» » » Владимир Зоберн - Духовник президента. Рассказы о священниках, повлиявших на умы и души правителей России


Авторские права

Владимир Зоберн - Духовник президента. Рассказы о священниках, повлиявших на умы и души правителей России

Здесь можно купить и скачать "Владимир Зоберн - Духовник президента. Рассказы о священниках, повлиявших на умы и души правителей России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент5 редакцияfca24822-af13-11e1-aac2-5924aae99221, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Зоберн - Духовник президента. Рассказы о священниках, повлиявших на умы и души правителей России
Рейтинг:
Название:
Духовник президента. Рассказы о священниках, повлиявших на умы и души правителей России
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2016
ISBN:
978-5-699-88819-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Духовник президента. Рассказы о священниках, повлиявших на умы и души правителей России"

Описание и краткое содержание "Духовник президента. Рассказы о священниках, повлиявших на умы и души правителей России" читать бесплатно онлайн.



Всегда в истории России духовники влияли на умы и души правителей, участвовали во всех главных событиях жизни государя и его семьи.

Когда для государства наступали драматические дни, в самые напряженные и судьбоносные моменты правители России обращались к духовникам за благословением и наставлением, чтобы спасти Отечество и народ.

Эта книга призвана представить традицию обращения первых лиц Российского государства к духовным наставникам в исторической перспективе и сегодня, когда высшую государственную должность в Российской Федерации занимает православный верующий.






Царь Федор скончался 7 января 1598 года. Перед смертью он, по свидетельству святого патриарха Иова, беседовал с кем-то незримым для других, именуя его великим Святителем, а в час кончины царя в кремлевских палатах ощущалось благоухание. Сам патриарх совершил таинство Елеосвящения и причастил умирающего царя Святых Христовых Таин.

Царь Федор Иоаннович умер, не оставив потомства, и с его смертью прекратилась династия Рюриковичей. Погребен он был в Архангельском соборе Московского Кремля.

Вскоре после кончины Федора Иоанновича началось его почитание в числе местночтимых московских святых. Святой патриарх Иов составил «Повесть о честном житии царя Федора Иоанновича». Уже с начала XVII века известны его иконные изображения в нимбе. В «Книге глаголемой описание о Российских святых» (1-я половина XVII века) царь Федор поставлен в лике московских чудотворцев. В некоторых рукописных святцах в числе московских святых указана и его супруга, царица Ирина, во иночестве Александра. Память святого Феодора совершается в день его преставления 7 (20) января и в неделю перед 26 августа (8 сентября) в Соборе московских святых.

Царский духовник протопоп Елевферий

О духовнике царя Федора Иоанновича, благовещенском протопопе Елевферии, сведений почти не сохранилось. Однако, зная благочестие этого государя, можно утверждать, что он с уважением и почтительностью относился к своему духовному отцу. Насколько сильно царь почитал своего духовника, видно из одной детали: при венчании Федора Ивановича на царство, несмотря на присутствие митрополитов, архиепископов и епископов, именно протопоп Елевферий возглавил шествие от Архангельского собора к Успенскому, неся на голове «животворящий крест», «царский венец» и «диадиму». Почесть необычайно высокая.

Историк С. М. Соловьев, рисуя в «Истории России с древнейших времен» картину христианской жизни Федора Иоанновича, вводит в нее и царского духовника: «Обыкновенно встает он около четырех часов утра. Когда оденется и умоется, приходит к нему отец духовный с крестом, к которому царь прикладывается. Затем крестовый дьяк вносит в комнату икону святого, празднуемого в тот день, перед которой царь молится около четверти часа. Входит опять священник со святою водой, кропит ею иконы и царя…»

Нет сомнения, что протопопу Елевферию надлежало быть человеком глубоко и искренне благочестивым, чтобы удовлетворить духовные запросы христианина такой высокой жизни, как царь Федор Иоаннович.

Царь и патриарх


Первый царь новой династии

«Мало в истории найдется примеров, когда бы новый государь вступил на престол при таких крайне печальных обстоятельствах, при каких избран был шестнадцатилетний Михаил Федорович», – пишет русский историк Николай Костомаров.

Смерть сыновей Ивана Грозного – бездетного Феодора и малолетнего Димитрия, положившая конец династии Рюриковичей; борьба за власть среди боярской верхушки; поразивший народ великий голод – все это привело к тяжелейшему периоду в русской истории, известному как Смутное время. Россия пережила междуцарствие, притязания на трон самозванцев, оккупацию интервентов – на фоне сильнейшего экономического кризиса. Столица была захвачена. Страна находилась в отчаянном положении.

Спасение пришло от самого русского народа, вставшего под знамена Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, которые собирали ополчение для схватки с оккупантами. Конечно же, были у патриотов и духовные лидеры, и высокие примеры молитвенного и жертвенного служения представителей Церкви в это тяжелое смутное время.

«Святой патриарх Гермоген спас Россию в смутные годы XVII века, став за отсутствием государя “начальным человеком земли Русской” и погиб, защищая ее. Иерархи, иноки Троице-Сергиевой лавры, исповедники помогли патриарху в его патриотическом делании. Обитель преподобного Сергия, Печерский монастырь под Псковом, Боровский монастырь, Тихвинская обитель с оружием отбивались от врагов, отстаивая православие и отчизну. Затворники – преподобный Иринарх Ростовский и блаженный Иоанн Псковский, “что в стене жил 22 лета, ял же его рыба сырая, а хлеба не ел, а жил в граде, яко же в пустыни в молчании великом”, – подвиг свой обратили на служение Родине и вдохновляли русских людей на священную борьбу», – пишет историк Н.Тальберг в книге «Святая Русь».

Прозорливый старец Иринарх, подвизавшийся в Борисоглебском монастыре, носивший вериги и удивлявший братию строгостью монашеской жизни, благословил ополчение Минина и Пожарского. «Преподобный Иринарх следил за ходом войны и послал князю Димитрию Пожарскому свое благословение и просфору. Он велел ему идти под Москву, предсказав: “Увидите славу Божию”. В помощь Пожарскому и Минину преподобный передал свой крест. С помощью Божией русские одолели литву, князь Пожарский овладел Кремлем, и в Русской земле постепенно начал водворяться мир. Старец Иринарх по-прежнему непрестанно молил Бога со слезами об избавлении Руси от врагов и, обладая силой творить чудеса, исцелял больных и бесноватых».

Когда поляки были изгнаны из Москвы, стало возможным избрать наконец нового русского царя. Для этого 21 февраля 1613 года в столице был созван великий Земский и Поместный Собор, на который прибыли представители всех сословий России. Была поднята кандидатура юного Михаила Федоровича Романова – по женской линии он имел наиболее близкое родство с угасшей династией Рюриковичей, был внучатым племянником Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, первой, горячо любимой супруги Ивана Грозного. Его отец, митрополит Филарет, приходился двоюродным братом последнему из Рюриковичей – рано умершему сыну Грозного царю Федору Иоанновичу.

В миру митрополит Филарет носил имя Федор Никитич, он был умным, прекрасно образованным и харизматичным человеком, искусным дипломатом, вполне способным к управлению страной. Кроме того, боярин Романов был весьма популярен в народе. Конечно, это вызывало серьезные опасения у занимавшего тогда престол Бориса Годунова. Поэтому Федор Никитич Романов и его супруга были насильно пострижены в монахи. В 1606 году, после смерти Годунова, бывший боярин Федор, а нынешний инок Филарет был возвращен из ссылки и хиротонисан во епископа Ростовского с возведением в сан митрополита. В то время, когда на престол избирали государя, он находился в польском плену.

Нравственный облик Михаила как сына митрополита отвечал еще и интересам Церкви, соответствовал народным представлениям о царе-пастыре, заступнике перед Богом.

Узнав об этом, поляки совершили попытку помешать новому царю прибыть в Москву. Небольшой польский отряд отправился в Ипатьевский монастырь убить Михаила Федоровича, но по дороге воины заблудились, потому что крестьянин Иван Сусанин, согласившись показать нужную дорогу, завел их в дремучий лес.

В то время, когда было принято решение о возведении на престол представителя династии Романовых, шестнадцатилетний Михаил находился с матерью-инокиней в Костроме, в Ипатьевском монастыре.

На Земском Соборе понимали, как трудно будет склонить мать-инокиню благословить сына на царство, а сына – принять царство, и потому назначили в Кострому посольство из мужей духовно мудрых и именитых, а во главе его поставили опытного в делах веры и благочестия, благодатного архиепископа Рязанского Феодорита. В напутствие себе и посольству принял он от лица Собора святыню Москвы – икону Успения Пресвятой Богородицы, написанную святым митрополитом Петром, образ самого святителя Петра с сопрестольниками его святителями Алексием и Ионою, московскими чудотворцами.

14 марта, в воскресенье четвертой недели Великого поста, по совершении заутрени, архиепископ Феодорит облачился в святительские одежды, благословил облачаться в ризы всему бывшему с ним духовенству и, подняв кресты и иконы, посольство стало переправляться через Волгу.

Храмы близлежащих костромских сел приветствовали посольство колокольным звоном. К шествию посольства архиепископа Феодорита присоединилось – в сопровождении горожан – все костромское духовенство с крестами, хоругвями и чудотворной иконой Божией Матери Феодоровской. Единый торжественный крестный ход направился вдоль берега к Ипатьевской обители. Навстречу из стен монастыря вышел крестный ход иноков в сопровождении будущего царя и его матери-инокини. Печаль лежала на кротком лице Михаила и его матери: они предчувствовали, что ради них устроено это торжество.

«Такая почесть мне и на мысль не всходила, – молвил Михаил, – вручите державу мужам, заслугами прославившимся и паче меня того достойными».

Потрясенный отказом, молил рязанский святитель Михаила и мать его, инокиню Марфу Иоанновну, не противиться Промыслу Божию. Но мать и сын оставались непреклонны. И тогда представил им архиепископ Феодорит, какие великие бедствия ждут Россию, со святыми образами вновь пришел к ним и молил не оставлять землю Русскую.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Духовник президента. Рассказы о священниках, повлиявших на умы и души правителей России"

Книги похожие на "Духовник президента. Рассказы о священниках, повлиявших на умы и души правителей России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Зоберн

Владимир Зоберн - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Зоберн - Духовник президента. Рассказы о священниках, повлиявших на умы и души правителей России"

Отзывы читателей о книге "Духовник президента. Рассказы о священниках, повлиявших на умы и души правителей России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.