Евгений Бабосов - Человекомерность социальных систем

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Человекомерность социальных систем"
Описание и краткое содержание "Человекомерность социальных систем" читать бесплатно онлайн.
В книге раскрываются сущность, принципы и способы осуществления парадигмы человекомерности в различных социальных системах. Подчеркивается, что исходным началом социодинамики всех разнокачественных и разномасштабных социальных систем служит уникальная система личности, ее идентификация в различных социально-системных феноменах. Фокусируется внимание на примате человекомерности в системах образования, науки, культуры, в демографической, политической, экономической, управленческой, информационно-коммуникативной, инновационной, религиозной и духовно-нравственной системах.
Книга предназначена для научных работников и преподавателей вузов, аспирантов, студентов и всех, кто интересуется этой темой.
Рис. 2.1. Модель интеграционных процессов Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана и Армении в рамках ЕЭП
Интеграционное взаимодействие России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Армении на современном этапе своего развития имеет как очевидные преимущества, так и наличие некоторых трудностей и барьеров в процессе формирования потенциала мощной интеграционной энергии. К числу несомненных преимуществ следует отнести, прежде всего, свободный доступ стран-участниц на рынок с более чем 175 миллионным населением и совокупным валовым внутренним продуктом (ВВП), составляющим почти три триллиона долларов США. Сюда же относится осуществление четырех взаимосвязанных свобод – свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Фактически создается совершенно новый тип интеграции постсоветских государств, основанный на нерушимости их суверенитета, территориальной целостности, общей истории, языка, культуры, менталитете и равенстве партнеров. Однако имеются и огромные трудности в осуществлении идентификационных процессов в рамках данного интеграционного объединения. Среди них в первую очередь можно назвать различия в экономических и социальных институциональных структурах стран и предопределенные ими расхождения в их экономических интересах и задачах, а также наличие изъятий и ограничений во взаимной торговле товарами и услугами. Это замедляет процесс вывода экономик стран-партнеров на более высокий уровень конкурентоспособности, на повышение эффективности инновационного развития и повышение жизненного уровня населения.
С учетом названных особенностей становится понятно, почему в своих евразийских интеграционных устремлениях половина опрошенных жителей Беларуси (49,8 %) выражает убеждение в том, что одним из важных преимуществ, создаваемых евразийской интеграцией, является расширение рынков сбыта белорусских товаров и услуг, создание для них более благоприятных условий, в частности беспошлинной торговли. Чуть меньшее количество респондентов (44,6 %) отмечает в качестве преимущества, даваемого евразийской интеграцией, возможность получения финансовой и иных видов поддержки в условиях кризисов и мировой финансовой нестабильности, а еще 37,4 % выражают надежду на получение энергоносителей по более низким ценам.
Вместе с тем наши сограждане высказывают и некоторые опасения по поводу возможных негативных последствий в связи с вхождением Беларуси в Единый экономический союз. Так, например, 41,8 % опрошенных опасаются оттока наиболее квалифицированных кадров в страны данного сотрудничества, 31,9 % считают возможным снижение конкурентоспособности белорусских товаров и услуг на внутреннем рынке на фоне поступающих в страну товаров из стран содружества, 21,7 % респондентов выражают опасения по поводу возможного нарушения стабильности белорусской экономики в связи с вхождением республики в Евразийский экономический союз.
Приведенные материалы социологических исследований свидетельствуют, что белорусский народ в своем большинстве очень реалистично и взвешенно оценивает перспективы развития евразийского интеграционного объединения и в своих идентификационных устремлениях не испытывают эйфории по поводу его возможностей и перспектив. С учетом этого в осуществляемых в настоящее время разнообразных (экономических, социально-политических, межкультурных и иных) взаимодействиях в рамках Евразийского экономического союза России, Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана и возможных других участников данного интеграционного объединения необходимо последовательно придерживаться принципов доброжелательности, толерантности, взаимной требовательности и поддержки.
В процессах самоидентификации важное значение имеет наличествующее оптимистическое или пессимистическое мировосприятие. Социологические исследования показывают, что у современной молодежи гораздо более отчетливо проявляется оптимистическая идентификация, чем у представителей более зрелых возрастов. Среди молодых людей в возрасте до 30 лет оптимистические мироощущения и устремления выражены почти у трех четвертей от общего массива опрошенных (74,6 %), тогда как пессимистические, пронизанные унынием, безнадежностью, безразличием, тревожностью – только (19,2 %), т. е. оптимизм в этой возрастной когорте встречается в 3,9 раза чаще, чем пессимизм. В отличие от этого, в следующей возрастной группе (30–49 лет) оптимистическое миропонимание превалирует у 64,4 % респондентов, что составляет около двух третей от их общего числа, а пессимистические настроения – 24,2 % (примерно одна четвертая). Еще отчетливее тенденция снижения оптимистичности по мере взросления респондентов проявляется у лиц в возрастной группе от 50 лет и старше: здесь к числу оптимистов причисляют себя 65,6 % опрошенных, а к пессимистам – 26,9 % (т. е. разрыв в пользу первых составляет 2,4 раза).
Если отвлечься от профессиональных, возрастных и иных социально-структурных различий в мировосприятии и мироощущении наших граждан, а посмотреть на идентификационные характеристики с более обобщающих позиций, то оказывается, что в качестве общей характеристики современных белорусов (при рассмотрении их в качестве единой консолидированной общности) превалируют оптимистические умонастроения. Половина из общего количества опрошенных граждан республики (49,9 %) всматриваются в будущее с надеждой на улучшение жизни, а еще каждый пятый из них (19,1 %) абсолютно уверены в улучшение жизни на протяжении последующих 10–15 лет. Таким образом, оптимистическое мировосприятие ныне характерно для 69 % граждан нашей страны. Общее же количество людей оценивающих ближайшее будущее с унынием, беспокойством, тревогой, безразличием составляет 24 % для всего массива опрошенных.
Такая конфигурация умонастроений сказывается на оценке нашими гражданами социально-политических, экономических и социокультурных реалий, в которых формируются и реализуются их идентичности.
К примеру, по данным общереспубликанского исследования, проведенного в июле 2014 г., три четверти опрошенных (74,9 %) убеждены, что Беларусь полностью состоялась как независимое и самостоятельное государство. Причем, чуть большее их количество (75,1 %) поддерживают тесную интеграцию Беларуси и России. Для дальнейшего упрочения самостоятельной белорусской государственности 45,5 % от общего количества опрошенных считают необходимым усилить ответственность руководителей всех уровней за принятие и осуществление решений, а 43,5 % сделать работу государственного аппарата более эффективной и открытой для контроля граждан. Более четырех пятых респондентов (81,2 %) считают, что через 10–15 лет Беларусь останется независимым государством, сохраняющим свою территориальную целостность, а три четверти (73,2 %) убеждены, что к этому времени Беларусь останется страной с высоким уровнем жизни, 69,1 % – социально справедливым обществом, 80,9 % – страной с развитой национальной культурой. Характерно, что 68,7 % от общего массива респондентов считают себя патриотами Беларуси.
Конечно же, такие особенности мировосприятия и мироощущения оказывают позитивное влияние на оптимистическую идентификационную направленность взглядов и действий белорусского народа и в данном контексте следует обратить внимание на одно очень важное обстоятельство: идентификационная устремленность человека (и отдельной личности, и социальной общности, и народа как предельно широкой общности в данной стране) органично соприкасается, даже взаимопереплетается с характерной особенностью стремительно развивающегося (в том числе и в Беларуси) информационного общества, которое все более явственно идентифицирует себя с научным, художественным, политическим творчеством. Это – принципиально важный момент в понимании и интерпретации идентификационных процессов, поэтому творчество самоценно: оно вдохновляется не ожиданием последующего материального вознаграждения, а воспринимается и оценивается творческой личностью и творческим сообществом как высшая духовная благодать, не соотносимая с каким-либо меркантилизмом, расчетом на вознаграждение. Очень важна идентификация личности с творчеством, которое, согласно широко известному тезису Макса Вебера, есть воплощение призвания человека и его признание как творца другими людьми. В этом многогранном процессе проявляется стремление человека к свободе самовыражения, свободе самоопределения, свободе самоутверждения. Но чтобы на этом нелегком пути добиться успеха, необходимо проявлять инициативу, энтузиазм и творчество, от совокупного синергетического взаимоусиления которых существенно возрастает человекомерность всех типов самоидентификации.
Глава 3. Альтруизм – специфический способ реализации человекомерности социального бытия
Социальное бытие представляет собой многокомпонентную целостную систему взаимодействий и отношений людей к природе и друг другу, охватывающую собой все общественные явления и процессы, их структуру, динамику и функции, их сменяемость и трансформации в практической деятельности индивидов и их сообществ. Базисной характеристикой социального бытия является его человекомерность, центрированность на миропреобразующей деятельности людей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Человекомерность социальных систем"
Книги похожие на "Человекомерность социальных систем" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Бабосов - Человекомерность социальных систем"
Отзывы читателей о книге "Человекомерность социальных систем", комментарии и мнения людей о произведении.