сложиться новая общественная мораль.
I. Предыстория
Для какого бы то ни было взаимодействия людям нужны нормы, правила, законы и т. п.
Государство стремится отрегулировать отношения между людьми, устанавливая законы.
В любом государстве, при любых законах есть люди, профессионально их нарушающие, живущие за счёт их нарушения.
Эти люди (преступники) для более или менее успешного функционирования тоже нуждаются в каких-то нормах и правилах, даже если род их деятельности сугубо индивидуален (классический пример – сухарёвская конвенция детей лейтенанта Шмидта), не говоря о мало-мальски организованной преступности.
Если предположить, что в Москве всего один человек ворует в трамваях, то никакого вопроса о нормах и правилах не возникает.
Если таких двое, и они пересеклись, то им уже есть о чём поговорить.
Если карманников столько же, сколько трамвайных маршрутов, и они хотят работать эффективно, им просто не избежать какого-то общественного договора, как минимум, конвенции о разделе сфер влияния.
Если же их станет больше, чем маршрутов, придётся устанавливать правила и нормы.
Соответственно, чем выше их концентрация, чем больше контактов друг с другом, тем больше потребуется правил и норм.
Добавим к этому периодическое попадание в места лишения свободы, где в регулировании нуждается не только профессиональная деятельность, но и все остальные аспекты жизни.
То же можно сказать не только о законах преступного мира, но и о законах вообще.
При освоении американского Дикого Запада самым первым, просторно жившим поселенцам, законы были ни к чему. По мере увеличения плотности населения появились суды Линча, затем шерифы и прочие элементы правового государства. Сегодня американцы жалуются, что у них юристов больше, чем людей, а в США ежегодно принимаются десятки тысяч нормативных актов, регулирующих самые ничтожные проявления человеческой активности и тем самым тормозящие любое живое дело.
Очевидно, существует некая критическая масса норм и правил, некое их количество, после увеличения которого они уже не повышают, а понижают эффективность взаимодействия людей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "По понятиям. Происхождение современной общественной морали"
Книги похожие на "По понятиям. Происхождение современной общественной морали" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лев Волохонский - По понятиям. Происхождение современной общественной морали"
Отзывы читателей о книге "По понятиям. Происхождение современной общественной морали", комментарии и мнения людей о произведении.