Коллектив авторов - Философия

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Философия"
Описание и краткое содержание "Философия" читать бесплатно онлайн.
Излагается полный курс философии, структурированный в соответствии с государственным образовательным стандартом и новыми требованиями экспериментальной типовой программы интегрированного модуля «Философия». Содержит информацию о ведущих разделах философского знания: онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании), философской антропологии (учение о человеке), социальной философии и философии истории. Использованы новейшие достижения мировой философии. Авторы обращают внимание на трансформацию проблем современной научной и философской мысли в связи с процессами глобализации экономики, политики и культуры на рубеже XX–XXI в.
Первое издание вышло в 2013 г.
Студентам учреждений высшего образования, магистрантам, преподавателям высшей школы, всем, интересующимся актуальными проблемами философии.
Идейный ряд мыслителей, усматривающих в человеческих страстях конструктивное начало, пополняет Гельвеций. Чувственному, сенситивному по своей природе человеку свойственно, согласно Гельвецию, стремиться к удовольствию, счастью, наслаждению, избегать страданий и боли. Это способствует тому, что производные от гедонизма феномены – эгоизм и себялюбие выступают центральной движущей силой социальной эволюции. Наряду с принципом эгоизма важным понятием социоантропологических размышлений Гельвеция выступает понятие интереса, которое к тому времени все отчетливее приобретает черты не просто всякого интереса вообще, а четко оформленной экономической заинтересованности, личной выгоды. Максимой философии Гельвеция выступает идея о необходимости гармоничного сочетания общественных и эгоистичных личных интересов, чем, собственно говоря, и оправдывалась «добродетельность» последних. Также французский философ высказывает идеи о естественном (врожденном) равенстве людей в интеллектуальном отношении и указывает на важность организационных мероприятий по созданию благоприятных условий для развития личности. Последняя идея получила наибольший отклик в умах просвещенной элиты, усмотревшей в учении Гельвеция обоснование концепции социального преобразования общества на разумных, целерациональных началах.
Несмотря на тотальную увлеченность интеллектуальных элит общества в эпоху Просвещения идеями рационального обустройства социума, возвеличивание человеческого разума, безграничную веру в науку и прогресс, уже в XVIII в. зазвучали идеи о том, что развитие науки и техники, преобразование мира на основе человеческого разума может иметь и резко отрицательные черты. Именно такие, оппозиционные просветительскому мейнстриму идеи высказывал французский философ-материалист Жан-Жак Руссо (1712–1778). По мнению Руссо, наблюдается четкий антогонизм между цивилизацией и моралью. Так, например, все науки возникают исходя из далеко не самых лучших человеческих побуждений. Астрономия возникает из суеверий астрологии, геометрия – из скупости, красноречие – из честолюбия. К тому же науки и искусства, считает мыслитель, способствуют расслоению и неравенству общества, поскольку обеспечивают изобилие одних за счет нищеты других. Неравенство, порожденное цивилизацией, является источником всяческих зол и бед для общества.
В духе новоевропейских интеллектуальных интенций Руссо восхваляет «естественное состояние» общества и человека, которые, по его мнению, являясь исходно совершенным их состоянием, со временем все более искажаются цивилизацией. Однако поскольку полностью вернуться в идеальное первобытное состояние невозможно, Руссо предлагает установить ограничители цивилизационного развития в виде воспитания людей на естественных, натуральных принципах, максимально сохраняющих «идеальные» природные нормы. Плоды подобного воспитания не заставят себя ждать – свободные естественные люди, заключив общественный договор, смогут создать демократический союз, который способен будет обеспечить равные и справедливые отношения между людьми.
Таким образом, Руссо впервые в западноевропейской философской традиции поставил вопрос о ценности цивилизации на фоне всеобщей некритической убежденности в ее прогрессивном значении, указал на противоречие между тем, что сегодня называют научно-техническим прогрессом, и состоянием человеческой нравственности. Учение Руссо получило широкое распространение, проникло в массовое сознание широких слоев народа. Его социально-философские взгляды стали основой наиболее популярных лозунгов Французской революции 1789–1794 гг. Так, Руссо, будучи последовательным противником зарождающейся научно-технической (техногенной) цивилизации, вместе с тем стал одним из вдохновителей буржуазной революции.
Влияние идей Просвещения в социально-политическом, нравственно-педагогическом и литературном плане было громадным не только во Франции, но и во многих других странах. Идеями Просвещения вдохновлялись революционные демократы многих стран. Однако и критика данных идей приобрела необычайно широкий размах и остроту.
Глава 2.6. Конфликт разума и нравственности в немецкой классической философии
2.6.1. Иммануил Кант – основоположник немецкой классической философии
Немецкая классическая философия охватывает вторую половину XVIII – первую половину XIX в. Она представлена такими выдающимися мыслителями, как И. Кант, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель, и подводит итог развития всей европейской классической философии. Реализуя основную стратегию классической философии – найти предельно общие принципы мироустройства, общие закономерности познавательного процесса и универсальные характеристики человека, она осуществляет синтез накопленного ранее философского знания на основе веры в разум и общественный прогресс.
Основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724–1804). Все интеллектуальное творчество немецкого мыслителя можно разделить на два периода: докритический и критический. В докритический период И.Канта интересуют онтологические проблемы (проблемы мироустройства), решение которых он ищет, занимаясь естествознанием. Именно в этот период он выдвигает гипотезу о происхождении Солнечной системы из газово-пылевой туманности под влиянием центробежных и центростремительных сил. В настоящее время эта гипотеза известна как кантово-лапласовская, поскольку Лаплас предложил ее математическое обоснование. Самой известной работой Канта в этот период является труд «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755).
В критический период немецкий мыслитель занимается непосредственно философией. Он ищет ответы на следующие вопросы: что Я могу знать, или как возможна наука? Что Я должен делать? На что смею надеяться? Что есть человек?
Рассмотрению каждого вопроса немецкий мыслитель посвятил специальную работу. Проблема познавательных возможностей человека рассмотрена в работе «Критика чистого разума» (1781). Под чистым разумом Кант понимает познавательную способность человека как таковую безотносительно к индивидуальному опыту конкретной личности, т. е. разум, не смешанный с эмпирией, способный действовать самостоятельно. Способность человеческого разума к моральному действию, проблемы должного поведения рассмотрены им в «Критике практического разума» (1788), а перспективы, задаваемые целями, и сама способность к целеполаганию проанализированы в работе «Критика способности суждения» (1790). Уже сами названия кантовских работ свидетельствуют о его стремлении критически, творчески переработать имеющееся философское наследие.
Признавая разум неотъемлемым (атрибутивным) свойством человека, Кант отмечает, что он может быть как теоретическим, осуществляющим процесс познания, так и практическим, регулирующим поведение человека. В связи с этим и сама кантовская философия делится на теоретическую (гносеологию) и практическую (этику).
Как и его предшественники, немецкий мыслитель стремится выявить закономерности, механизмы познавательного процесса, но его не устраивают программы, предложенные эмпиризмом и рационализмом. Он считает, что в науке нельзя полагаться на эмпирический опыт, который возникает в процессе воздействия объекта на наши органы чувств, поскольку он не гарантирует получение одинаковых результатов. Безусловную и универсальную основу науки, по его мнению, нужно искать в самой познавательной способности человека. Рассматривая субъект познания, Кант выделяет в нем два уровня: уровень индивидуальности и уровень трансцендентальности. Уровень индивидуальности – это личный опыт человека, а также некоторые особенности его познавательной деятельности (скорость обработки поступающей информации, широта и глубина полученных знаний и др.). Уровень трансцендентальности – это универсальные, одинаковые для всех людей механизмы получения знаний. Такие механизмы немецкий мыслитель называет априорными (a priori – до опыта, вне опыта) формами. Эти формы нельзя приобрести с помощью опыта, они не даны нашим органам чувств, они сами выступают предпосылками познавательной деятельности, без них она невозможна. Вслед за представителями рационализма Кант признает познание предпосылочным процессом, но в отличие от Р. Декарта он не считает эти предпосылки врожденными. Сам Кант называл свою философию трансцендентальным идеализмом.
Проанализировав субъект познания, немецкий философ приступает к рассмотрению самого познавательного процесса. Вне нас и независимо от нас, отмечает он, существует мир. Это «вещь-в-себе» (ноумен), т. е. мир в его объективном существовании. Однако этот мир в силу того, что у человека есть сознание, дан нам в виде знаний. Это «вещь-для-нас» – мир, представленный в нашем сознании. И здесь возникает основной вопрос гносеологии: совпадают ли «вещь-в-себе» и «вещь-для-нас» – мир и знание о нем? Чтобы ответить на него, считает Кант, необходимо понять, как появляются сами знания. По его мнению, на каждом этапе познавательной деятельности в качестве предпосылок субъект использует определенные априорные формы. Кант выделяет три уровня познавательной деятельности: чувственное познание, рассудок и разум. На чувственной ступени познания априорными формами являются пространство и время. Понятия пространства и времени, подчеркивает Кант, нельзя вывести из чувственного опыта путем абстрагирования. Наоборот, наличие этих форм в сознании обусловливает упорядоченное восприятие вещей и процессов внешнего мира и объективность познания. Пространство и время Кант считает необходимыми и универсальными условиями чувственного опыта, благодаря которым становится возможной такая наука, как математика (арифметика и геометрия).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия"
Книги похожие на "Философия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Философия"
Отзывы читателей о книге "Философия", комментарии и мнения людей о произведении.