» » » » Коллектив авторов - Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь


Авторские права

Коллектив авторов - Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентБелорусская наука23f2ec98-e1c1-11e3-8a90-0025905a069a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь
Рейтинг:
Название:
Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-985-08-1881-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь"

Описание и краткое содержание "Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь" читать бесплатно онлайн.



Рассматривается приоритетная проблематика позиционирования Республики Беларусь в современном мире – ее интеллектуальный капитал в единстве социокультурного наследия и основных тенденций его модернизации. Монография адресована структурам государственного управления, академическим коллективам, научно-образовательному корпусу, гражданскому обществу – всем, кто заинтересован в судьбоносной для Республики Беларусь оптимизации ее интеллектуального капитала и потенциала.






Ключевым звеном системы являются университеты и профессиональные колледжи, важнейшая задача которых – подготовка кадров и проведение прикладных исследований. В настоящее время из 400 университетов 200 проводят такие исследования совместно с промышленными предприятиями. Общий бюджет, выделяемый на эти цели, в 2009 году составил 11,1 млрд евро.

Значительное число исследований проводится в Германии некоммерческими организациями. В их числе: Общество Фраунгофера. Общество финансируется (90 %) из федерального земельного бюджета (10 %). Его годовой бюджет составил в 2010 г. 1,65 млрд евро, из которых 85 % – контрактные исследования, 10 % – инфраструктурные государственные проекты и 5 % – на разработки в области государственной безопасности.

Структура исследовательской и инновационной системы ФРГ очень дифференцирована и в то же время взаимосвязана. Необходимым условием ее успеха является координация исследовательской деятельности с промышленностью и бизнесом. Исследования в ФРГ проводятся как государственными, так и частными организациями, существенно опережая средние показатели по Евросоюзу.

Расходы на НИОКР, в процентах от ВВП, млрд

2000 2010

ЕС-27 1,86 2,1

Германия 2,45 2,84

Федеральный канцлер А. Меркель утвердила предложения по бюджету на 2012 год, в рамках которого затраты на НИОКР возросли на 10 % по сравнению с 2010 годом, или на 12,8 млрд евро. По словам министра образования А. Шаван, основной вектор направлен на укрепление позиций страны как лидера высоких технологий, особенно в областях энергетики, питания, транспорта, безопасности и коммуникаций, в соответствии с высокотехнологической стратегией Германии – 2020 [Stafford 2011].

Ответственными за реализацию перспективной стратегии являются федеральное министерство по образованию и исследованиям и федеральное министерство экономики и технологий. Инновационная политика и регулирование ее механизмов находятся в ведении министерства экономики, а именно: по поддержке рискового капитала, по стимулированию производства инновационной продукции посредством государственных закупок. Одной из важнейших задач является партнерство бизнеса и государства в исследовательской деятельности и воплощения ее результатов в инновационной продукции. Иллюстрацией этого являются следующие схемы.

Функционирование инновационной системы Германии показывает, что роль государства, развивающего координационные механизмы стимулирования инноваций, является очень весомой. При этом возрастает его значимость и в получении, распространении и использовании новых знаний. Ясны и важнейшие факторы успеха политики ФРГ в той сфере: четко сформулированные приоритеты, опирающиеся на долгосрочную стратегию развития, последовательность действий и тесное взаимодействие науки и промышленности в достижении поставленных целей. Это также усилия государства для увеличения частных НИОКР, стимулирования инновационного поведения кампаний, в особенности – средних и малых предприятий.


Схема 1. Субъекты исследований и инноваций в ФРГ


Схема 2. Распределение расходов на НИОКР в ФРГ


Политика, нацеленная на более тесное сотрудничество между государством, бизнесом и исследовательскими организациями, координирующая роль государства в инновационном процессе – вот важнейшие факторы успеха. В 2006 году была утверждена Стратегия инновационного и технологического развития Германии – Hightech-Strategie fuer Deuschland, и, по мнению немецких экспертов, главной предпосылкой успешной технологической политики является «политическая поддержка новых технологий» со стороны государства и общества [Андрианов 2012, с. 103].

На этом фоне инновационная деятельность в России и Беларуси представляет собой гораздо более скромную картину. В то время как правительства различных стран инвестируют огромные средства в научные исследования и инновационную деятельность (например, Германия на научные исследования и разработки направила около 2,7 % ВВП, США – 2,8 %, Япония – около 3,5 %), Россия на эти цели направляет 1,04 %, Беларусь – 0,74 % ВВП.

К сожалению, в России за последние 20 лет не было ни эффективной инновационной политики, ни реальных результатов по созданию инновационной модели ни в экономике, ни в обществе. Отчасти это также объясняется исторически уже методами статистики.


Число научных открытий и технических изобретений

[Источник: Прокопович 1956, с. 91]


Число открытий и изобретений на 1 млн жителей в XIX веке: Швейцария – 15,8, Англия – 15,6, Франция – 10,6, Германия и Австрия – 10,4, Скандинавия – 7,8, Бельгия – 6,3, Голландия – 4,4, США – 3,2, Италия – 2,1, Португалия – 0,7, европейская Россия – 0,5. И только Испания – 0,2 [Источник: Там же, с. 92].

Однако советский период перечеркнул эту «табель о рангах». Триумфы советского гения в научно-технической области известны. После первого искусственного спутника и полета Ю. Гагарина начальник Национального управления США по аэронавтике и космическому пространству Дж. Уэбб писал: «Мы находимся, нравится нам или нет, в разгаре решающего и тотального соперничества с СССР. Величайшая проблема нашего времени заключается в том, могут ли США в рамках существующих экономических, социальных и политических институтов организовать разработку и использование передовой техники столь же эффективно, как это в состоянии сделать СССР» [Политика… 1971, с. 16]. Один американский сенатор заявил, что мир не только охотно и легко усвоил слово sputnik, но скоро вообще будет говорить на русском языке.

Кто же был надеждой и опорой этого феноменального прорыва? Бывший питерский педагог, американский профессор В. Сойфер писал: «Со второй половины прошлого века Россия благодаря развитию общей культуры система среднего образования превосходила по своим показателям европейскую и американскую системы» [Сойфер 1995]. Редактор американского журнала «Лук», годами работавший в СССР, признал, что «сегодня он производит впечатление, пожалуй, наиболее образованной страны в мире. Там возникает совершенно новый тип человека: высокоцивилизованный человек, помешанный на культуре и образовании» [Литературная… 1985]. Именно такой человек, ныне пренебрежительно маркированный «совком», творил мощь, престиж и достоинство великой державы.

Парадокс в том, что российские программисты устойчиво лидируют на международных конкурсах, включая 2014 г., однако в целом между интеллектуальным капиталом советской России и его современным состоянием – дистанция огромного размера. За последнюю четверть века Россия заметно отступила назад, серьезно ослабила свои позиции в мировом инновационном процессе. Директор Института Европы РАН Н. Шмелев писал, что «о дефиците или вообще об отсутствии здравого смысла свидетельствует и политика российского государства в последние два десятилетия в отношении фундаментальной и прикладной науки, профессионального образования, подготовки тех квалифицированных кадров, которым в реальности и предстоит осуществлять столь разрекламированный курс на модернизацию. Ничем разумным, никакими логическими аргументами (кроме разве что «геростратова комплекса» недоучек) нельзя объяснить это отношение к науке в великой и совсем еще недавно одной из самых передовых в научном смысле стран мира.

По оценкам ряда экспертов, за этот же период из страны уехало до 1/3 ее «мозгов». В полуразрушенном состоянии находится наука, прикладные исследования и конструкторские разработки, система профессиональной подготовки кадров [Шмелев 2013. № 1, с. 16].

Пока российская модернизация не привела к ускорению научно-технического прогресса, а тем более к столь нужному стране технологическому прорыву. Количество наукоемких инновационных предприятий за это время сократилось более чем в 2 раза. Из общего объема затрат на НИОКР (более 30 млрд долларов в год) лишь 5 % становятся объектами коммерческих сделок, получающих воплощение в новой продукции. В хозяйственном обороте страны находится лишь 1 % результатов НИОКР, в то время как в США и Великобритании – 70 %. Даже если взять одну из наиболее продвинутых отраслей российской науки – нанотехнологию, то за период 1975–2008 годов было зарегистрировано всего лишь 713 патентов, а в США – 17,6 тыс., в Китае – 13,6 тыс., в Японии – 9,7 тыс. и даже в Тайване – 1,4 тыс. (кстати, в этой сфере в 2014 г. разразился громкий коррупционный скандал).

Темпы и результаты в технологическом и инновационном развитии России не могут считаться удовлетворительными. Такой вывод определяется по меньшей мере тремя основными факторами:

доля России в общем объеме мирового экспорта наукоемкой продукции составляет 0,3 %, в то время как США – 36 %, Японии – 30 %, Германии – 9,5 %;

удельный вес наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта не превышает 1,5–2 %;

свыше 80 % расходов на НИОКР в России осуществляется государством, а участие бизнеса в финансировании НИОКР весьма незначительно [см.: Российский… 2011].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь"

Книги похожие на "Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь"

Отзывы читателей о книге "Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.