» » » В. Кучма - Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография


Авторские права

В. Кучма - Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография

Здесь можно купить и скачать "В. Кучма - Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Беременность, ожидание детей, издательство Литагент ПедиатрЪc6020205-23f4-11e6-9c02-0cc47a5203ba, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
В. Кучма - Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография
Рейтинг:
Название:
Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-906332-21-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография"

Описание и краткое содержание "Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография" читать бесплатно онлайн.



Монография содержит современные данные о состоянии здоровья подростков, распространенности заболеваний, ограничивающих их жизнедеятельность (в учебной, физкультурно-спортивной, трудовой и военной сферах); комплексную медико-социальную характеристику подростковой популяции; поведенческие компоненты патриотизма (формирование здорового жизни подростков, осознанный выбор профессии, особенности репродуктивного поведения подростков, влияющего на подготовку к ответственному родительству).

Монография предназначена для педагогических, социальных, медицинских работников, врачей детских поликлиник, врачей и специалистов учреждений Федеральной службы Роспотребнадзора, работников военкоматов, научных сотрудников в области социальной педиатрии, гигиены и охраны здоровья детей и подростков, членов соответствующих общественных организаций и движений, а также может быть полезна студентам, врачам-интернам, слушателям циклов дополнительного профессионального образования.

Рекомендована к печати Бюро Научного совета РАМН по гигиене и охране здоровья детей и подростков 12 декабря 2013 г. (протокол № 4).






Таким образом, в данном литературном обзоре представлены новые данные, свидетельствующие о том, что комплекс факторов окружающей и внутришкольной среды, нерациональная организация учебной деятельности и питания, низкая двигательная активность в сочетании с семейными и социально-экономическими факторами приводит к дезорганизации взаимодействия различных систем организма ребенка, нарушению адаптационных процессов, развитию функциональных расстройств донозологического уровня, активизации воспалительных процессов, формированию хронической патологии.

Вместе с тем разработать комплексные профилактические мероприятия, направленные на предупреждение возникновения школьно-обусловленных болезней, и реализовать целенаправленные оздоровительные мероприятия невозможно без знаний фундаментальных вопросов физиологии, изучения специфических черт возрастной эволюции функциональных систем, их деятельности в критические периоды развития ребенка. Такие научные данные можно получить в процессе лонгитюдинального исследования (longitudinal study) – клинического исследования, при котором ведется на протяжении длительного времени периодическое наблюдение за одними и теми же лицами. Лонгитюдинальное наблюдение за значительной по численности группой школьников позволяет выявить особенности развития функциональных отклонений и хронических заболеваний в процессе обучения детей в общеобразовательном учреждении и определить необходимые профилактические и оздоровительные мероприятия.

Результаты исследований научного центра здоровья детей

Целью лонгитюдинального исследования, проведенного сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков при участии специалистов консультативно диагностического центра ФГБУ «Научный центр здоровья детей», являлось изучение особенностей формирования здоровья московских школьников для научного обоснования профилактических и медико-организационных мероприятий, приоритетных для каждого этапа школьного онтогенеза.

Объект и методы исследования

На протяжении 10 лет (2004–2013 гг.) под наблюдением с первого класса вплоть до окончания десятого находились 426 детей (216 мальчиков и 210 девочек). Обследование учащихся проводилось ежегодно в одно и то же время (в апреле) непосредственно в школах и включало: педиатрический осмотр; трехкратное измерение артериального давления; осмотр ортопедом с проведением визуально-инструментального теста и плантографии; осмотр офтальмологом с определением остроты и функциональных параметров зрения; обследование неврологом с тестированием для выявления нервно-психических нарушений; обследование оториноларингологом с использованием оториноскопии; обследование кардиологом. Кроме того, всем учащимся проводилось электрокардиографическое исследование в 12 отведениях и клинический анализ электрокардиограмм, а также сома-тоскопические и соматометрические исследования, динамометрия правой кисти, оценка физического развития и полового созревания ребенка.

Перед проведением медицинского обследования родители подписывали информированное согласие и заполняли анкету для сбора данных о жалобах ребенка и проведенных за прошедший год медицинских обследованиях и лечении.

В результате многолетних исследований установлено, что в процессе обучения от первого до десятого класса включительно состояние здоровья школьников ухудшается, т. к. увеличивается наполняемость III–IV групп здоровья за счет уменьшения количества детей, отнесенных ко II группе здоровья, и возрастает распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний. Распределение учащихся по группам здоровья в динамике обучения в школе представлено в табл. 1.1.

Анализ распределения детей на группы здоровья показал, что, если в первых классах к I группе здоровья было отнесено 4,3 % наблюдаемых школьников, то к концу десятых показатель снизился до 0,9 %. За этот же период произошло уменьшение наполняемости II группы здоровья с 44,4 до 35,1 % (t=2,8; р < 0,01) и возрастание числа детей, отнесенных к III группе здоровья (с 51,3 до 61,7 %; t=3,l;р< 0,01) и к IV группе здоровья (с 0 до 2,3 %).


Таблица 1.1. Распределение школьников по группам здоровья в зависимости от класса (%)


Выявлены определенные половые различия в темпах прироста распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний (табл. 1.2 и 1.3): в группе девочек за 10 лет обучения произошло увеличение распространенности функциональных отклонений на 31,9 %, в группе мальчиков-девятиклассников после некоторых колебаний показателя частота функциональных отклонений находится несколько ниже уровня 1-го класса (3519 против 3693‰). В то же время распространенность хронических заболеваний среди мальчиков увеличивается на 42,3 %, в группе девочек – на 28,2 % (t=2,8 < 0,05).


Таблица 1.2. Распространенность функциональных отклонений среди мальчиков и девочек в зависимости от класса (‰)


Следует отметить, что у мальчиков значительное возрастание частоты хронических болезней происходит во 2-м и 7-м классах, у девочек позже – в 8–9 классах и особенно в 10 классе. Полученные данные свидетельствуют о более неблагоприятных тенденциях в состоянии здоровья современных мальчиков по сравнению с девочками, что выражается в более раннем начале и более быстром темпе прироста частоты хронической патологии в процессе обучения в школе. Неблагоприятные тенденции в показателях хронической заболеваемости мальчиков обусловлены увеличением распространенности хронических болезней органов дыхания (хронический бронхит, бронхиальная астма, хронический тонзиллит, синуситы), пищеварения (хронический гастродуоденит и язвенная болезнь), костно-мышечной системы (плоскостопие, сколиоз, остеохондропатии различной локализации) и нарушений обмена веществ (ожирение).


Таблица 1.3. Распространенность хронических заболеваний среди мальчиков и девочек в зависимости от класса (‰)


Изменение показателей заболеваемости не носит линейного характера, а отмечаются периоды некоторого снижения распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний и периоды быстрого их увеличения (табл. 1.4.).


Таблица 1.4. Распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний среди школьников в зависимости от класса (‰)


Наиболее благоприятные тенденции, выражающиеся в снижении показателей хронической заболеваемости, выявлены в период обучения школьников с 4 по 6 класс. В настоящее время переход к предметному обучению среди наблюдаемых детей не сопровождался ухудшением их состояния здоровья, как это отмечалось при предыдущих исследованиях Института. Значительный рост распространенности функциональных расстройств среди школьников отмечен в 9 классе, что связано с появлением невротических и вегетативно-сосудистых расстройств у учащихся в период усиленной подготовки к экзаменам – государственной итоговой аттестации. В период обучения в 10 классе частота вегетативно-сосудистых расстройств, невротических и астенических состояний, миопий у учащихся продолжает нарастать при существенном снижении распространенности функциональных нарушений системы пищеварения. Распространенность хронических болезней увеличивается за счет появления новых случаев патологии органов пищеварения и костно-мышечной системы.

В структуре функциональных отклонений у школьников пять первых ранговых мест принадлежат функциональным нарушениям сердечнососудистой, костно-мышечной, пищеварительной систем, нервной системы и психической сферы (вместе), функциональным расстройствам зрения. Особенностями младшего подросткового возраста (10–14 лет) является увеличение доли функциональных расстройств сердечно-сосудистой системы (с 11 до 24 %) и снижение удельного веса функциональных расстройств системы пищеварения с 18 до 7 %.

В структуре хронической патологии, выявленной у обучающихся, ведущие ранговые места принадлежат болезням желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, ротоносоглотки, органа зрения. В динамике обучения в школе увеличивается удельный вес хронических болезней системы пищеварения (с 9 до 24 %) и органа зрения (с 1 до 11 %), уменьшается доля болезней ротоносоглотки (с 26 до 15 %). Удельный вес болезней костно-мышечной системы колеблется в пределах (27 %—15 %—23 %).

Рассмотрим более подробно по системам организма изменения распространенности наиболее часто встречающихся функциональных отклонений и хронических заболеваний.

Функциональные отклонения сердечно-сосудистой системы (ФОССС) занимают I–II ранговые места в структуре функциональных отклонений. Среди всех школьников выявлена высокая распространенность ФОССС в период обучения в 2-10 классах (табл. 1.5). К числу указанных расстройств относятся функциональная гипер- и гипотензия, функциональная кардиопатия, малые аномалии развития сердца, пролапс митрального клапана.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография"

Книги похожие на "Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В. Кучма

В. Кучма - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В. Кучма - Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография"

Отзывы читателей о книге "Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.