» » » Евгений Бабосов - Человекомерность социальных систем


Авторские права

Евгений Бабосов - Человекомерность социальных систем

Здесь можно купить и скачать "Евгений Бабосов - Человекомерность социальных систем" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Социология, издательство ЛитагентБелорусская наука23f2ec98-e1c1-11e3-8a90-0025905a069a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Бабосов - Человекомерность социальных систем
Рейтинг:
Название:
Человекомерность социальных систем
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-985-08-1925-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Человекомерность социальных систем"

Описание и краткое содержание "Человекомерность социальных систем" читать бесплатно онлайн.



В книге раскрываются сущность, принципы и способы осуществления парадигмы человекомерности в различных социальных системах. Подчеркивается, что исходным началом социодинамики всех разнокачественных и разномасштабных социальных систем служит уникальная система личности, ее идентификация в различных социально-системных феноменах. Фокусируется внимание на примате человекомерности в системах образования, науки, культуры, в демографической, политической, экономической, управленческой, информационно-коммуникативной, инновационной, религиозной и духовно-нравственной системах.

Книга предназначена для научных работников и преподавателей вузов, аспирантов, студентов и всех, кто интересуется этой темой.






Еще одна существенная особенность альтруизма заключается в его прямой ценностной соотнесенности с духовностью, которая органично взаимосвязана с восприятием высших духовных ценностей, каковыми являются идеал, добро, смысл жизни, любовь. Исходя из этого выдающийся представитель философии жизни, протестантский теолог и врач Альберт Швейцер писал: «Единственная возможность придать своему бытию какой-либо смысл состоит в том, чтобы поднять свое естественное отношение к миру до уровня духовного»[66].

Важным фактором, побуждающим людей совершать альтруистические поступки, является эмпатия. Она представляет собой чувствование, постижение эмоционального состояния другого человека доброжелательным сопереживанием. Различают несколько ее видов: эмоциональное, интеллектуальное (когнитивное) и предикативное – предсказывающее переживание другого человека, его аффективное действие в определенных ситуациях. Сущностное ядро эмпатии образует чувственно-эмоциональная отзывчивость личности на негативные и положительные переживания и эмоции другого человека, выражающиеся в формах сочувствия, сопереживания, сорадости, альтруистически ориентированного отношения к другим людям, связанного с мотивами оказания им поддержки и помощи.

Альтруизм тесно связан с чувствительностью справедливости, имеющей фундаментальное значение для этической теории, политической философии и социологии. Справедливость концептуализируется как общая социально-нравственная санкция социального взаимодействия людей, рассматриваемая преимущественно под углом зрения сходящихся и сталкивающихся между собой интересов, стремлений, обязанностей. Нормальным основанием справедливости выступает знаменитое «золотое правило нравственности», гласящее «(Не) поступай по отношению к другим людям так, как ты (не) хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе». В реальном своем воплощении справедливость предстает как равенство и достоинство всех людей быть благополучными и счастливыми, обладая для этого необходимыми материальными и духовными благами. Она направлена на запрещение какого бы то ни было ущемления интересов других людей и претворение в жизнь обязанности воздавать всем по их заслугам.

В своем реальном осуществлении альтруизм неотделим от стремления человека осуществлять во взаимодействии с другими людьми принцип добра как высшей ценности, побуждающей личность в отношение к другим индивидам и их сообществам делать для них все положительное, хорошее, полезное, проявлять к ним доброту, терпимость, справедливость, а в некоторых случаях и сострадание. Причем – и это очень важно – делание добра осуществляется бескорыстно, без каких-либо расчетов на вознаграждение, как практическая реализация альтруистических побуждений.

Принцип добра в социальном взаимодействии людей реализуется в такой фундаментальной ценности как добродетель. Она выражается в качестве деятельностного добра, в стремлении, способности и готовности личности совершать поступки, благотворные для другого человека или социальной группы.

Добродетель множеством взаимодействий связана с осуществлением милосердия. Оно предстает в качестве нравственной нормы и ценности, которая воплощается в сострадательной деятельности в готовности помогать любому нуждающемуся человеку. Одной из существенных форм милосердия является благотворительность, воплощающаяся в оказании отельными лицами и организациями (предприятиями, фирмами, фондами, религиозными сообществами) материальной помощи бедным и нуждающимся, уровень жизни которых находится ниже прожиточного минимума.

Милосердие органично связано с различными проявлениями любви. В своей глубочайшей сущности любовь – это одна из высших ценностей, выражающаяся в эмоционально насыщенном отношении к кому или чему-либо, в гармоничном общении и взаимодействии с ним. Она захватывает индивида целиком, делает его Я значимым для другого индивида, который для первого из них также становится ценностно-значимым.

Крупнейший русский философ конца XIX века Владимир Сергеевич Соловьев с глубочайшим убеждением утверждал: «Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас действительно всем существом признать за другим безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей жизни»[67].

В своей подлинной и глубочайшей сущности любовь – это не только сильное чувство, но и действенная и деятельная субстанция. По словам выдающегося русского философа Николая Александровича Бердяева, «любовь – акт творческий, созидающий иную жизнь…, преодолевающий… природную необходимость. В любви утверждается личность, единственная, неповторимая… Творчество любви не знает послушания ничьей воли, оно абсолютно дерзновенно»[68]. Конкретизируя данное утверждение, он продолжает: «Любовь есть путь к раскрытию тайны лица. Любящий знает о лице любимого то, чего весь мир не знает, и любящий всегда более прав, чем весь мир»[69].

Таким образом, любовь выступает как созидательная и творческая сила, как возвышающее человека воплощение альтруизма, как доброжелательная забота о любимом человеке, ответственное отношение к его чувствам и поступкам, стремление последовательно преодолевать эгоистическое себялюбие. Искренне и верно любящий человек стремится уделить своему любимому больше внимания, доставить больше удовольствия и радости, чем самому себе.

Наряду с индивидуализированным видом любви к человеку другого пола существуют и более обобщенные формы любви – к своей профессии, к определенному писателю, театру, футбольной команде и т. п. Одной из самых важных в общественном развитии является любовь к своей Отчизне, родной стране, воплощающаяся в глубоком и возвышающем человека чувстве патриотизма. Он представляет собой ценностное отношение человека к своему народу, государству и отечеству, воплощающееся в сложном комплексе идей, чувств и практических действий, направленных на благо своей Родины.

Подводя итог всему изложенному, подчеркнем, что альтруизм чаще всего сопрягается с самоотверженностью, готовностью жертвовать своими интересами ради других людей, ради общего блага, а в некоторых случаях с конкретными поступками человека, направленными на ограничение собственных интересов во имя достижения общего успеха и общей цели. Такая ситуация побуждает анализировать и в процессах воспитания стремиться к осуществлению в различных взаимодействиях людей заимоопосредованности многих интересов человека с общими интересами социальной общности и общества в целом. Поэтому альтруизм выступает в качестве одного из важных показателей человекоориентированности в стремлениях и действиях конкретных личностей в конкретных обстоятельствах их жизни.

Глава 4. Человекоориентированность ценностно-нормативной системы личности и общества

В повседневной жизнедеятельности человека важнейшую организующую и упорядочивающую роль выполняет ценностно-нормативная система личности, социальных общностей и общества в целом. В этой многогранной и многомерной, динамично развивающейся системе взаимодействуют два усиливающих друг друга регулятивных потока – ценности и нормы. Находясь в органическом синтезе, каждый из двух названных компонентов единой целостной системы регулятивного влияния на человека и общество обладает внутренне присущей ему спецификой.

Ценности в своей сущности представляют собой обобщенные представления людей о значимых, важных для них объектах и явлениях, поступках других людей, о целях и нормах, описываемых категориями должного, благородного, нравственного, прекрасного и тому подобного. Именно в ценностях выражается деятельно-практическое и заинтересованное освоение человеком мира, следовательно, отношение человека к миру – природному и социальному, к другим людям и к самому себе. Поэтому социальные ценности – это субпродукт активной миропреобразующей и человекоформирующей деятельности субъекта, ориентированной на взаимодействие человека с окружающей действительностью и формирование идеалов и норм, регулирующих поведение отдельных индивидов, их групп и общностей в жизненно важных обстоятельствах. Они служат для индивида и общностей своеобразными критериями или стандартами для выбора самой важной и значимой для них альтернативы ориентации в изменяющемся мире. Такое социальное действие, которое основано на стремлении следовать ценностным стандартам – нравственным, эстетическим, религиозным и т. п., – является ценностно-рациональным, поскольку субъект действия рационально осмысливает и последовательно осуществляет свои ориентации.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Человекомерность социальных систем"

Книги похожие на "Человекомерность социальных систем" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Бабосов

Евгений Бабосов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Бабосов - Человекомерность социальных систем"

Отзывы читателей о книге "Человекомерность социальных систем", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.