Коллектив авторов - Философия

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Философия"
Описание и краткое содержание "Философия" читать бесплатно онлайн.
Излагается полный курс философии, структурированный в соответствии с государственным образовательным стандартом и новыми требованиями экспериментальной типовой программы интегрированного модуля «Философия». Содержит информацию о ведущих разделах философского знания: онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании), философской антропологии (учение о человеке), социальной философии и философии истории. Использованы новейшие достижения мировой философии. Авторы обращают внимание на трансформацию проблем современной научной и философской мысли в связи с процессами глобализации экономики, политики и культуры на рубеже XX–XXI в.
Первое издание вышло в 2013 г.
Студентам учреждений высшего образования, магистрантам, преподавателям высшей школы, всем, интересующимся актуальными проблемами философии.
В Новое и Новейшее время, когда философия стала выполнять идеологические функции, на восточнославянской культурной почве не раз осуществлялись попытки реализации западноевропейских идей прогресса, просвещения и атеизации общества, а в конце XX в. – индивидуализма и гедонизма. Они дали исключительно противоречивые результаты. Огромное напряжение сил и жертвы требовались, чтобы внедрить в культуру программы жизни, эффективные в иных геоклиматических и социокультурных условиях или вообще нигде исторически не апробированные. Проходя через трагические испытания, восточнославянский социокультурный мир своеобразно трансформировал эти нововведения и инокультурные заимствования в соответствии со своими собственными культурными кодами и цивилизационными матрицами. В некоторых случаях это вело к развитию культурного потенциала, в других же сопровождалось невосполнимыми культурными потерями и социальными рисками.
К сожалению, до сих пор почти невостребованным, неосвоенным оставалось отечественное философское наследие. Ведь внимательное прочтение идей, обращавших внимание на основания культурно-цивилизационной общности восточных славян, на глубинные ценности отечественной культуры, на угрозы социальных разломов, возникавшие в ходе социокультурных экспериментов, могло бы стать противоядием от разрушительных преобразований и опорой для созидательных новаций. В эволюции духовных ценностей восточного славянства решающую роль сыграли такие исторические вехи, как формирование Киевской Руси, Московского княжества и Великого княжества Литовского, единого Российского и советского государства[25], и эти вехи могут представлять подлинные достижения восточнославянского духа и отечественного философского познания.
Процесс развития отечественной философии, рационализирована выражающей в содержании понятий и идей растворенные в повседневности, привычные и потому незаметные обыденному сознанию специфические черты общей картины мира и системы ценностей восточного славянства, дает ряд замечательных уроков, показывающих, как важно уметь опираться на свои духовные силы и ценить собственное культурное достояние. Когда восточнославянские культуры интегрировались, дополняли друг друга, объединяли свои усилия в общих духовных устремлениях, общерусская духовная культура процветала. В обстоятельствах дезинтеграции, разобщения наступали стагнация, упадок культур русского, белорусского, украинского народов, когда только исключительно выдающиеся личности пытались интеллектуально отстаивать и сохранять общее духовное наследие – веру, язык, традиции наперекор тенденциям их разрушения. Когда мы пытаемся рассматривать философские достижения восточнославянских народов по отдельности, возникает эффект неполной мозаики. Временами даже возникает ощущение периферийности[26], неоформленности интеллектуального поиска, если анализировать отдельно философскую мысль Беларуси или Украины. Как некоторого рода исключение можно рассматривать русскую философию, бесспорно имеющую блестящие достижения и рельефно выраженные особенности, но и она вне широкого восточнославянского духовно-исторического контекста оказывается обедненной, фрагментарной в некоторых отношениях.
В то же время отдельный анализ философского наследия мыслителей Беларуси позволяет увидеть важнейшие вехи и острые проблемы исторической эволюции белорусской культуры, особенности становления отечественного духовного опыта, его связь с процессами становления национального самосознания.
Особенности формирования философской мысли Беларуси неразрывно связаны со спецификой развития белорусской культуры. Словосочетание «философская мысль» в литературе используется неслучайно. В течение длительного времени философская мысль Беларуси развивалась в разнообразных формах творчества наиболее талантливых, интеллектуально развитых, духовно одаренных людей, подвергавших осмыслению проблемы устройства мира, смысла человеческой жизни, развития общества и познания. Формировались и обратные связи: философская мысль поддерживала, подпитывала определенные тенденции в развитии духовной жизни и культуры в целом. В философской мысли Беларуси отразились и основные факторы, влиявшие на ее историю, обусловившие противоречивые, разнонаправленные перипетии социально-политического, конфессионального, духовно-культурного развития страны. Попробуем выделить наиболее значимые из них.
Во-первых, географическое положение Беларуси как региона взаимодействия западноевропейского и восточнославянского культурно-цивилизационных пространств вело к тому, что ее территории особенно часто выступали ареной военных действий, что сопровождалось разрушением материальных и утратой духовных ценностей, гибелью людей, вхождением различных ее районов в состав разных государств. Беларусь неоднократно за свою историю переживала демографические катастрофы. Возникали проблемы в развитии городской белорусской культуры. Все это замедляло процесс оформления культуры как целостного явления, разрушало социальную структуру общества, препятствовало становлению философии. Этот же фактор обусловливал и возможность интеграции культурных достижений западноевропейского и славяно-русского происхождения, обеспечивая своеобразие философской мысли в периоды культурных подъемов.
Во-вторых, на развитие белорусской культуры оказывали сильное воздействие близкие ей по ряду особенностей и в отдельные периоды более оформленные соседние славянские культуры – польская и русская. Территория Беларуси стала полем идеологического соперничества различных христианских конфессий – изначально доминировавшего православия, позднее распространившихся католичества, протестантизма, униатства. Хотя в целом эти процессы опосредованно способствовали эволюции отдельных сфер культуры, они же сдерживали формирование национального самосознания, важного для вызревания оригинальных, самобытных особенностей философии.
В-третьих, элита общества оказывалась склонной к изменениям своей культурной ориентации, смене идентичности, то отходя от древнерусской культурной традиции и принимая польские обычаи и образ жизни и переходя на польский язык, то тяготея к русскому культурному и языковому пространству, что зачастую стимулировалось или сопровождалось сменой вероисповедания. По этой же причине многие белорусские мыслители и деятели культуры принадлежат не только белорусской культуре, но и культурам соседних народов – польского, русского. С XVII по начало XX в. носителем и хранителем белорусских обычаев, традиций и языка оставалось крестьянство. Оно, естественно, не могло выполнять функции, которые обычно активно и сознательно выполняет элита: профессионально разрабатывать, развивать различные формы духовной культуры, в том числе и философию.
Можно говорить лишь о развитии философской мысли Беларуси, которая выражалась с древнейших времен в религиозной литературе, публицистике, художественных произведениях и других формах, выявляя особенности картины мира, характерной для белорусской культуры в различные эпохи. И в периодизации, и в особенностях философской мысли Беларуси обнаруживаются множественные параллели, проявляющие ее общие черты с русской философией. В то же время имеются и специфические отличия, вызванные территориальной близостью к центральноевропейским народам, в большей степени испытавшим и воспринявшим влияние западноевропейской культуры и философии.
Формирование философской мысли Беларуси начинается с крещения Киевской Руси в 988 г. В Полоцке это событие датируется 992 г. Принятие христианства по восточному, византийскому образцу сопровождалось распространением письменности, появлением богословско-философской литературы византийского происхождения. Дальнейшее развитие духовно-мировоззренческого опыта народа сопровождалось осмыслением важнейших философских проблем в соответствии с особенностями культурно-ценностных трансформаций и изменениями общей картины мира. В целом философская мысль Беларуси в своей эволюции прошла следующие этапы:
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Юркевич, А.Г. Чжун шу // А.Г. Юркевич // Новая философская энциклопедия: в 8 т. М., 2001. T. 4. С. 359.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия"
Книги похожие на "Философия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Философия"
Отзывы читателей о книге "Философия", комментарии и мнения людей о произведении.