» » » Татьяна Гудкова - Особенности корпоративной культуры российских компаний


Авторские права

Татьяна Гудкова - Особенности корпоративной культуры российских компаний

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Гудкова - Особенности корпоративной культуры российских компаний" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Корпоративная культура, бизнес, издательство ЛитагентЭкономический факультет МГУe39042c3-2327-11e6-9614-0cc47a545a1e, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Гудкова - Особенности корпоративной культуры российских компаний
Рейтинг:
Название:
Особенности корпоративной культуры российских компаний
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-9988-0306-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Особенности корпоративной культуры российских компаний"

Описание и краткое содержание "Особенности корпоративной культуры российских компаний" читать бесплатно онлайн.



Вопросы повышении эффективности функционирования хозяйствующих субъектов всегда занимали важное место в экономической науке и практике. Помимо изучения материальных факторов, влияющих на достижение хозяйственных целей коммерческой организации, в настоящее время особое значение приобретает поиск новых возможностей, позволяющих фирмам выгодно отличаться от своих конкурентов. Наряду с разработкой новейших технологий, качественных товаров, маркетинговых стратегий, все более актуальным становится поиск новых ценностей фирмы, формирующих ее корпоративную культуру.

В своем исследовании автор монографии обосновывает значение корпоративной культуры фирмы как важного фактора, влияющего на эффективность ее функционирования. В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации на рынке культура фирмы может стать одним из ключевых ресурсов, который поспособствует целостному и устойчивому развитию фирмы в долгосрочной перспективе и повышению ее конкурентоспособности. Задача каждой современной российской фирмы – найти собственную культуру, обрести свое лицо, оздоровить внутрифирменный климат.






В период существования советской плановой экономики сложился особый тип деловой культуры хозяйственных организаций с характерными институциональными особенностями. Вот некоторые особенности культуры социалистического предприятия: жесткая вертикальная иерархия организационных структур; концентрация власти в руках относительно небольшого круга людей; тенденция к установлению жесткого контроля в организации; авторитарность стилей управления. Все это мало сочеталось с требованиями рыночной экономики.

Радикальная трансформация отношений в российских деловых организациях в начале 90-годов XX века, вызванная началом рыночных реформ, привела к попыткам заимствования и внедрения различных типов культуры фирмы, существующих и эффективно функционирующих на Западе. Но на практике выявились особенности российского менталитета, которые не позволяли слепо копировать чужой опыт. Использование в России моделей рыночной трансформации экономики, предложенных западными странами (шоковой терапии, массовой приватизации и т. д.), привели к последствиям, далеким от запланированных, в том числе и ввиду того, что игнорировалась специфика российской деловой культуры. Негативными последствиями такой политики явились криминализация экономической деятельности, падение жизненного уровня населения, закрытие предприятий и т. д. Результатом стало и сильное снижение степени доверия между экономическими субъектами.[69]

Следовательно, используя западные концепции культуры фирмы для совершенствования функционирования экономических организаций в России, мы должны брать оттуда не готовые рецепты, а способы понимания происходящих процессов и по возможности применять эту методологию с учетом национальных черт и национального опыта хозяйствования. Необходимо формирование нового типа российской культуры фирмы, соответствующего принципам демократического, правового и социального государства, конечной целью которого является достижение высокого качества жизни каждого гражданина и общества в целом.

Более пристальное внимание вопросу формирования российской концепции культуры фирмы будет уделено в следующей главе. Но для начала определим, какие факторы оказывают наибольшее влияние на культуру фирмы, и изучим ее типологию.

Глава 2. Содержательная характеристика культуры фирмы

2.1. Факторы, оказывающие влияние на культуру фирмы

Я не желаю, чтобы мой дом был обнесен со всех сторон стеной и чтобы мои окна были наглухо заколочены: я хочу, чтобы культура всех стран свободно проникала в мой лом. Но я не желаю, чтобы меня сбили с ног.

Мохандас Карамчанд Ганди

Как уже отмечалось, в экономической литературе отсутствует строгое употребление таких терминов, как «организационная культура», «корпоративная культура» и «культура фирмы». Если организацию как таковую рассматривать как сложную социальную систему, состоящую из нескольких взаимозависимых подсистем, то наряду с этим следует отметить, что и фирму экономисты также рассматривают как сложную, социально-экономическую открытую систему. Экономическая организация является частным случаем организации, осуществляющей экономическую деятельность, т. е. участвующей в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Таким образом, под организационной культурой как таковой следует понимать культуру любой организации, независимо от вида деятельности, формы собственности вида организационной структуры и численности персонала а носителями культуры фирмы являются непосредственно коммерческие организации, находящиеся в особой социально-экономической среде; как внутренней так и внешней. Поскольку корпорация – это особый вид фирмы то корпоративная культура может рассматриваться как специфическая разновидность культуры фирмы.

Уже отмечалось, что институциональная теория рассматривает фирму как социальный институт, как открытую систему, увязанную с внутренней и внешней средой. Этот подход отличается от узкого представления о фирме, согласно которому выделяется лишь часть характеристик, относящихся к конкретной среде, в которой функционирует фирма: технико-экономической, рыночной, научно-технической. Из виду при этом упускаются характеристики среды социальной, включающей в себя, помимо других, и культурные отношения. «…Западная экономическая теория все более сталкивается с трудностями, проистекающими из излишней экономизированности ее координат, из-за слабой включенности в ее парадигму… надэкономического полюса, который может принимать разные формы выражения: духовное, этическое, национально-государственное, цивилизационное, социокультурное, экологическое т. п.».[70] Попробуем обозначить ряд неэкономических факторов социальной среды, оказывающих влияние на внутреннюю среду фирмы, а, следовательно, и на ее культуру.

Каждую фирму можно рассматривать как совокупность людей, стремящихся к определенным целям и решающих поставленные задачи за достаточно продолжительный отрезок времени. В условиях сегодняшней информационной эры и нарастающего многообразия мира роль человеческих знаний и социальных коммуникаций становится одной из определяющих в процессе достижения фирмой и ее работниками своих целей. Исходя из этого, разработка концепции культуры фирмы в условиях постиндустриального общества определяется сознанием того, что главный потенциал для прогрессивных изменений кроется в человеке, его сознании, культуре.

Научно-технический прогресс в развитых странах привел к росту технологического потенциала, связанного с внедрением компьютерной техники и информационных технологий. Образование и интеллект на новом этапе развития человечества приобретают решающее значение. В рамках концепции, которая отвечала бы экономическим, политическим, социальным и общегуманистическим потребностям современного мира, человеческие ресурсы становятся значимым конкурентным преимуществом любой фирмы.

В национальном богатстве разных стран, в том числе и в России,[71] возрастает удельный вес человеческого капитала, который понимается как совокупность всех производительных качеств работника, т. е. он включает приобретенные знания, навыки, а также мотивацию и энергию, которые используются для производства экономических благ.[72] По подсчетам специалистов в разных странах доля человеческого капитала в общей величине национального богатства составляет от 2/3; до 3/4.[73]

Среди общей численности занятых растет доля интеллектуальных работников (сегодня западные авторы относят к этой категории не менее 40 % всей рабочей силы, занятой в народном хозяйстве развитых стран). Фирмы, не основывающие свою производственную деятельность на максимальном использовании интеллектуального потенциала работников, становятся неконкурентоспособными. Современные компании, стремящиеся перейти от традиционных материальных ценностей к удовлетворению высших человеческих потребностей, путем роста творческого характера труда, в свою очередь становятся наиболее передовыми и достигают наибольших успехов. Наглядным примером этого является то, что 15 из 20 самых богатых людей США представляют компании, возникшие в течение последних 10–20 лет в информационном бизнесе: Microsoft, Metromedia, Intel, Oracle, Viacom, New World Communications и др.

Для того чтобы наращивать и использовать человеческий потенциал, необходимо обеспечивать непрерывное обучение людей. Последние годы характеризуются стремительным ростом инвестиций в человека, к основным формам которых обычно относят: образование, воспитание, здравоохранение, а также весь комплекс затрат, связанных с подготовкой человека к производству.

Расходы на подготовку кадров внутри фирмы все чаше начинают рассматриваться не как издержки на рабочую силу, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для ее процветания. При обучении новых работников акцент делается на развитие инициативы и творческого отношения к труду. Производится периодическая ротация рабочих мест для расширения профессионального кругозора и выявления индивидуальных способностей. Такое обучение повышает гибкость рабочей силы, обеспечивает быструю адаптацию к меняющимся условиям восприимчивость к овладению новыми технологиями и условиям производства.

Итак, люди, формирующие культуру фирмы, и знания, которые они несут, становятся главным залогом успеха любой организации. Механизм формирования культуры фирмы, благодаря которому происходит взращивание культурных образцов и их усвоение сотрудниками, безусловно, является наиболее сложным и противоречивым аспектом в изучении ее феномена.

Исследователи настаивают на существовании в современных фирмах двух основных способов формирования ее культуры:[74]

1. В основе формирования и дальнейшего развития культуры фирмы лежит инициатива основателей и других представителей высшего руководства. Однако, как и другие представители высшего руководства, основатель не способен создать сильную культуру фирмы без активной поддержки со стороны единомышленников. В том случае, если основателю фирмы удается объединить вокруг себя группу разделяющих его взгляды и идеи людей, в их лице он приобретает союзников для формирования культуры фирмы. В обратном случае, если в фирму, а особенно на руководящие посты, приходят люди с несовместимыми или даже противоречивыми позициями, возможность формирования единой культуры фирмы ставится под большое сомнение.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Особенности корпоративной культуры российских компаний"

Книги похожие на "Особенности корпоративной культуры российских компаний" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Гудкова

Татьяна Гудкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Гудкова - Особенности корпоративной культуры российских компаний"

Отзывы читателей о книге "Особенности корпоративной культуры российских компаний", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.