» » » » Коллектив авторов - Философия


Авторские права

Коллектив авторов - Философия

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Философия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентВышэйшая школаdd258350-1b67-11e6-bded-0cc47a545a1e, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Философия
Рейтинг:
Название:
Философия
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-985-06-2563-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия"

Описание и краткое содержание "Философия" читать бесплатно онлайн.



Излагается полный курс философии, структурированный в соответствии с государственным образовательным стандартом и новыми требованиями экспериментальной типовой программы интегрированного модуля «Философия». Содержит информацию о ведущих разделах философского знания: онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании), философской антропологии (учение о человеке), социальной философии и философии истории. Использованы новейшие достижения мировой философии. Авторы обращают внимание на трансформацию проблем современной научной и философской мысли в связи с процессами глобализации экономики, политики и культуры на рубеже XX–XXI в.

Первое издание вышло в 2013 г.

Студентам учреждений высшего образования, магистрантам, преподавателям высшей школы, всем, интересующимся актуальными проблемами философии.






Неклассическая философия совершила два важнейших поворота в философии: антропологический и лингвистический. Сущность антропологического поворота заключалась в принципиально новой постановке проблемы человека, в поиске ответа на вопрос: почему даже при наличии общих черт и условий жизни каждый человек остается уникальным и неповторимым и проживает уникальную судьбу? Неклассическая философия переставляет акцент с сущности человека на его существование, на специфику бытия человека в мире. Если антропологический поворот осуществлялся в рамках критико-антропологической программы, то лингвистический поворот характерен для всей современной западной философии. Его сущность заключается в принципиально новом понимании языка. Философия перестает рассматривать язык как средство выражения мышления, отражающего реальную действительность. Она начинает понимать его как способ бытия человека в мире, как особую реальность, формирующую образ мира и определяющую его границы.

Сущностные черты неклассической философии отчетливо проступают в контексте ее сравнения с классической философской традицией. Классическая традиция понимала философию как метафизику – учение о предельных, сверхчувственных принципах и основаниях бытия. В качестве основных тем она выбирала проблемы существования всеобщего, сущности мира и человека, универсальных методов познания, всеобщих принципов истории и т. д. Неклассическая философия демонстрирует неоднозначное отношение к метафизике. С одной стороны, она отказывается от традиционных метафизических установок, предлагает проекты преодоления метафизики, проявляет интерес к единичному, стремится воссоздать полноту, многогранность, уникальность отдельных видов и сторон бытия; с другой – в ней присутствуют идеи о том, что метафизика, по крайней мере в границах европейской культурной традиции, в принципе непреодолима (Ч. Пирс, К. Поппер, М. Хайдеггер, К. Апель и др.).

Классическая философская парадигма ориентировалась на построение объяснительных моделей объективной и субъективной реальности, неклассическая занята созданием проективных моделей, поиском путей преобразования мира и человека. Неклассическую философию волнуют не столько вопросы: что есть мир, что есть человек, сколько проблема: что нужно предпринять, чтобы остаться человеком в этом бесчеловечном мире, как сделать мир более человечным и т. д.

Всю человеческую сущность классическая философия сводила к разуму. Неклассическая парадигма выводит сущностные характеристики человека за пределы последнего, помещая их в сферу бессознательного (психоанализ), в область волевых актов (волюнтаризм), в сферу интуиции (интуитивизм) и т. д. Она исходит из признания того, что у человека нет изначально заданной сущности – у него есть только существование, благодаря которому он выбирает и созидает самого себя (экзистенциализм).

Неклассическая философия активно выступает против новоевропейского рационализма, противопоставляя ему либо иррационализм (на что обращалось внимание выше), либо неорационализм, отвергающий идею автономности разума и признающий наличие исторически возникающих и меняющихся предпосылок его формирования. Значительная часть представителей неклассической философии не отрицает рационализм как принцип: они лишь выступают против его новоевропейского варианта и предлагают идею множественности типов рациональности (К. Хюбнер, Г. Лейк и др.).

Классическая философия провозглашает безграничную веру в науку, неклассическая демонстрирует неоднозначное отношение к ней и предлагает две крайние позиции: сциентизм и антисциентизм. Сциентизм (от лат. scientia – знание, наука) представляет собой мировоззренческую позицию, согласно которой научное знание (главным образом естественнонаучное) является высшей ценностью культуры и достаточным условием ориентации человека в мире. Антисциентизм не только убежден в том, что наука не способна помочь человеку в решении его глубинных, смысложизненных проблем, но и в том, что она несовместима с подлинной человеческой сущностью.

Классическая философия проводит жесткую границу между наукой и ненаукой, придерживается позиции монизма в понимании истины; неклассическая отказывается от их строгого разграничения, настаивает на том, что у науки нет преимущества перед другими формами познавательной деятельности, предлагает идею плюрализма истин.

Глава 3.2. Философия экзистенциализма. Ее основные темы

Экзистенциализм – направление в философии XX в., согласно которому основной философской проблемой является проблема бытия человека в мире (от позднелатинского exsistentia – существование). Он возник накануне Первой мировой войны в России, после Первой мировой войны в Германии, а во время Второй мировой войны – во Франции. В экзистенциализме традиционно выделяют религиозное и атеистическое направления. К атеистическому (светскому) направлению относят Мартина Хайдеггера (1889–1976), Жан-Поля Сартра (1905–1980), Альбера Камю (1923–1960), Мориса Мерло-Понти (1908–1961) и др. Представителями религиозного направления считаются Николай Бердяев (1874–1948), Лев Шестов (1866–1938), Карл Ясперс (1883–1969), Габриель Марсель (1889–1973), Мартин Бубер (1878–1965). Однако граница между двумя этими направлениями является условной. Так, М. Хайдеггер и А. Камю, с одной стороны, согласны с Ф. Ницше, что «Бог умер», а с другой – признают, что без Бога человеческая жизнь невозможна. Своими предшественниками экзистенциалисты считают Б. Паскаля, С. Кьеркегора, Ф.М. Достоевского, М. Унамуно, Ф. Ницше. Но особое влияние на становление экзистенциализма оказала феноменология (от греч. phainomea – явление), основоположником которой является немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859–1938). Идеи экзистенциализма получили широкое распространение не только в Европе, но и в США (У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эди).

Экзистенциализм продолжает осуществлять антропологический поворот, начавшийся в неклассической философии во второй половине XIX в. В центре его внимания находится индивидуальное человеческое бытие как уникальность и неповторимость (экзистенция). Бытие дано человеку непосредственно, интуитивно, отмечают экзистенциалисты; и в то же время оно не является чисто психологическим феноменом. Бытие предстает в виде единства человека и мира, субъекта и объекта, как особое переживание человеком своего «бытия-в-мире». Единство мира и человека возникает неслучайно: оно появляется благодаря такой способности сознания, как интенциональность. Интенциональность – это направленность сознания на нечто другое; сознание – это всегда осознание чего-либо. Идея интенциональности сознания получила свою разработку в феноменологии Э. Гуссерля; в экзистенциализме она приобретает статус важнейшего методологического принципа.

«Втягивая» в себя бытие мира, сознание, как подчеркивают экзистенциалисты, открывает человеку возможность обнаруживать и переживать свою экзистенцию. Интенциональность сознания дает человеку возможность поставить вопросы о бытии мира и своем собственном бытии, «вопрошать бытие». Она делает экзистенцию разомкнутой, открытой. Незамкнутость человеческого бытия – прямое следствие того, что человек – это единственное существо, которое осознает свою смертность и вынуждено жить с этим осознанием. Такой вывод дает основание исследователям называть экзистенциализм «философией отчаяния». Конечности человеческого бытия присуще такое свойство, как время. Временность человеческого бытия, или экзистенциальное время, – это не объективная физическая характеристика. «Стрела времени» проходит не рядом с человеком, а сквозь него. Экзистенциальное время связано с человеческой деятельностью. Оно личностно окрашено.

Показателем конечности человеческого бытия является не только время, но и ситуационность. Человек изначально «заброшен» в мир. Он всегда находится в конкретных обстоятельствах, принадлежит к определенной социальной или этнической группе, имеет психологические и биологические характеристики. Человек вынужден считаться с этими обстоятельствами, и это еще больше усиливает трагизм его жизни.

Наряду с конечностью важнейшей характеристикой существования человека является трансцендирование – способность экзистенции выходить за свои пределы, устремляться к трансцендентному. В своем бытии человек способен преодолевать себя, становиться иным. Предлагая различные трактовки трансцендентного, экзистенциалисты единодушны в одном: для экзистенции оно является глубочайшей тайной. Представители религиозного направления трансцендентным считают Бога. Для Ж.-П. Сартра и А. Камю трансцендентное – это Ничто, поскольку существование человека – вечное становление и всегда есть то, что отсутствует в настоящем, еще не свершилось. У К. Ясперса, Г. Марселя, у позднего М. Хайдеггера трансцендентное носит символический характер: на него можно лишь намекнуть, но его нельзя познать рациональным способом. Предельно остро свое бытие человек ощущает в так называемых пограничных ситуациях (К. Ясперс), когда он оказывается перед лицом смерти или в ситуации глубокого потрясения. На наличие такой ситуации указывают особые эмоциональные состояния – модусы (свойства, проявления) экзистенции: забота, страх, решимость, совесть, тошнота и др.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия"

Книги похожие на "Философия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Философия"

Отзывы читателей о книге "Философия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.