» » » » Коллектив авторов - Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь


Авторские права

Коллектив авторов - Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентБелорусская наука23f2ec98-e1c1-11e3-8a90-0025905a069a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь
Рейтинг:
Название:
Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-985-08-1881-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь"

Описание и краткое содержание "Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь" читать бесплатно онлайн.



Рассматривается приоритетная проблематика позиционирования Республики Беларусь в современном мире – ее интеллектуальный капитал в единстве социокультурного наследия и основных тенденций его модернизации. Монография адресована структурам государственного управления, академическим коллективам, научно-образовательному корпусу, гражданскому обществу – всем, кто заинтересован в судьбоносной для Республики Беларусь оптимизации ее интеллектуального капитала и потенциала.






Переводу национальных экономик на инновационный путь развития будет способствовать стартующая с 2012 г. реализация Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года. Важность программы возрастает в свете недостаточно эффективной системы научного сотрудничества на наднациональном уровне и, в частности, отсутствия долгосрочных механизмов реализации заявленных проектов на системной основе [Веды. 3.10.2011].

Особую значимость эта проблема приобрела в формате такой интеграционной структуры, как Союзное государство России и Беларуси. По оценке ее лидеров и ведущих экспертов, оно является наиболее «продвинутым» и призвано быть модельным в достижении более высокой интеграционной ступени – Евразийского союза. Тем не менее пока между этим идеалом и практикой – дистанция определенного размера. Директор ПВТ В. Цепкало и его соавторы отмечают: «Конечно, государство должно думать о том, как поддерживать систему научных исследований. Но куда более значимым является создание механизма внедрения этих исследований в народное хозяйство страны… в России по-прежнему делается упор на рост финансирования научных исследований и разработок, но их результативность продолжает снижаться… И это притом, что Россия тратит на научные исследования и разработки около 12 млрд долларов бюджетных средств – почти в 5 раз больше, чем на эти же цели тратит Австрия… Главная задача инновационной экономики – не производить все новые знания, а обеспечить восприятие мирового потока знаний и использование его в целях собственного экономического и общественного развития» [Цепкало БД 2014. № 4, с. 70].

В итоге есть смысл поставить под сомнение тезис экспертов о том, что «…развитие страны, опирающейся на собственные инновации при разумном импорте технологий, обычно называют обгоняющей модернизацией», тогда как для «догоняющей» характерно исключительно копирование чужого опыта [Ковалев 2013, с. 19]. Эта терминология из арсенала былого и амбициозного «Догнать и перегнать…». Более адекватный реалиям подход – осуществлять модернизацию «при разумном импорте технологий», но с опорой на эвристический потенциал национального «совокупного интеллекта».

Глава 2

Методология управления интеллектуальным капиталом и потенциалом Беларуси

2.1. Понятие праксиса управления

Об определяющей роли общественно-исторической практики впервые писал К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе», а термин «праксиология» был использован в 1890 г. А. Эспинасом. Крупный экономист Людвиг фон Мизес в монографии «Человеческая деятельность» создал новое научное направление – праксиология, или наука о человеческом действии [Мизес, 2005; Григорьев, Чумакова 2002] и ее системообразующих формах и ступенях.

Праксиолóгия (от др. – греч. πράξις – деятельность, λογία – наука, учение) – это учение о человеческой деятельности, область постдисциплинарных исследований, которая рассматривает совокупности действий с точки зрения практической эффективности организации управления.

Организовывать – значит прежде всего создавать некую управленческую структуру, адекватные ей технологии и обеспечить их реализацию. Существует множество элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. К основным характеристикам организаций нового типа относятся: 1) синер-гетический эффект как результат объединения интеллектуального капитала и потенциала подсистем и отдельных элементов организации на основе общности интересов и ценностей; 2) отказ от рутинных средств коммуникации;

3) выстраивание горизонтальных, сетевых связей, их взаимозависимости;

4) минимизация административных указов (иерархии); 5) гибкость и адаптивность; 6) формирование взаимовыгодного подхода, заменяющего формальный [Howell 1987].

В условиях информационно-коммуникативной революции нормативной в таких организациях становятся системотехника, автоматизация доступной формализации и алгоритмизации интеллектуальной деятельности. Их невозможно и часто просто нецелесообразно полностью автоматизировать. Здесь необходимо проектировать, а точнее – реорганизовывать производственную и управленческую деятельность. Поэтому такие системы получили название не систем автоматического управления (САУ), а автоматизированных систем управления (АСУ) интеллектуальной деятельностью в различных сферах. Как в научных теориях, так и в прикладных областях возрастает роль построения различного рода логических моделей, призванных, с одной стороны, объединять разрозненные дисциплинарные научные знания, а с другой – служить своего рода «проектом» будущих разработок, ориентированных на практическое применение.

Однако даже динамичное развитие системных технологий не означает решения проблемы оптимизации деятельности, если она построена на недооценке принципа: «Организации создаются людьми и для людей». Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет специализированную работу в кооперации с другими членами коллектива. Задача их стимулирования и мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Раньше считалось, что мотивирование – это вопрос, сводящийся к денежным вознаграждениям в обмен за прилагаемые усилия. На этом основывался подход школы научного управления к мотивации в индустриальном обществе. Такой подход в принципе остается в силе, особенно с учетом недооценки в обществе интеллектуальной деятельности. Однако исследования в области поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода. Мотивация, т. е. внутреннее побуждение к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей и способностей работников. Для того чтобы эффективно мотивировать их, руководителю следует определить, каково их соотношение, и обеспечить способы для работников удовлетворять эти потребности в продуктивной работе.

Такие цели достигаются в синтезе доверия, включая сопричастность работников к управлению, и контроля исполнения ими своих обязанностей.

Контроль – это процесс верификации достижений организацией своих целей и требующих решения проблем. В управленческой практике интеллектуальной деятельности выработаны основные принципы контроля:

содержание, цели и задачи контроля должны соответствовать задачам проверяемого объекта и контролирующего органа;

установление стандартов, точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования;

оценка деятельности объекта контроля и ее результатов осуществляется только на основании соответствия проверенных фактов с требованиями законодательных и иных нормативных актов, регулирующих проверяемую деятельность на всех этапах;

контроль осуществляется путем применения научно обоснованных и апробированных методов и приемов и должен быть плановым: планируются мероприятия контроля определенного субъекта (контролирующего органа) на период времени, набор определенных контрольных действий в рамках мероприятия контроля, и этим действиям должно предшествовать предварительное изучение объекта контроля;

при проведении контроля должны полностью рассматриваться все аспекты деятельности объекта во взаимосвязи;

любая деятельность должна быть подвержена системному и комплексному контролю с точки зрения законности, целесообразности и эффективности;

недопустимо положение, при котором субъект контроля при осуществлении контрольных мероприятий руководствуется какими-либо соображениями, кроме компетентного и добросовестного выполнения задач контроля. Действует запрет на какое бы то ни было силовое, материальное или моральное воздействие на субъект контроля;

итоги контроля должны быть обязательно доведены до объекта контроля и до субъекта принятия решений по результатам контроля;

результаты контроля должны обеспечивать полноту выявления отклонений (фактического состояния от требуемого), своевременность выявления таких отклонений, установление причин отклонений, установление виновных лиц, помощь в разработке профилактических мер;

контроль осуществляется в соответствии с законодательством, охраной законных интересов как общества в целом, так граждан и юридических лиц;

нормативно предусмотрена ответственность субъекта контроля за соблюдение законов и правовых актов, достоверность его результатов (так как на их основании принимаются решения, включая правовые).

Реализация совокупности отмеченных принципов необходима для успешного осуществления заключительной фазы контроля, а именно – стадии, на которой предпринимаются действия, и, если это необходимо, коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Об этих мерах проверяемый должен быть объективно и своевременно проинформирован и его отношение к ним в той или иной мере учтено.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь"

Книги похожие на "Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь"

Отзывы читателей о книге "Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.