Евгений Кузин - Системная теория жизни. Кибернетика живого
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Системная теория жизни. Кибернетика живого"
Описание и краткое содержание "Системная теория жизни. Кибернетика живого" читать бесплатно онлайн.
Автор, доктор наук, профессор в области кибернетики Е. С. Кузин, в своей книге рассказывает о такой проблеме, как исследование Жизни, ее принципов и законов. Автор попытался показать принципиальную, качественную разницу между понятиями «живое» и «неживое». Книга содержит бесценную информацию о системном подходе к Мирозданию как единой и целостной системе, а организацию компонентов, составляющих Мироздание, как системную организацию.
7. Глобальной целью системы Жизнь является распространение Жизни ПО-возможности наибольшему пространству Вселенной за наименьшее время. Во фрагментах Вселенной, уже завоеванных жизнью, ее целью является сохранение жизни на уже освоенных территориях с одновременным улучшением ее качества для живого.
Целенаправленность и целесообразность пронизывают все этажи системной иерархии: каждый целостный фрагмент системы Жизнь (т.е. вычлененный из нее как целостная подсистема) имеет свою собственную ЛОКАЛЬНУЮ ЦЕЛЬ, которая в подавляющем большинстве случаев не совпадает с ГЦ. Противоречие локальных целей отдельных компонентов Глобальной цели целого является ГЛАВНЫМ ПРОТИВОРЕЧИЕМ ЖИЗНИ, которое ей приходится постоянно разрешать в своем продвижении к ГЦ, подчиняя локальные цели достижению Глобальной и вырабатывая различные способы такого подчинения – управления жизнью.
8. Достижение ГЦ осуществляется продвижением к ней. Движение – это процесс, система Жизнь – это ПРОЦЕСС, направленный на достижение Глобальной цели. Каждый фрагмент живого – на любом уровне системной иерархии это тоже процесс – «подпроцесс» процесса более высокого уровня, выполняющий в нем определенную функцию. Каждый целостный фрагмент живого (подпроцесс) находится в постоянном поиске наиболее целесообразных путей достижения цели, к которой он стремится: система Жизнь в целом – в поисках путей достижения ГЦ, фрагменты живого (подпроцессы) – в поисках путей достижения соответствующих локальных целей.
Движение потока жизни осуществляется одновременно по многим ветвям, направленным на освоение разных миров или специфических территорий этих миров. Самым сложным для освоения периодом является приход жизни в новый, временно оконечный в ветви мир, названный в СТЖ терминальным миром. В этот период зона поиска еще очень широка, а число неиспробованных вариантов освоения очень велико. Земной мир – это терминальный мир, в котором пока только определяются основные параметры мироустройства. И именно этим объясняется большинство негативных явлений Земной жизни.
9. Целенаправленность и целесообразность деятельности потока жизни и всего составляющего ее живого может быть достигнута только в результате МЫШЛЕНИЯ, причем РАЗУМНОГО мышления. Обладание мышлением – это УСЛОВИЕ существования жизни: все живое во Вселенной мыслит и все, что мыслит – живое.
Движением потока жизни к ГЦ в Мироздании управляет Всемирный Разум (ВМР), движением потока в каждом отдельном мире управляет соответствующий Мировой Разум (МР), свой в каждом отдельном мире. Мировые разумы являются фрагментами Всемирного Разума и подчинены ему в своей деятельности.
Решения МР, управляющего каким-либо конкретным миром, специфичны, поскольку определяются особенностями мира, которым он управляет. В работе рассматриваются только действия МР, управляющего Земным миром и, соответственно, Земной Жизнью (ЗЖ). И ВМР, и МР на каждом очередном шаге развития жизни интегрируют разум всего ранее созданного живого в Интегрированной Системе Жизнь (ИСЖ). В результате такой интеграции разум каждой отдельной сущности (индивида) с одной стороны, как бы растворяется в разуме МР, с другой – является отдельной частицей МР, участвующей в его деятельности. Формулировка «Всё в одном, одно во Всём» справедлива не только для организации жизни в целом, но прежде всего для организации разума. Процесс постоянной интеграции того, что возникает, в том, что уже есть – это основа процесса формирования жизни.
Мы (в данном случае автор) не пытаемся угадать логику мышления МР, поскольку эта логика встроена в нас Мировым Разумом, и мы мыслим в ЕГО ЛОГИКЕ, хотя и называем эту логику ГУМАНОИДНЫМ МЫШЛЕНИЕМ. Все человечество (а также все остальные живые особи) мыслят совместно с МР, но организация в МР процесса ОБОБЩАЮЩЕГО МЫШЛЕНИЯ принципиально отличается от способов организации коллективного (не обобщающего!) мышления, существующих в человеческом обществе. МР НЕ руководит нашим мышлением, а МЫСЛИТ НАМИ, как человек мыслит нейронами своего мозга. Мы должны хорошо понимать, что в процессе обобщающего мышления МЫСЛИМ НЕ МЫ, А МЫСЛЯТ НАМИ, точно так же, как человек мыслит нейронами, а не руководит их мыслительной деятельностью, принимая решения на основе анализа ее результатов. Еще раз: МЫСЛИМ НЕ МЫ, А МЫСЛЯТ НАМИ и только такая организация может образовать ЕДИНЫЙ МЫСЛЯЩИЙ ОРГАНИЗМ, КОТОРЫМ ЯВЛЯЕТСЯ МИРОЗДАНИЕ и КАЖДЫЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕГО МИРОВ.
10. Мировой разум выполняет в нашем (Земном) мире функции творения жизни и управления ею, т.е. те же самые функции, которые религиозные учения возлагают на Бога. И в том и в другом случае МЫ-человечество – говорим о некоторой гипотетической Верховной Творящей и Руководящей Силе, признавая ее существование, и исходя из этого, описываем организацию Мироздания (или Вселенной). Но поскольку эта сила гипотетическая, а гипотезы в нашем (Земном) мире может выдвигать только человек, то именно МЫ ПРИПИСЫВАЕМ ЕЙ те свойства, которыми она, как МЫ считаем должна обладать. И в зависимости от того, какие возможности мы ей приписываем, нам приходится по-разному убеждать в адекватности наших взглядов.
Теистическим теориям много проще: трактовка Бога как трансцендентной сущности, которая знает все и может все, а пути достижения и того и другого человечеству неведомы и не могут быть ведомы, позволяет никому НИЧЕГО НЕ ОБЪЯСНЯТЬ. Теории же, отстаивающие естественное происхождение Мироздания (и, следовательно, жизни) должны (обязаны) не только высказать свои взгляды, но и обосновать их, т.е. описать те механизмы, которые их поддерживают, и показать их реалистичность. Мало того, естественным теориям, кроме того, требуется опровергнуть другие теории, также стоящие на позициях естественного происхождения жизни, и показать их несостоятельность.
Между понятиями БОГ и МИРОВОЙ РАЗУМ существуют принципиальные отличия. Отличия МР (а также ВМР) от Бога, который по убеждению верующих управляет миром (или Вселенной в целом), заключаются в том, что МР не стоит НАД нами (людьми), а мы часть его. МР – это естественное образование созданное самой жизнью. Он объединяет разум всех нас. Он знает очень много, но он не всеведущ, чем наделяют Бога теистические учения, и стремится познать то, что не знает. Он может очень много, но далеко не всё, и стремится научиться делать то, что пока не умеет делать. Он постоянно наращивает свои знания, в том числе через знания входящих в его состав индивидов и развивает свои умения и способности в процессе продвижения жизни по Вселенной. Он может ошибаться и учится на своих ошибках. При этом, ВМР и МР, хотя и существуют во Вселенной, занимаются только Жизнью – ВМР развитием Жизни в Мироздании, а МР – развитием ЗЖ, в отличие от Бога, власть которого по представлениям религиозных учений распространяется и на Вселенную.
В отличие от образа Бога, создаваемого в теистических учениях, о целях которого обычно не говорится четко, хотя подразумевается, что он их имеет, но они неведомы людям, Мировой Разум имеет одну, объединяющую всю его деятельность, цель. Вся деятельность МР полностью направлена на достижение ГЦ и ради ее достижения он может жертвовать всем, что замедляет и тем более мешает продвижению к ГЦ. В этом смысле он не обладает чувством жалости – его стратегия при движении к ГЦ – жертвовать меньшим, чтобы получить большее (говоря шахматным языком – гамбитная стратегия). И эта стратегия осуществляется на всех этажах системной иерархии живого: каждое живое существо готово расстаться со своей частью (органом), чтобы сохранить целое (жизнь). Человек для МР не особое существо, «созданное по образу и подобию Всевышнего», а орудие, способствующее МР в достижении ГЦ, но орудие очень важное и необходимое ему, поскольку наделено высшей на Земле степенью разумности – интеллектом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Системная теория жизни. Кибернетика живого"
Книги похожие на "Системная теория жизни. Кибернетика живого" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Кузин - Системная теория жизни. Кибернетика живого"
Отзывы читателей о книге "Системная теория жизни. Кибернетика живого", комментарии и мнения людей о произведении.