Александр Карнишин - Будни директора школы. Не дневниковые записи
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Будни директора школы. Не дневниковые записи"
Описание и краткое содержание "Будни директора школы. Не дневниковые записи" читать бесплатно онлайн.
Это не дневник, и даже не дневниковые записи. Но все это было на самом деле в то время, когда автор работал директором школы в районном центре.
Бригада во главе с музыкантом не торопясь, но и не мешкая, очистила зал от всего лишнего и принялась за стену. Каждый вечер после уроков двое-трое человек с молотками и зубилами потюкивали, постукивали, вырубая постепенно кусок плиты длиной метров пять и высотой четыре, обрисовывая контуры будущей сцены.
Директор, открыв дверь своим ключом, вошел в актовый зал и замер на пороге в облаке пыли.
– Фу-у-у… Что тут у вас?
– Она упала! Мы тут всего две арматурины перерубили, она и завалилась сразу!
– Черт! Ведь чуть потолок в столовой не рухнул!
– Да, кто ж думал…
– Все живы-здоровы?
– Да. Вот, глядим, что дальше.
– А что дальше? Дальше – выносить. Дробить – и выносить.
Ломами, зубилами, старым топором кусок стены разбивали в щебенку и ведрами постепенно вынесли из актового зала. Одновременно зачистили остатки стены, торчащие острыми зубами вокруг образовавшейся сцены.
– А что, пока неплохо получается, правда?
– Что с полами-то делать будем? Паркет же тут не восстановить уже…
– А какие идеи?
– У меня есть знакомый художник… Могу позвать.
– Давай!
Художник, поглядев на изуродованный водой, а потом падением стены пол, предложил решение простое и элегантное: вся поверхность актового зала зашивается фанерой-десяткой встык. Швы проклеиваются и шпаклюются. А потом поверх разрисовывается рисунок наборного дворцового паркета с цветными фигурами. А еще позже, когда все подсохнет, сверху все заливается в три слоя прозрачным лаком.
– Это дорого, но зато надежно!
– Дорого… Значит, придется опять идти к шефам.
Все выделенные по смете лимиты на ремонт были израсходованы ранее, и только помощь безотказных шефов, которым было сказано, что зал в школе будет лучшим в районе, помогала продолжать ремонт.
– Но – лучшим? – строго спросил директор шефствующего предприятия.
– Точно! Настоящие художники работают! Такого ни у кого нет.
– Ну, жду тогда приглашения на открытие…
Через два месяца постоянного стука, ядовитого запаха от красок и лака, директор принимал работу. Он стоял посередине огромного пустого зала, ставшего еще больше из-за отсутствия старого подиума, смотрел на новые светлые шторы, разлетающиеся от ветра, дующего в окна, на «царский паркет», просвечивающий сквозь застывший в камень прозрачный лак, на высокую и глубокую сцену, над которой музыкант уже установил светильники…
– Хорошо. Ну, хорошо, ведь, а?
– Да. Это – зал. Вы молодцы… Это здорово, это – лучше всех!
«Прогульщица»
Звонок в дверь оторвал директора школы от семейного ужина. Жареная картошка, черный хлеб, пара котлет… Он недавно только пришел из школы, чуть охрипший после уроков и после своего исторического кружка, мокрый, как мышь.
– Ешь, ешь, я открою, – бросила жена.
Встала, щелкнула замком, открыла дверь на традиционно темную лестничную площадку, всмотрелась.
– Это к тебе…
– Ну, так, пусть заходит, что ли.
– Нет-нет, – раздалось с лестницы. – Лучше вы выйдите, а то она убежит!
Директор отложил вилку с наколотым уже куском котлеты, вытер губы и в тапочках переступил через порог.
– Она пришла! Пойдемте скорее к нам! Она пришла и может опять пропасть!
Это было время, когда в школы приходили молодые учителя. Их направляли в городской отдел народного образования, а оттуда распределяли по школам. Пришли три молодые симпатичные учительницы и в его школу. Одна – на начальные классы, одна – рисование и труд, одна – математик. Три подружки получили две комнаты в общежитии, где уже жило три учителя других школ. Общежитием называлась стандартная трехкомнатная квартира, в каждой комнате которой стояло по две кровати.
И все было хорошо. Первые месяцы. Но потом закрутилось, завертелось, навалилась рутина и ежедневный труд. Девочкам было сложно.
А у математички еще и что-то с личными отношениями, которые только-только начались у нее в нашем районе, да вдруг сразу и закончились. И с длинных зимних выходных она просто не пришла в школу. И на второй день не пришла. Соседки сказали, что она исчезла. Пропала неизвестно куда. Вещи все на месте, а самой ее нет. Уехала куда-то. То ли к маме, то ли к мужику этому, то ли просто загуляла с тоски и остановиться не может.
Это же так знакомо: загулять, а потом просто не идти учиться, или не выходить на работу, уже по инерции, просто потому что выйти – страшнее, чем продолжать пить…
Неделя.
– Да, увольняйте вы ее! Прогулы есть прогулы, по какому бы поводу они не случились!
– Во-первых, уволить даже за прогулы молодого специалиста не так уж и просто. Можно, конечно. Я смогу. Но вы уже придумали, кто будет вести ее уроки? И вообще: что, она была очень плохим учителем?
– Ну, нет. Не сказать – плохим. Она была молодым учителем. А знаний у нее много. Вон и диплом, какой хороший, – неуверенно покивала завуч. – Да и уроки, вроде, неплохие. Я смотрела.
Директор каждый день заходил в классы к подругам исчезнувшей, кивал вопросительно издали при встрече. Те разводили руками и мотали головой – нет, не появлялась. Каникулы кончились. Надо было что-то решать.
И вот перед ним приплясывает в нетерпении невысокая спортивная молодая учительница, заглядывая в глаза: что делать?
– Беги обратно. Беги, пока она снова в загул не ушла. Сиди с ней, разговаривай, тормоши, про школу рассказывай, про детей. Я сейчас. Напомни только номер квартиры.
Директор школы быстро оделся и почти бегом выскочил из дома на темную морозную улицу. Через парк по расчищенной аллее, направо, потом налево к старой пятиэтажке, в темный подъезд, вверх, на четвертый этаж, стукнуть в дверь легонько.
Дверь тут же открылась:
– Она на кухне. Сидит там без света, и никого видеть не хочет, – прошептали в темноте.
С кухни раздавалось какое-то негромкое бубнение. С подругой пытались поговорить.
Директор выдохнул, толкнул кухонную дверь, тихо вошел.
– Сиди-сиди! Куда кинулась? Ну, не будешь же со мной драться?
Вскочившая «прогульщица» послушно осела обратно. Она сидела в темном углу на полу у батареи, на корточках, скорчившись, обхватив руками ноги.
– А вы, девочки, идите пока в комнату. Идите. Я к вам потом зайду.
Дождавшись, когда закроется дверь, он осторожно присел рядом со своей учительницей.
– Ну, что с тобой теперь делать будем?
– Не знаю, – пустым и пыльным голосом прозвучало в ответ. – Увольняйте…
– Да, это легко, в сущности. А дети?
– Они меня не любят, – прошептала с обидой из темноты.
В темноте ей было легче, потому что не было видно глаз.
– А ты? Ты их тоже не любишь?
– Не знаю…
– Ты же хотела в школу… Помнишь, как хотела?
– Дура была, – просто как дуновение сквознячка.
– Почему сразу – дура? И я дурак, выходит?
– Вы директор…
– А ты – учитель! Вот, не будет директора. Даже не неделю – месяц не будет. И ничего в школе не случится. Потому что не директор ведет уроки, не директор смотрит в глаза детям, не директор разговаривает с ними, учит их, воспитывает, любит… Директор – это ведь просто администратор! А учитель… Учитель – это призвание. Вот, ты, когда училась в институте, тебе нравилось?
– Да, очень.
– А на практике? На школьной, на уроках?
– Нравилось.
– Так, работа – она же такая же! Только часов побольше, уроков. А ученики те же самые. И предмет тот же. Мне завуч говорила, что у тебя знания хорошие.
– Что, правда? – наконец-то повернула голову.
– Конечно, правда! Зачем мне врать? И дети спрашивали, когда появишься. Я сказал, что болеешь еще.
– Я не болела. Я прогуляла.
– За прогулы накажу. Это как раз моя функция. А дети все равно ждут…
– Я не могу к детям. Мне стыдно…
– А мне не стыдно? Я принял учителя, дал ему детей, доверил, можно сказать. Я поддерживал всегда. Не ругал.
– Вы мужчина…, – совсем тихо, почти неслышным шепотом. – Вам легче…
– А завучи – женщины. А учителя в большинстве – женщины. А подружки твои, с кем приехала – они мужики, что ли? Эх-х-х… Дура-дурой.
– Ага. Дура. Поломала себе все…
– Да не все. Не поломала еще. Только собираешься. Давай так. Завтра… Да, да – завтра. И не мотай головой, я все равно в темноте ничего не вижу! Завтра ты сама придешь ко мне в кабинет. Утром, с девчонками. И мы поговорим там. Уроков завтра я тебе не ставлю. Походим, посмотрим. Сходишь в библиотеку, там посидишь. С завучами поздороваешься. Детям покажешься. Предупредишь, что выходишь, чтобы учебники несли.
– Но я же…
– Ага, ты же. А я? Слушай сюда, девочка: мне в школе нужен учитель. Ясно? Ты, как говорят, можешь стать хорошим учителем. Вот ты мне и нужна. Если ты хочешь поломать мне все планы – беги опять. Только помни, что ты не сама гуляешь, а срываешь учебу детям и срываешь весь процесс мне. И мне потом еще и тыкать будут наши «старослужащие», что слишком много воли вам давал… Вот ведь… Она же… Не может же… Тьфу! Зав-тра. Ут-ром. Ко мне. Ругать буду и песочить. И выговор напишу. Это обязательно. И приказ дам подписать с этим выговором. Но чтобы послезавтра уже пахала, как та лошадка! Еще и факультативов накидаю – а то, гляжу, нечего тебе делать по вечерам, вот и бесишься со скуки!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Будни директора школы. Не дневниковые записи"
Книги похожие на "Будни директора школы. Не дневниковые записи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Карнишин - Будни директора школы. Не дневниковые записи"
Отзывы читателей о книге "Будни директора школы. Не дневниковые записи", комментарии и мнения людей о произведении.