Лев Волохонский - По понятиям. Происхождение современной общественной морали
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "По понятиям. Происхождение современной общественной морали"
Описание и краткое содержание "По понятиям. Происхождение современной общественной морали" читать бесплатно онлайн.
История возникновения и развития преступного мира от отмены крепостного права в 1861 г. до наших дней. Что такое «воровской закон» и нормы, им установленные. Смысл и функции «понятий» в общественном сознании сегодня. «Общество, за неимением иных ценностей, учится жить «по понятиям». Книга впервые публикуется под изначальным авторским названием без издательских сокращений. В книге представлены нигде ранее не публиковавшиеся фотоматериалы из личного дела легендарного вора в законе Васи Бриллианта.
Во время экстремальных ситуаций (эпидемии, вспышки терроризма, войны и т.п.) большинство нормативных актов отбрасывается, и вводятся чрезвычайные положения и тому подобное. Законы «военного времени» немногочисленны, жестки и, более-менее, строго исполняются.
Можно сказать, что чем сильнее угроза для существования государства, тем больше оно ужесточает законы и нормы.
Получается, что если есть какая-нибудь, сколь угодно большая (государство), или сколь угодно малая (семья) референтная группа (некая общность людей с общими ценностями и интересами, по тем или иным причинам вынужденных считаться друг с другом) количество, качество и исполняемость норм, правил и законов напрямую зависит от концентрации членов сообщества в пространстве, интенсивности контактов между ними, а также внешней и внутренней стабильности.
Законы и общественная мораль преступного мира отличаются от государственных лишь тем, что устанавливают справедливость лишь для своих. К примеру, украсть в трамвае бумажник – честный способ зарабатывать на жизнь, а взять на зоне без спросу пару сигарет – жестоко наказуемый проступок (крысятничество). Принцип тут во все времена и у всех народов один: «фраера1 — законная добыча, а барыги2 нам должны по жизни».
У преступного мира никогда нет внешней стабильности, он почти всегда находится в более или менее интенсивной войне с государством и обществом. Соответственно, тут больше нужда в стабильности внутренней и, стало быть, в разумности и исполняемости правил, законов и норм.
В истории есть примеры образования чисто криминальных анклавов (пиратские государства, запорожская Сечь и т.п.), в которых, соответственно, возникали достаточно развитые системы норм, правил и законов.
Из монографии Ф. Архенгольца «История морских разбойников Средиземного моря и Океана»:
«…Они знали, что, не скрепив своих взаимных отношений условиями, не могут надеяться на верную добычу и разгульную жизнь. Следствием этого было Уложение, которое каждый клятвенно обязывался исполнять, подписываясь за незнанием грамоты крестом.
Уложение это составляло небольшое собрание законов, которое с незначительными отступлениями, было принято всеми отдельными отрядами флибустьеров и даже в начале ХVIII столетия, после совершенного прекращения общества их, сохранялось отдельными морскими разбойниками, грабившими на морях в отдалённых частях света.
Некоторые статьи этого Уложения весьма замечательны. Во главе их стоял закон о равенстве и сопряженных с ним правах, которые заключались в следующем: каждый береговой брат в важных случаях мог подавать свой голос, имел равное со всеми право на захваченные свежие съестные припасы и крепкие напитки и мог распоряжаться ими по своему усмотрению.
Для избежания ревности и ссор на кораблях не позволялось держать ни женщин, ни мальчиков. Тот, кто осмеливался привезти на корабль переодетую девушку, предавался смерти.
Смерти предавались за бегство с корабля и за оставление своего места в сражении.
Воровство наказывалось очень строго. Иные отряды увеличивали, другие уменьшали степень наказания за него. Французы оказывались особенно строгими. Обворовавшему товарища вырывали ноздри и уши и потом высаживали на твёрдую землю в таком месте, где ему нельзя было ожидать хорошей участи. Если же кто коснулся имущества общественного и цена украденного составляла пиастр, то его «маронировали», т.е. высаживали на берег необитаемого мыса или острова, дав ему ружьё, немного свинца, бутылку пороха и бутылку воды.
В случае сомнения обвиняемые присягали на Библии или распятии. Меньшие преступления наказывались телесно.
По обстоятельствам составлялись отдельные, частные законы. Так, в иное время насилование, пьянство, неповиновение предводителю, самовольная отлучка от поста наказывались, вдали от неприятеля, лишением участия в добыче, вблизи его — смертью.
Дуэли на кораблях также были запрещены. В случае ссор разделка за них откладывалась до прибытия в гавань: тогда противники, съехав на берег, разделывались в присутствии одного из офицеров на пистолетах и саблях. Сперва стреляли из пистолетов и в случае промаха рубились саблями; первая рана показывала виновного и оканчивала дуэль.
Каждый был обязан содержать в лучшем состоянии ружьё, пистолеты и саблю. Эта обязанность скоро превратилась в роскошь. Флибустьеры старались перещеголять друг друга красотою и богатством оружия и часто за пару пистолетов платили двести и триста пиастров серебром.
Огонь, по закону, должно было тушить на кораблях в 8 часов. Другой закон запрещал играть в кости или карты на деньги; но эти постановления соблюдались очень редко.
В отношении раздела добычи каждый отряд устанавливал свои особенные законы. Каждый флибустьер письменно уславливался со своим начальником повиноваться ему, лишаясь в случае неповиновения своей части добычи, и должен был формально присягнуть в том.
Начальнику, который обычно давал свои деньги на сооружение экспедиции и получал их обратно из добычи, также всем чиновникам, хирургу, корабельным мастерам и прочим назначалось определённое жалованье; изувеченному, кроме законной части в добыче, давали ещё: за потерю правой руки 600 испанских талеров, или 6 невольников; за потерю левой руки или правой ноги 400, а за потерю глаза или пальца 100 талеров или одного невольника. Все эти вознаграждения так же, как и другие расходы, выплачивались прежде раздела добычи. Капитан получал 6 долей, другие корабельные офицеры 3, иные только две, а нижние чины одну долю.
При таком правильном разделе добычи назначались и особые награды за разные отличия. Тот, кому удавалось сорвать неприятельский флаг, кроме доли, получал пятьдесят пиастров. За привод пленника в критическом положении, когда не имели сведений о силах и намерениях неприятеля, давали сто пиастров. За каждую гранату, брошенную во время приступа за вал и стену, платили пять пиастров и т. д.
Все флибустьеры обязывались не скрывать ничего из добычи, что превзошло бы ценность пяти пиастров. Тот, кто нарушал эту клятву, немедленно исключался из общества.
При выступлении в поход каждый участвующий в нем должен был являться по первому зову и принести с собой известное количество пороха и свинца…
…Особенно замечательна одна черта этих разбойников: они молились усердно и никогда не садились за стол без молитвы. Так же точно молились они всегда перед началом битвы, прося у Бога победы и хорошей добычи».
Пиратские законы функциональны, Уложение полностью регламентирует их жизнь и деятельность: общие принципы, права и обязанности, конкретные правила поведения, страхование, премии и т. д. Ничего лишнего. Необходимое и достаточное.
Не менее сильная нормативная база образуется тогда и там, когда и где возникает организованный преступный мир (Сицилийская мафия, французские апаши и т.д.).
Если с государством у преступного мира постоянная война, то с обществом отношения складываются по-разному, вплоть до симпатии и даже поддержки.
В фольклоре большинства народов представители государства, как правило, герои отрицательные, а всякого рода разбойники – положительные. Борьба благородных разбойников с грязными ментами – весьма распространенный сюжет народного творчества. Наиболее яркий тому пример – Робин Гуд и шериф из Нотингема.
Не остались в стороне от этой темы и классики мировой литературы всех времен и народов (Шиллер, Пушкин, Байрон, Мериме, Гюго, Вальтер Скотт и многие другие), у которых, по мнению искренне возмущённого этим обстоятельством советского писателя Шаламова, «была воровская жилка».
«…Художественная литература окружила мир воров романтическим ореолом, соблазнившись дешевой мишурой… По прихоти истории наиболее экспансивные проповедники совести и чести, вроде, например, Виктора Гюго, отдали немало сил для восхваления уголовного мира… Можно сказать, что художественная литература вместо того, чтобы заклеймить уголовщину, сделала обратное: подготовила почву для расцвета ядовитых ростков в неопытной и неискушенной душе молодёжи».
Варлам Шаламов «Очерки преступного мира», «ГРИФОН-2000».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "По понятиям. Происхождение современной общественной морали"
Книги похожие на "По понятиям. Происхождение современной общественной морали" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лев Волохонский - По понятиям. Происхождение современной общественной морали"
Отзывы читателей о книге "По понятиям. Происхождение современной общественной морали", комментарии и мнения людей о произведении.